Библиографическое описание:

Ронова Г. Н., Конева Д. А., Яковлева В. Н. Теоретические основы разработки и реализации стратегии фирмы // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 473-475.



 

С того момента как впервые появился термин «стратегическое управление» этой теме было посвящено большое количество статей в журналах, выпущено десятки книг, были разработаны разнообразные методы решения «стратегических» проблем». В настоящее время в нашей стране все большой популярностью пользуются современные технологии стратегического управления. Это связанно в первую очередь с тем, что этот инструмент позволяет организации развиваться в строго заданном направлении и по итогу получать отличные результаты. Сегодня изучение формирования финансовой политики предприятия является очень актуальным вопросом. Ввиду того, что грамотно составленная стратегия позволяет решать текущие проблемы компании.

По И.Ансоффу формулирование стратегий состоит из определенных решений таких, как: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о портфельной стратегии; конкурентная стратегия; создание альтернативных проектов, их отбор и реализация. [1.208 с]

М.Мескон делит, процесс формирования стратегии состоит на девять шагов, таких как: разработка миссии и целей фирмы; оценка и анализ внешней среды; управленческое обследование сильных и слабых сторон; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация и оценка стратегии. [2.416 с]

Все это говорит о том, что в науке нет однозначного определения финансовой стратегии, но все же если обобщить определения, которые можно встретить в литературе, то можно сказать, что финансовая стратегия — это своеобразный план действий предприятия, который охватывает планирование финансов для обеспечения стабильности. Этого можно достичь с помощью формирования и выбора эффективных путей достижения поставленных целей.

Основными задачами финансовой стратегии является, во-первых, определение способов плодотворного использования возможностей; во-вторых финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности; в-третьих изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов.

Как правило, предприятия, разрабатывая стратегию, руководствуются основными принципами:

          рассмотрение предприятия как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации;

          финансовая стратегия должна быть взаимосвязана с функциональными стратегиями;

          финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия.

Существует множество стратегий,применяемых в теории стратегического управления, но их разнообразие стратегий весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков стратегии предприятия существенны такие признаки, как: уровень принятия решений; базовая концепция достижения конкурентных преимуществ; стадия жизненного цикла отрасли; относительная сила отраслевой позиции организации; степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе; стремление высшего руководства к повышению статуса предприятия в отрасли.

Еще одним фактом, который усложняет классификацию является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков. Авторы книги «Основы стратегического управления» Забелин П. В. и Моисеева Н. К. предлагают классифицировать все стратегии по трем признакам [6.86 c].

          ·принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ;

          ·принадлежность к стратегии управления портфелем сфер бизнеса;

          ·принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий.

В стратегическом управлении существует четыре уровня стратегии:

Корпоративный, данный уровень зачастую можно увидеть в компаниях, которые работают в нескольких сферах бизнеса. Принимаются такие решения, как продажи, ликвидация, перепрофилировании отдельных сфер бизнеса, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.

Сферы бизнеса считается уровнем первых руководителей независимых организаций или входящих в состав диверсифицированных организаций, отвечающих за разработку и реализацию стратегии сферы бизнеса.

Функциональный считается уровнем руководителей функциональных сфер, финансов, маркетинга, производства и т. д.

Линейный считается уровнем руководителей подразделений организации или представительств, филиалов.

Принцип иерархической подчиненности координирует стратегическое управление на всех уровнях. Стратегический план нижнего уровня должен разрабатываться на основе стратегического плана, как правило, первого верхнего уровня.

Следующим важным этапом является работа по реализации финансовой стратегии. Многие ведущие специалисты в области стратегического управления считают, что разработать стратегическую программу легче, на практике же все оказывается намного сложнее. Именно поэтому реализации финансовой стратегии предприятия как заключительный этап требует соответствующего внимания.

Для процесса реализации финансовой стратегии можно выделить следующие особенности:

Управление реализацией направлено в первую очередь не на осуществление всех стратегических решений, а на достижение основной цели его финансовой деятельности. Это связано с тем, что в условиях сегодняшней ситуации в стране отдельные решения зачастую теряют свою актуальность и заменяются на новые, но основные цели все таки носят стабильный характер и меняются только тогда, когда меняются цели базовой стратегии. На следующем этапе предусматривает исправление ошибок, которые были допущены на этапе разработки. Далее происходит смещение акцентов стратегического финансового управления предприятием. На предыдущих этапах этот процесс носил более аналитический характер, то на этапе реализации стратегии основные управленческие усилия приобретают характер непосредственных действий. В завершении осуществляется сравнение достигнутых результатов с запланированными.

При реализации стратегии одни и те же управленческие решения в похожих ситуациях, воспроизводимые разными компаниями, а иногда и одной и той же фирмой, но в разный отрезок времени не всегда приводят к одинаковым результатам, а зачастую даже наоборот. Данную ситуацию можно объяснить тем, что для каждой компании в первую очередь все же необходим свой индивидуальный подход. Для того чтобы выбранная стратегия в будущем привела к успешной реализации необходимо, что бы сотрудники четко понимали поставленную цель фирмы и были неформально вовлечены в процесс выполнения стратегий. Руководство в свою очередь должно своевременно обеспечивать ресурсами и иметь четкий план реализации стратегии в виде целевых установок. Следует отметить, что стратегии развития предприятия, их разработка, выбор и программа выполнения это составной — наиболее ответственный этап стратегического управления, важнейшая функция в управлении организации, обеспечивающая длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.В стратегическом управлении стратегия понимается как «долгосрочное качественное определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям» [4. с.88].

 

Литература:

 

  1.                Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. — 208 с.
  2.                Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И.Ансофф. — СПб: Питер Ком, 2000. — 416 с.
  3.                Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия, 2004
  4.                Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 528с.
  5.                Дедюкина В. В.,Ронова Г. Н. Роль финансовой стратегии в управлении предприятием/Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров кафедры Банковского дела и финансового менеджмента. Москва.2015. С.175–181
  6.                Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособ. — М.: Маркетинг, 2007.-86 c.
  7.                Стратегическое планирование: Учебник / Под ред. Э. А. Уткина. — СПб: Питер, 2008. — 312с.
  8.                Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес — школа «Интел-Синтез», 2008. — 246с.
  9.                Хазбиев А. Небесная диалектика // Эксперт. — 2009. — № 10 — С. 48–51.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle