Библиографическое описание:

Ильясова К. К. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 31-35.

 

Только то, в человеке прочно и надежно,

что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Я. А. Коменский

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера? Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину». С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры.

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений.

Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы:

игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет

Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет.

Задачи по развитию математических представлений с детьми 3 – 5 лет:

  • Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).
  • Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.
  • Формирование способностей к моделированию.
  • Формирование дочисловых математических представлений.
  • Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
  • Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб.
  • Знакомство с пространственными отношениями.

Палочки Кюизенера вначале используется как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Но в ходе игры они замечают некоторые отношения между длиной палочки и числом.

Возраст детей

Дидактические игры

Задачи

Игровые действия

3- 4 года

2 младшая группа

«Заборчик»

 

 

 

 

«Зоопарк»

 

 

 

 

 

«Играем с цветом»

 

Закрепить понятие цвета и размера, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать наблюдательность.

 

Закрепить отношение эквивалентности по длине и цвету, развивать умение соотносить и сравнивать, делать выводы.

 

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

 

Дети строят забор, используя палочки одного цвета.

 

 

Детям предлагается построить клетку для животных в зоопарке, используя палочки одного цвета.

 

Воспитатель предлагает делать красивые орнаменты, чередовать цвет, комбинировать. На первых порах можно диктовать порядок действий (например, вагоны в поезде красного и голубого цвета).

4 – 5 лет

средняя группа

«Лягушонок»

 

 

 

 

 

 

 

«Моделируем прямоугольник

 

 

 

«Поезд»

 

Развивать способности к моделированию, учить детей составлять целое из частей по схеме с цветовым обозначением палочек. Развивать пространственную ориентировку.

 

Развивать способности к моделированию, развивать представления о прямоугольнике, развивать зрительный глазомер.

Учить детей работать с алгоритмами, соотносить палочку с числом. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Дети по схеме составляют лягушонка.

 

 

 

 

 

 

Дети составляют прямоугольник по образцу.

 

 

 

Дети по схеме (вначале цветовой, потом числовой) составляют поезд. И отвечают на вопросы воспитателя.

 

Второй этап 5 – 7 лет.

Задачи по развитию математических представлений с детьми 5 – 7 лет:

  • Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших.
  • Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета.
  • Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?»
  • Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки.
  • Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
  • Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
  • Развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера.
  • Логические задачи с палочками Кюизенера.

 

Возраст

Дидактические игры

Задачи

Игровые действия

5-6 лет старшая группа

«Цветные коврики»

 

 

 

 

«Выложи по цифрам»

 

 

 

 

«Узнай длину ленты»

 

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать логическое мышление, внимание.

 

Закреплять умениедетей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении.

 

Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, развивать зрительный глазомер.

Дети составляют коврик, чередуя например желтый цвет и палочку меньшей длины, например красной, дополняя ее белой, чтоб получилась одна длина.

Дети выкладывают дерево в соответствии с рисунком, следуя цветовому обозначению.

 

 

Предлагается узнать длину каждой ленты с помощью мерки (розовой палочки).

6- 7 лет

подгото-вительная

группа

 

 

«Модель недели»

 

 

 

 

 

«Складываем палочки»

 

 

 

 

Логическая задача «Детская железная дорога»

 

Учить детей соотносить цвет и длину палочки с числом. Закреплять дни недели и их условное замещение цветной палочкой.

 

Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей.

 

Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

 

Предлагается вспомнить какой сегодня день недели и показать на модели палочку, которая ее обозначает.

 

 

 

Предлагается взять в правую руку голубую палочку, а в левую розовую, а затем сложить их.

 

 

Предлагается построить поезд из трех вагонов: голубого, желтого и розового, причем в середине желтый, а розовый не является первым. Сколько пассажиров село в поезд на вокзале, если в каждый вагон помещается столько пассажиров, какое число эта палочка обозначает?

 

Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе.

Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

 

C:\Users\Таня\Desktop\4a0e19f7dccb80658a792097028a53fa.jpg

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО Ст в журнал\DSCN1766.jpgC:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО Ст в журнал\DSCN1809.jpg

Литература:

  1. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  2. З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
  3. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  4. М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  5. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
  6. Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
  8. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, математических представлений, способностей детей дошкольного, Палочки Кюизенера, палочек Кюизенера, интеллектуальных способностей детей, элементарных математических представлений, «цветные палочки» Кюизенера, дошкольного возраста» журнал, развития детей, особенности детей дошкольного, возраста» журнал «Детский, журнал «Детский сад, моторики детей дошкольного, детей элементарных математических, цветных палочек детей, детей дошкольного возраста», детей старшего дошкольного, детей младшего дошкольного, интеллектуальное развитие детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle