Библиографическое описание:

Абдыкерим кызы Г., Жаанбаева Ч. К. К вопросу о правовом положении осужденных военнослужащих // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 529-532.



 

В настоящей статье говорится о том, что основы правового положения осужденных в полной мере распространяются и на осужденных военнослужащих. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан, установленные Конституцией Кыргызской Республики с ограничениями, определенными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Ключевые слова: правовое положение осужденных, военнослужащие, преступность военнослужащих, исполнение наказаний.

 

Правовой основой военной службы в вооруженных силах и других воинских формированиях Кыргызской Республики является Конституция Кыргызской Республики [1] и другие законы.

Особое место в ряду этих законов занимает Закон Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» [2], принятый в 2009 году.

Закон регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности, военной и альтернативной службах в целях реализации гражданами Кыргызской Республики конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Защита Отечества — святой долг и обязанность граждан Кыргызской Республики. Граждане Кыргызской Республики независимо от расы, языка, этнической принадлежности, политических и иных убеждений, образования, происхождения, а также других обстоятельств обязаны проходить военную службу в вооруженных силах, других воинских формированиях и государственных органах Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба. В соответствии со статьей 3 указанного Закона, военная служба — особый вид государственной службы, направленный на выполнение гражданами воинской обязанности в вооруженных силах, других воинских формированиях и государственных органах Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба.

Естественно, что к военнослужащим предъявляются повышенные требования. Так правонарушения, которые в обычных условиях не представляют общественной опасности, в условиях военной службы признаются преступлениями.

В частности максимальная ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 112 УК КР) предусматривается лишением свободы до одного года. Тогда как в условиях военной службы подобные действия оцениваются как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (статья 359 УК КР). Это деяние при наличии квалифицирующих признаков (п.п.1, 2, 3, 4, 5, 6 части 2) наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Статья 110 (побои) вообще исключена Законом КР от 25 июля 2007 года № 91. Тогда как нанесение побоев в отношении начальника, (статья 351 УК КР насильственные действия в отношении начальника) наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до четырех лет. И такое отношение общественно оправдано. Общество и государство вправе предъявлять к своим защитникам повышенные требования. Воинская доблесть и героизм всегда были характерными чертами кыргызского народа. К сожалению, в первые годы независимого развития по ряду объективных и субъективных причин вопросам укрепления обороноспособности страны и военного строительства не уделялось должного внимания. Такое положение сохранялось до печальных и вынуждено героических Баткенских событий 1999-2000 годов.

Высокую боеготовность и умение действовать в сложной обстановке в начальном этапе Баткенских событий показали только внутренние войска МВД Кыргызской Республики, которые имели накопленный опыт выполнения служебно-боевых задач в горячих точках бывшего СССР. Столь бедственное положение в вооруженных силах Кыргызской Республики в целом, естественно не могло не отразиться на состоянии воинской дисциплины и правопорядка в вооруженных силах. Наиболее характерными воинскими преступлениями являлись, самовольное оставление части или места службы (статья 359 УК КР), которое приобретало массовый характер, а также неуставные взаимоотношения между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статья 358 УК КР). Указанное преступление зачастую приводило к тяжким последствиям, имевшим резонансный характер.

Среди офицеров и прапорщиков преобладало злоупотребление должностным положением (статья 304 УК КР), превышение должностных полномочий (статья 305 УК КР), а среди военнослужащих указанных категорий тыловых структур — заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам Кыргызской Республики (статья 306 УК КР) и незаконное использование бюджетных средств.

Большое негативное влияние на состояние преступности в вооруженных силах и других воинских формированиях Кыргызской Республики оказала откровенно криминальная идеология, целенаправленно насаждаемая лидерами организованной преступности в учебных учреждениях, прежде всего специализированных спортивных. Представители преступной «элиты» антиобщественных группировок представлялись «кумирами» для молодежи. Закономерно, что подобные настроения переносились в армейскую среду и в условиях отсутствия опытных командиров в подразделениях, запущенности и недостатка воспитательной работы трансформировались в преступные действия. Важную роль в противодействии преступности в вооруженных силах призвано сыграть проводимая военная реформа.

Президентом Кыргызской Республики — Главнокомандующим вооруженными силами Кыргызской Республики А.Атамбаевым утверждена военная доктрина, которая предусматривает единое руководство вооруженными силами, разделение полномочий вновь создаваемого управленческого органа Генерального штаба вооруженных сил и Министерства обороны [3].

Комплексная программа борьбы с преступностью призвана наряду с другими задачами выработать систему исправления осужденных военнослужащих, которая отвечала бы современным требованиям. В статье 7 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики отражены принципы уголовно-исполнительного законодательства: — законность; — гуманизм; — демократизм; — равенство осужденных перед законом; — дифференциация и индивидуализация исполнения наказания; — рациональное применение принудительных средств и стимулирование правопослушного поведения; — соединение наказания с исправительным воздействием. Задача состоит в том, чтобы наполнить эти принципы реальным содержанием с учетом специфики военной службы.

В статье 9 уголовно-исправительного кодекса определено, что государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает установленные законом условия отбывания наказания, гарантия социальной справедливости, правовую и иную защищенность. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан, установленные Конституцией Кыргызской Республики и ограничениями, определенными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Вышеперечисленные основы правового положения осужденных в полной мере распространяются и на осужденных военнослужащих. С учетом специфических особенностей военной службы, в уголовном кодексе Кыргызской Республики предусмотрено, что к военнослужащим могут применяться кроме общих также и специальные виды наказаний.

В соответствии со статьей 42 уголовного кодекса Кыргызской Республики только к военнослужащим, причем срочной службы может применяться наказание — содержание в дисциплинарной воинской части. В качестве дополнительного наказания может применяться лишение воинского звания. В соответствии со статьей 43 Уголовного кодекса Кыргызской Республики военнослужащим не могут быть назначены общественные работы, а также исправительные работы (статья 46 УК КР) и ограничение свободы (статья 46 УК КР).

Статья 47 Уголовного кодекса Кыргызской Республики предусматривает, что содержание в дисциплинарной воинской части применяется к военнослужащим срочной службы на срок от трех месяцев до одного года в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, а также когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет необходимым вместо лишения свободы на срок не свыше пяти лет применить содержание в дисциплинарной воинской части, сроком до одного года. Следует отметить, что в отношении осужденных военнослужащих наметилась несколько противоречивая тенденция.

С одной стороны более широко стали применяться наказания, не связанные с изоляцией от общества. При этом если по ранее действующему Закону Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики» военнослужащие офицеры и прапорщики осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, при определенных условиях могли продолжать военную службу, то в соответствии со статьей 31 Закона о всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах (в редакции Закона КР от 9 июня 2012 года № 79) «вступление в законную силу приговора суда о признании военнослужащего виновным за совершенное им преступление», является основанием для досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.

Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, в том числе и при назначении наказания, не связанного с изоляцией от общества, практически теряют право на дальнейшее прохождение военной службы. Данное обстоятельство во многом является более суровым наказанием, чем само осуждение.

Специальным видом наказания, применяемым только к военнослужащим срочной службы, является содержание в дисциплинарной воинской части. Статья 29 Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, военной и альтернативной службах» определяет, что солдатам, сержантам и старшинам, отбывающим наказание в дисциплинарных частях, время отбывания наказания в срок срочной военной службы не засчитывается.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной части, при условии его безупречной службы, время пребывания в дисциплинарной части может быть в установленном порядке засчитано в срок срочной военной службы. Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется отдельными дисциплинарными батальонами или отдельными дисциплинарными ротами. Их организационная структура и численность определяется Министерством обороны Кыргызской Республики. Порядок направления и приема осужденных в дисциплинарные воинские части определяется Министерством обороны Кыргызской Республики. Статья УИК КР регламентирует исправление и его основные средства.

Закон рассматривает исправление осужденного как формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Основными средствами исправления осужденных признаны:

     режим;

     воспитательная работа;

     общественно-полезный труд;

     получение образования;

     профессиональная подготовка;

     общественное воздействие [4, c. 179].

Наряду с вышеперечисленным основными средствами исправления в отношении осужденных военнослужащих, с учетом их специфики, применяется также воинское обучение (статья 119 УИК КР). Статья 120 УИК КР регламентирует режим в дисциплинарной воинской части.

Порядок исполнения и отбывания наказания определяется Министерством обороны Кыргызской Республики. Установленный в дисциплинарной воинской части порядок исполнения и отбывания наказания обеспечивает:

     охрану осужденных в пределах дисциплинарной части;

     надзор за ними;

     исполнение возложенных на них обязанностей и воинское обучение;

     реализацию ими прав и законных интересов;

     безопасность осужденных и персонала.

Обязанностью осужденных военнослужащих являются соблюдение требований режима, установленных в дисциплинарной воинской части. В период отбывания наказания в дисциплинарной воинской части все осужденные независимо от их воинского звания и характера предыдущей службы находятся на положении солдат и носят единые установленные для данной части форму одежды и знаки различия.

 

Литература:

 

  1.                Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gov.kg/?page_id=263&lang=ru.
  2.                Закон Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» № 43 от 9 февраля 2009 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202536.
  3.                Указ Президента Кыргызской Республики «О Военной доктрине Кыргызской Республики» от 15 июля 2013 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61673.
  4.                Кенжебек кызы М. Правовое регулирование трудовых отношений осужденных в пенитенциарной системе/М. Кенжебек кызы // Вестник Международного университета Кыргызстана. — 2007. — № 2. — с. 179.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle