Библиографическое описание:

Мухамеджанова Л. П., Вахидова М. Т. Применение новой педагогической технологии в общественных дисциплинах в процессе подготовки педагогических кадров ССиПО // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 840-842.



 

Применение и преимущество модульно-рейтинговых технологий в высших профессиональных учебных заведениях, как наиболее объективный интеграл студентов учебного мероприятия. Опыт применения технологии.

Ключевые слова: технология, педагогическая технология, новые информационные технологии, модуль, рейтинг, дидактика, смыслопостижение, самооценка, самоуважение, самореализация, достраивание.

 

The advantages of modular-rating technology application in institutes of higher education as most objective integral criterion of students learning activity are considered. The experience of technology application was summarized. Positive aspects of modular-rating technology were accented.

 

В результате высшего образования должны быть подготовлены люди, умеющие думать, искать и находить собстственные решения.

Дж. Брунер

 

Одним из новых для педагогики является понятие «технологии», часто встречающиеся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Слово «технология» происходит от греческих слов — искусство, мастерство и — учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Появление этого термина из сферы информационных технологий и направления исследований в педагогике не является случайностью.

Распространение термина «технологии» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины. В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средне-специального и высшего образования.

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий.

Повышение качества образования и воспитания специалистов в высшей школе составляет одну из основных задач реформы образования. Одной из ее целей является усиление ответственности студентов за качество обучения и повышение общественного и профессионального престижа преподавателей. Главная задача любого вуза — формирование компетентного специалиста, обладающего такими качествами, как мобильность, конкурентоспособность, лабильность, гибкость в общении, коммуникабельность, стрессоустойчивость, целеустремленность.

Традиционная система обучения в высших учебных заведениях имеет ряд существенных недостатков, которые не позволяют получить достоверную информацию о знаниях и возможностях студентов достичь конечной цели обучения кратчайшим путем. Поэтому вузы нуждаются в разработке новых информационных технологий и методов обучения, которые бы позволили вывести существующую систему высшего образования на качественно новый уровень, обеспечивающий всестороннюю подготовку выпускников. Традиционный способ определения уровня подготовки студентов по результатам экзаменов не обладает высокой чувствительностью, так как лишь позволяет включать конкретного студента, например отличника, в определенную группу без внутригруппового ранжирования. Однако, контроль учебной работы в вузе надо рассматривать как одно из ведущих средств управления учебно-воспитательным процессом. Не является секретом, что студенты в большинстве своем учатся от сессии к сессии, а во время семестра тратят учебное время на «хождение по мукам». Поэтому всегда насущным является вопрос: как сделать учебный процесс для студента и для преподавателя регулярным?

Возникает необходимость разработки таких оценочных методов и средств, которые позволили бы оценить способности и готовность выпускника как интегративную целостность критериев, показателей, уровней, индикаторов, соотнесенных с тем, что требуется от специалиста на рынке труда.

Для решения этой проблемы в течение последнего десятилетия достаточно широко применяется модульно-рейтинговая технология. Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики. Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения.

Рейтинговая технология в западноевропейских и американских школах работает уже давно. В нашей стране она начала применяться в связи с тем, что традиционная пятибалльная оценка знаний, умений и навыков давно стала «тесной», а нередко и необъективной.

Назрела острая необходимость введения в образовательной системе оценки, направленной на решение следующих задач:

        обеспечение систематической и объективной оценки успехов каждого студента;

        обеспечение творческой, ритмичной и активной работы, как студентов, так и преподавателей;

        создание дополнительных стимулов в процессе обучения.

Слово «рейтинг» означает «оценка, класс, ранг, разряд». Рейтинг — это интегральная оценка в баллах всех видов деятельности студентов. Это подразумевает целостную систему оценки учебной деятельности, более гибкую и широкую, по сравнению с традиционной пятибалльной оценкой. Рейтинг студента — это метод распределения студентов по местам в зависимости от их достижений, а также научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и образовательного процесса в целом.

Весь программный материал предмета, который должен быть усвоен студентом, при рейтинговой оценке рассматривается как одно целое, равное 100 %. Модуль — это автономная, логически завершенная часть изучаемого материала. Весь учебный материал разбивается на модули, и определяется максимальный рейтинг каждого из них. Максимальный рейтинг модуля — это тот балл, который может получить студент, усвоивший материал в полном объеме и достигший требуемого уровня усвоения. Максимальный рейтинг модуля зависит от сложности и объема учебного материала. За минимальный рейтинг модуля принимается 70 % от максимального. Контрольная точка — это занятие, на котором студент должен продемонстрировать приобретенные знания, умения и навыки.

Сам рейтинг должен быть как текущим, так и итоговым. Активизация учебного процесса проводится с помощью коэффициентов (баллов), которые имеют как повышающийся, так и понижающийся характер. Коэффициенты должны быть поделены на текущие и итоговые. Текущие коэффициенты определяются качеством выполнения и сложностью задания. Итоговый коэффициент может определяться сроком сдачи контрольного задания. Поэтому для каждого модуля должны быть разработаны коэффициенты сложности и определен срок сдачи работ, а также соответствующий дидактический материал.

Экзамен или зачет, завершающий любой курс, может способствовать прибавке дополнительных баллов к индивидуальному рейтингу студента.

Кроме того, дополнительные баллы студенты получают за участие в олимпиадах и их результаты, за написание и защиту рефератов.

Основой модульно-рейтинговой технологии является сценарный, т. е.:

  1. смыслопостижение;
  2. самооценка;
  3. самоуважение;
  4. самореализация;
  5. самоорганизация познавательной деятельности (самодостраивание).

Моделью обучения является спираль. Этапы процесса обучения составляют входной контроль, диагностика, выбор траектории обучения, контроль, коррекция, итоговый контроль.

Модульно-рейтинговая технология позволяет индивидуализировать учебную деятельность, совершенствовать умения студентов самостоятельно добывать знания и развивать рефлексивные способности.

Рейтинговая система оценки знаний студентов позволяет:

  1. Определять уровень подготовки студента;
  2. Рассматривать объективно динамику образовательного процесса студента;
  3. Своевременно корректировать работу студента;
  4. Планировать диапазон уровня знаний студента;
  5. Дифференцировать значимость полученных баллов;
  6. Отражать текущий и итоговый вклад учебного труда студентов;
  7. Создать мотивационное отношение к студенту;
  8. Перенести центр тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студента;
  9. Обеспечить более высокий уровень планирования учебного процесса.

Общим итогом является повышение качества образования. Проведение рейтинговых срезов требует большой подготовки от преподавателя, как до проведения, так и после среза. Результаты должны быть тщательно обработаны, проанализированы и доведены до студента. Ранжирование на основе рейтинговых оценок позволяет достаточно точно определить уровень подготовки каждого студента.

Модульно-рейтинговая технология в Узбекистане применяется с 1995 года. При изучении дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Социология», «Политология» и других общественных дисциплин в сочетании с такими инновационными педагогическими технологиями, как интегральная технология и коллективный способ обучения. Такое сочетание побуждает студентов к активности и самостоятельности в познании нового, формировании системных знаний, которые характеризуются следующими показателями:

        подвижностью знаний, то есть имеет место перенос приобретенных знаний, умений и навыков в новые условия, на новые объекты и процессы;

        доказательностью, обоснованностью высказываемых суждений;

        возможностью применять приобретенные знания в практической деятельности.

Важной чертой сочетания указанных педагогических технологий в процессе обучения является свобода, предоставляемая студенту для самостоятельного освоения материала, то есть для учебы без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Другая значимая черта — опережающий характер обучения, так как реализация актуальной задачи подготовки специалистов, способных быстро приспосабливаться к изменениям производства, адаптироваться в новых условиях, принимать обдуманные и своевременные решения, возможна только при упреждающей эти изменения подготовке кадров.

Таким образом, студенты легко адаптируются и успешно ориентируются в данной системе оценивания их учебной деятельности, меньше становится скучающих на занятиях, повышается мотивация обучения и эффективность знания. Стимулом к системному учебному труду является и то, что студент, набравший более 86 баллов при изучении курса, получает оценку «отлично» автоматически.

Для решения указанных проблем целесообразно применение новых педагогических методов обучения в преподавании общественных дисциплин.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle