Библиографическое описание:

Ильясова К. К. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 31-35.

 

Только то, в человеке прочно и надежно,

что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Я. А. Коменский

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера? Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину». С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры.

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений.

Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы:

игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет

Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет.

Задачи по развитию математических представлений с детьми 3 – 5 лет:

  • Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).
  • Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.
  • Формирование способностей к моделированию.
  • Формирование дочисловых математических представлений.
  • Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
  • Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб.
  • Знакомство с пространственными отношениями.

Палочки Кюизенера вначале используется как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Но в ходе игры они замечают некоторые отношения между длиной палочки и числом.

Возраст детей

Дидактические игры

Задачи

Игровые действия

3- 4 года

2 младшая группа

«Заборчик»

 

 

 

 

«Зоопарк»

 

 

 

 

 

«Играем с цветом»

 

Закрепить понятие цвета и размера, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать наблюдательность.

 

Закрепить отношение эквивалентности по длине и цвету, развивать умение соотносить и сравнивать, делать выводы.

 

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

 

Дети строят забор, используя палочки одного цвета.

 

 

Детям предлагается построить клетку для животных в зоопарке, используя палочки одного цвета.

 

Воспитатель предлагает делать красивые орнаменты, чередовать цвет, комбинировать. На первых порах можно диктовать порядок действий (например, вагоны в поезде красного и голубого цвета).

4 – 5 лет

средняя группа

«Лягушонок»

 

 

 

 

 

 

 

«Моделируем прямоугольник

 

 

 

«Поезд»

 

Развивать способности к моделированию, учить детей составлять целое из частей по схеме с цветовым обозначением палочек. Развивать пространственную ориентировку.

 

Развивать способности к моделированию, развивать представления о прямоугольнике, развивать зрительный глазомер.

Учить детей работать с алгоритмами, соотносить палочку с числом. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Дети по схеме составляют лягушонка.

 

 

 

 

 

 

Дети составляют прямоугольник по образцу.

 

 

 

Дети по схеме (вначале цветовой, потом числовой) составляют поезд. И отвечают на вопросы воспитателя.

 

Второй этап 5 – 7 лет.

Задачи по развитию математических представлений с детьми 5 – 7 лет:

  • Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших.
  • Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета.
  • Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?»
  • Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки.
  • Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
  • Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
  • Развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера.
  • Логические задачи с палочками Кюизенера.

 

Возраст

Дидактические игры

Задачи

Игровые действия

5-6 лет старшая группа

«Цветные коврики»

 

 

 

 

«Выложи по цифрам»

 

 

 

 

«Узнай длину ленты»

 

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать логическое мышление, внимание.

 

Закреплять умениедетей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении.

 

Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, развивать зрительный глазомер.

Дети составляют коврик, чередуя например желтый цвет и палочку меньшей длины, например красной, дополняя ее белой, чтоб получилась одна длина.

Дети выкладывают дерево в соответствии с рисунком, следуя цветовому обозначению.

 

 

Предлагается узнать длину каждой ленты с помощью мерки (розовой палочки).

6- 7 лет

подгото-вительная

группа

 

 

«Модель недели»

 

 

 

 

 

«Складываем палочки»

 

 

 

 

Логическая задача «Детская железная дорога»

 

Учить детей соотносить цвет и длину палочки с числом. Закреплять дни недели и их условное замещение цветной палочкой.

 

Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей.

 

Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

 

Предлагается вспомнить какой сегодня день недели и показать на модели палочку, которая ее обозначает.

 

 

 

Предлагается взять в правую руку голубую палочку, а в левую розовую, а затем сложить их.

 

 

Предлагается построить поезд из трех вагонов: голубого, желтого и розового, причем в середине желтый, а розовый не является первым. Сколько пассажиров село в поезд на вокзале, если в каждый вагон помещается столько пассажиров, какое число эта палочка обозначает?

 

Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе.

Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

 

C:\Users\Таня\Desktop\4a0e19f7dccb80658a792097028a53fa.jpg

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО Ст в журнал\DSCN1766.jpgC:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО Ст в журнал\DSCN1809.jpg

Литература:

  1. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  2. З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
  3. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  4. М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  5. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
  6. Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
  8. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ М.: Издательство ГНОМ, 2013.
  9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle