Библиографическое описание:

Липатов А. А. Факторы ценообразование на рынке автомобильных топлив в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 438-440.

 

В данной статье рассмотрен вопрос ценообразования на рынке автомобильного топлива России. Проанализирована структура цены, зависимость цены от различных факторов, показана динамика цен за последние 10 лет. Представлен механизм формирования внутренних цен с учетом влияния мирового уровня цены на нефть. Выяснены причины которые способствуют росту цен на автомобильное топливо при падении мировых цен на нефть. В заключении сделаны выводы о перспективах развития ценовой ситуации на рынке автомобильных топлив.

Ключевые слова:ценообразование, налоговый маневр, нефтепродукты.

 

Вопрос ценообразования на рынке автомобильных топлив является одним из ключевых для экономики России. Это обусловлено тем, что цены на бензин с каждым годом становятся выше и есть основания полагать, что стоимость бензина и дизельного топлива будут неуклонно расти и в дальнейшем. В отличие от зарубежных стран, в которых изменение мировых цен на нефть оказывает существенное влияние на цены нефтепродуктов, в Российской Федерации рынок нефтепродуктов не так сильно зависит от данных обстоятельств. Стоимость российского автомобильного топлива зависит в основном от налоговой составляющей.

В Российской Федерации средняя стоимость одного литра АИ-95 в настоящее момент времени составляет 39 рублей 25 копеек. Структура данной цены зависит от различных факторов: таких как принимаемая правительством РФ налоговая составляющая, в первую очередь, зависящая от мировой стоимости нефти; наценки в розничной торговле; переработки нефти; хранении и транспортировки автомобильных топлив. Налоговые программы, которые принимаются в связи с изменением мировых цен на нефть, служат главным инструментом наполнения различных бюджетов страны, таких как: дорожные фонды за счет акцизов на автомобильное топливо; федеральный бюджет за счет НДПИ и НДС, что оказывает заметное влияние на фактор ценообразования автомобильных топлив.

Так как в РФ цена нефти влияет на стоимость валюты, в которой образуется вознаграждение за экспорт нефти, а средняя стоимость барреля нефти закладывается в бюджете страны на планируемый год. В 2015 году стоимость заложена на уровне 3075 рублей за нефть марки "Urals". Ценообразование нефти "Urals" основывается на цене марки "Brent", но дешевле ее в связи с худшим качеством из-за большего содержания серы и продается ниже на 1-2 доллара от цены марки нефти "Brent". В соответствии с тем, что на данный момент времени цена нефти значительно снизилась, а диапазон колебаний нефти марки "Urals" находится в переделах от 46 долларов до 48 долларов, курс валюты в связи с данным событием значительно вырос, так как идет тренд снижения вознаграждения от экспорта в российской валюте. Согласно данному обстоятельству в 2014 году Министерством финансов был предложен налоговый маневр, целью которого стало уменьшение экспортных пошлин на нефть и увеличение доли НДПИ, данный налоговый маневр вступил в силу. В структуре издержек производства автомобильных топлив величина налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимает существенное положение. Фактическая ставка налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти на 01.01.2015 — 31.12.2015 составляет 766 рублей за тонну. [1] Но также согласно статье 342 Налогового кодекса РФ, налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). На июль 2015 года налоговая ставка с учетом коэффициента Кц, руб./ тонна составила в размере 6801,2374. В полной себестоимости добычи нефти доля НДПИ достигает уровня порядка 60 %.

В соответствии с данными событиями перераспределение налоговых платежей с экспортной составляющей в пользу НДПИ означает, что налоговая нагрузка на нефтяную отрасль будет увеличиваться, не смотря на предположения сохранения прежней налоговой системы в стране. А в связи с тем, что наблюдается растущий уровень автомобилизации в РФ и возможны сокращением объемов добычи нефти, можно ожидать значительное снижение уровня экспорта нефти и нефтепродуктов.

При данных условиях введенного налогового маневра на действующих месторождениях возникнет соответствующие увеличение себестоимости добычи нефти, что повлечет снижение рентабельности скважин на существующих месторождениях, а в дальнейшем снижение добычи нефти и станет необходимым ввод новых месторождений.  [2]

Также в силу отсутствия снижения действующих акцизов на производство топлив, а они достаточно высоки и действуют по принципу: выше экологичность топлива — ниже акциз, в 2015 г. акциз на автобензин класса Евро-3 составил 12 879 руб./т., на автобензин класса Евро-4 составил 10 358 руб./т, а на автобензин класса Евро-5 6233 руб./т. [1] В связи с данными пошлинами и фактом того, что многие НПЗ действующие на территории РФ не все были модернизированы для производства топлива класса Евро-5, а для модернизации нужны значительные инвестиции, нефтяные компании вынуждены платить более высокие пошлины, что в свою очередь отражается на конечных потребителях в виде более высоких цен на автомобильное топливо реализующееся через розничную торговлю.

Обстоятельства возникающие из-за налогового маневра, а также размеров акцизов и ситуации устаревших основных производственных фондов, повлекут увеличение издержек у нефтяных компаний. Большую часть данных издержек будет нести конечный потребитель, и в силу их роста и различных уровней программ реализации, цены на автомобильный бензин и дизельное топливо будут стремиться к более высоким расценкам, что наблюдается на протяжении длительного времени в РФ.

Рассматривая динамику цен на автомобильное топливо с 2006 по 2015 годы, отчетливо видно, что с каждым годом происходит рост цен в среднем на 7,5-8 %, лишь в период с 2007 по 2008 годы этот показатель заметно ниже, а по нефтепродукту АИ-92 цена стала ниже в 2008 году по сравнению с предыдущим ( табл. 1).

Таблица 1

Изменение средней цены на бензин с 2006-2015 гг. (руб./л).

Изменение средней цены на бензин за 15 лет (руб./л)*

Года

Марка бензина

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015 текущие

АИ-92

18,70

20,31

20,12

24,31

25,03

27,42

26,35

28,90

29,90

35,20

АИ-95

20,15

21,90

22,80

25,00

25,40

30,00

27,90

32,30

37,5

39,25

АИ-98

 

 

 

 

 

 

28,80

34,50

39,30

42,95

 

Источники: данные ФАС, обзор цен на бензин от консалтинговой компании "ОМТ-Консалт".

Структура действующей цены на автомобильное топливо характеризуется различными составляющими, такими как: хранение и транспортировка, переработка нефти, стоимость сырья, наценкой в розничной торговле, и налогами — НДПИ, НДС, Акциз. (рис.1)

Рис. 1. Структура действующей цены на автомобильный бензин в РФ. (выраженная в процентном соотношении)

 

Главным образом в составе действующей цены доминирующее положении составляют налоги, их доля составляет 43 %. На втором месте находиться наценка продавца — 23 %. Стоимость сырья и нефти занимает 15 %, переработка нефти — 11 % и 4 % уходит на транспортировку и хранение.

Помимо налоговой нагрузки существуют и иные факторы влияющие на ценообразование автомобильного топлива. К ним относятся: картельный сговор, зависимость цены на бензин от географического положения субъекта в РФ.

Картельный сговор является одной из основных причин высокой цены на бензин. По оценкам экономистов, на рынке бензина чистая олигополия. Был предпринят ряд мер в этом направлении Федеральной Антимонопольной службой. ФАС возбудила антимонопольные дела против крупнейших нефтяных компаний "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти",обвинив их в завышении цен на нефтепродукты. Всего ФАС возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов. [3]

Судебные заседания, решившихся в пользу ФАС, в бюджет РФ были выплачены штрафы в размере 19 миллиардов рублей. Основными установленными нарушителями на тот момент были: ОАО "Газпром- нефть" и еще не приобретенный в состав ОАО "НК Роснефть"- ОАО «ТНК-ВР Холдинг». Но тенденция данных проблем не изменилась.

Другим фактором выступает зависимость цены на бензин от географического положения субъекта РФ. Расположение бензоколонки в населенном пункте. Цена зависит от населенности местности и района города, арендной платы за землю и других факторов. Рентабельность автозаправочных станций определяется уровнем платежеспособного спроса населения. [4]

Ценообразование на рынке является наиболее актуальной проблемой, но ее решение не имеет своего начала, так как вопрос образования цены напрямую зависит от таких факторов, как добыча нефти, транспортировка добытой нефти на НПЗ, переработка нефти, хранение полученных нефтепродуктов, розничная реализация через сеть АЗС, но самые основные факторы задающие динамику цен, является налоговая составляющая зависящая от цены нефти.

Рассмотрев данные факторы и динамику цен очевидно, что возрастание цены с каждым годом неизбежно, так как данный сегмент рынка значительно облагается налогами, а налоговые ставки возрастают с каждым годом, и в связи с уровнем колебаний нефтяных котировок, и конечно же с условиями введенного налогового маневра нацеленного на увеличение ставок НДПИ, что неблагоприятно будет сказываться на добыче нефти, так как приведет к увеличению ее себестоимости и снижению рентабельности для нефтяных организаций — последствиями чего, будет увеличение стоимости автомобильных топлив.

 

Литература:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ — [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL : http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения 10.09.2015)
  2. Мировые цены на нефть снижаются. В результате цены на бензин в Америке падают вместе с котировками, а в России все наоборот. Анализируем экономические причины, опрашиваем экспертов и сравниваем графики с 2006 года по наши дни.- [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.kolesa.ru/article/pochemu-v-ssha-benzin-desheveet-a-v-rossii-dorozhaet-2014-11-11
  3. Случаи выявления картельных сговоров в России — [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://ria.ru/spravka/20130527/939703562.html (дата обращения 03.09.2014)
  4. За литр бензина мы переплачиваем по 2—3 рубля —[Электронный ресурс]. Режим доступа.URL:http://www.izvestia.ru/economic/article3103596/ (дата обращения 05.08.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle