Библиографическое описание:

Шеранова М. Б., Шукурова Х. С., Алимкулов С. О. Особенности формирования современного педагога // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 884-887.



Особенности формирования современного педагога

 

И сегодня еще встречаются люди, которые считают, что учителем быть легко. Для этого даже не обязательно учиться в специальном педагогическом учебном заведении. Рассуждают обычно так: быть учителем просто, особенно учителем истории, географии, литературы... Выучил определенный объем материала по учебнику, иди в класс и рассказывай детям. И действительно, выучить несколько страниц учебника сможет каждый, кто имеет здоровую память. Возможно, что сумеет неплохо рассказать содержание заученного. Но доступно ли каждому объяснить учащимся закономерности науки? Сделать обучение развивающимся? Подчинить учебно-воспитательный процесс принципу научности? Думается, что только человек, получивший специальное образование, учитель-предметник сможет успешно справиться с этими задачами.

Отсюда вывод: с первого дня пребывания в педвузе будущему учителю необходимо утвердиться в мысли, что учебно-воспитательная деятельность — одна из сложнейших, что первейшим условием в достижении педагогического мастерства является знание современной методологии и глубокое усвоение на ее основе специальных и психолого-педагогических дисциплин. С первых дней обучения в педагогическом институте будущему учителю надо систематически и напряженно работать (теоретически и практически) над формированием профессиональной направленности, максимально готовить себя непосредственно к делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

В учебных планах педагогических институтов на подготовку учителя по специальности отводится основная часть бюджета времени. И это понятно: за годы обучения студенту надо фундаментально овладеть наукой, основами которой надо будет вооружать школьников, овладеть понятийным аппаратом и материалистическим пониманием науки. В то же время надо иметь в виду, что пединститут готовит не просто предметника, скажем, физика, химика, историка и т. д., а учителя соответствующей науки, воспитателя. Преподаваемый предмет в его руках должен превратиться в инструмент, с помощью которого формируется личность человека, то есть учитель соединяет в неразрывное единство функцию обучения и воспитания. Без глубокой теоретической и практической подготовки в области психолого-педагогических наук справиться с этой задачей не так легко.

Творчески усваивая основы педагогики и психологии, вооружаясь обобщенными знаниями о структуре педагогического воздействия, студент готовит себя к эффективному учительскому труду, исключающему неправильные решения и поступки, позволяющему более успешно решать намеченные задачи «без изнурительных проб и ошибок».

Только овладение педагогической теорией и психологией, которые объясняют основные механизмы педагогической деятельности, может гарантировать студенту его превращение через несколько лет работы в школе в учителя-мастера. Отсюда задачи, встающие перед студентом: систематически работать над углублением знаний по психологии и педагогике, активнее формировать свою теоретико-познавательную направленность и потребность в овладении педагогической теорией.

Анализ научных публикаций и опыта работы показывает, что коллективы кафедр педагогики и психологии различных педагогических институтов находят эффективные пути формирования у студентов глубокого интереса, устойчивого положительного отношения к дисциплинам психолого-педагогического цикла. В Джизакском государственном педагогическом институте им. А.Кадыри, например, большое внимание уделяют вводной лекции по педагогике, общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии и истории педагогики, справедливо считая, что качеством первой лекции; ее идейно-теоретическим и научно-методическим уровнем во многом предопределяется дальнейшее отношение студенчества к этим дисциплинам. Текст вводной лекции по каждому курсу заранее представляется на кафедру для тщательного изучения, анализа и последующего обсуждения на заседании кафедры.

Значительное место в профессиональной подготовке занимают и другие внеаудиторные формы работы: неделя педагогического мастерства, дни психологии, конкурсы педагогического мастерства, которые стали традиционными в нашем и других педагогических вузах.

На семинарских и лабораторно-практических занятиях по педагогике и психологии особое внимание обращается на решение психолого-педагогических задач и ситуаций. Все чаще преподаватели на практических занятиях организуют микропреподавание, когда студенты привлекаются к моделированию, например, проверки теоретической готовности своих товарищей (класс) по теме занятия и других элементов учебно-воспитательного процесса. Обучаясь в вузе, будущие учителя вовлекаются в педагогическую деятельность, формируя основы педагогической техники.

В дальнейшем проверка и отработка предварительно сформированных профессиональных умений происходят в процессе педагогической практики, которая ставит студента в условия, максимально приближенные к реальному педагогическому процессу в школе.

Педагогическая практика является важным звеном в подготовке специалиста к профессиональной работе. В Джизакском государственном педагогическом институте она проводится в два этапа.

  1.                Производственные практики.
  2.                Педагогическая практика. Учебно-воспитательная практика на предвыпускных и выпускных курсах в различных типах общеобразовательных школ и средних специальных профессионально-технических учебных заведений. В процессе этой практики студенты овладевают основами профессионально-педагогических умений, связанных с проведением учебно-воспитательной работы в школе.

Активно участвуя в методической и исследовательской работе, практиканты выпускных курсов приобретают умения по анализу своей практической деятельности, обобщению учебно-воспитательной работы учителей, систематическому наблюдению и отбору объективных данных для выполнения дипломных работ.

На каждом этапе педагогическая практика имеет свои конкретные задачи, но каждый предшествующий этап подготавливает студента к новой, более сложной работе на следующем этапе, придавая практике в целом непрерывный, развивающийся характер.

Доказано, что учитель тем более успешно осуществляет профессиональную деятельность, тем легче овладевает детским коллективом, завоевывает у него доверие и расположение, чем больше у него знаний, навыков, умений, непосредственно не относящихся к профессии учителя. В современных условиях студент приобретает их, занимаясь в различных научных кружках и отделениях факультета общественных профессий. В Джизакском государственном педагогическом институте, например, каждый студент на III и IV курсе обучается в школе молодого лектора, он учится разрабатывать структуру лекции по определенной теме, подбирать необходимую информацию для ее содержания, доступно и верно излагать материал с точки зрения современной методологии и научной достоверности. А главное, будущие учителя учатся выступать перед детьми и населением, учатся говорить, естественно и последовательно действовать перед аудиторией.

С большим желанием и увлечением занимаются студенты в кружках художественной самодеятельности: хоровом, танцевальном, драматическом, игры на музыкальных инструментах и др. В более 15 кружке художественной самодеятельности принимают участие более 1500 студент развивает навыки внеклассной работы. Только на факультете естествознание участвуют в художественной самодеятельности более 300 человек с разных курсов.

Оканчивая различные факультеты, студенты приобретают умения и навыки петь и организовывать хор, фотографировать, разучивать и проводить детские игры, декламировать, руководить спортивными секциями и т. д. Понятно, что все это расширяет организаторские возможности будущего учителя, обеспечивает основу для более успешного овладения педагогическим мастерством.

Педагог-мастер — это тонкий и вдумчивый учитель, хороший воспитатель, в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной работы. Тяжело мастерство учителя. Постичь его в студенческие годы невозможно, оно формируется в процессе непосредственного педагогического труда и тем быстрее и легче, чем прочнее теоретический фундамент. Как же лучше обеспечить молодым путь к учительскому совершенству? Интересный опыт в этом направлении накоплен, например, органами народного образования г. Джизак.

Формирование мастерства, как отмечают исследователи, проходит по трем взаимно связанным этапам. Первый — ознакомление с литературой по данному вопросу, с теоретическими работами по педагогике и психологии, прослушивание лекций специалистов и опытных ученых. Второй — составление плана по совершенствованию педагогического мастерства: выдвижение гипотез, изучение передового опыта своих коллег, наблюдение, показательные уроки, обсуждение посещенных уроков и т. д. Третий — непосредственное внедрение в собственную практику результатов научных исследований и передового опыта, самовоспитание и усовершенствование приемов работы, отработка нужных умений, проверка эффективности применяемых методов обучения и воспитания и т. д.

Таким образом, путь к педагогическому мастерству может быть выражен формулой: профподготовка — профдеятельность — широкое самообразование. Следует заметить, что без последнего не могут быть полноценными ни первый, ни второй компоненты этой формулы.

Учитель-мастер — это человек, которым овладевает азарт постоянного обогащения политическими и профессиональными знаниями, азарт непрекращающегося совершенствования, человек, у которого никогда не ослабевает стремление все дальше постигать секреты обучения и воспитания детей.

 

Литература:

 

  1.                Насырова.З.М. «Методика проведения занятий по социальной педагогике», методические указания. — Ташкент, -2011.
  2.                www.pedagog.uz

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle