Библиографическое описание:

Орлова Е. И. Формирование активной гражданской позиции и воспитание лидерских качеств подростков в разновозрастном детском объединении «Флагман» // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 847-849.



 

Происходящие в России социально-политические, социально-экономические перемены усложнили функционирование основных социальных институтов общества, в том числе, и системы дополнительного образования. Развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания.

«Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо сегодня помочь им достичь того уровня социальной компетентности, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, сформировать активную жизненную позицию. Одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания» [2]. Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла своей жизни.

В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем — источник, может быть, даже более значимый, чем школьное образование. Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо сегодня помочь им достичь того уровня социальной компетентности, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, сформировать активную жизненную позицию.

Формирование лидерской позиции подростка связано с активным отношением к жизни, развитием способности к рефлексии, способностью оказывать влияние на людей, возможностью создания команды единомышленников для направления их усилий на достижение согласованных социально значимых целей. Лидерская позиция подростка характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций. Развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже с младшего школьного возраста, особое внимание уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидерство необходимо рассматривать, как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает, как элемент групповой структуры.

Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать определенные способности можно лишь в деятельности.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.

«Так как наша основная идея — создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям, строя все на изучении детей, нужна большая работа, чтобы установить те основы, которые надо вложить в создание этого дела. В наших школах дело не построено на основах детских потребностей, так как принцип школы — в наименьшее время дать наибольшее количество знаний. Этот же утилитаризм мы видим во всех подготовительных группах, где главная цель — подготовить, выдержать экзамен. Вот этой ошибки и не следует допускать в свободной внешкольной работе, которая должна быть построена на изучении детских инстинктов, характера, трудоспособности и желаний. Изучение свободных детских организаций приводит к мысли, что они возникают в силу необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться к жизни. У детей есть свой аппарат, с помощью которого они по-своему обрабатывают эти приспособительные знания и опыт. Эту потребность учиться жизни можно сравнить с серьезной потребностью исследовать у ученого» [6].

Детское самоуправление, в данном случае, выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления — на уровне детского коллектива — формой пространства, специально созданного для реализации педагогических идей раскрытия перед ребенком тех видов взаимодействия, которые ведут к успеху, к самоутверждению.

Участие в жизнедеятельности коллектива готовит подростков к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления — подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять.

Воспитание активной жизненной гражданской позиции и лидерских качеств является одной из основных целей детского объединения (разновозрастного отряда) «Флагман», где дети девяти — шестнадцати лет учатся взаимодействовать в командах, стараясь добиться наивысших результатов совместными усилиями, учатся руководить и подчиняться.

Образование и развитие команд естественно и неизбежно, поскольку:

                педагоги создают их для выполнения какой-либо работы (это могут быть проектные группы, яхтенные и вахтенные экипажи, различные комитеты и коллегии);

                дети могут удовлетворить многие свои потребности только в случае принадлежности к какой-либо команде (в одиночку яхту не вооружишь и далеко на ней не уйдёшь; стенную газету в одиночку не сделаешь; в коллективе люди лучше обучаются).

Принадлежность к команде помогает человеку удовлетворить свои социальные потребности; сформировать себя, как личность; получить возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами команды; получить право участвовать в совместной деятельности, приносящей определенную, не обязательно финансовую, выгоду.

«Можно утверждать, что в основе создания команд лежат три базовые идеи.

  1.    Члены команды объединены общими намерениями, целями и задачами.
  2.    Члены команды взаимозависимы, они нуждаются друг в друге для достижения командных и личных целей.
  3.    Члены команды принимают утверждение, что совместная работа более эффективна» [1].

Декларация детского объединения (разновозрастного отряда) «Флагман»

Мы предлагаем пространство для детей, на котором действуют определенные морально-этические ценности и нормы поведения. Мы называем это пространство отрядом. Мы воспитываем в детях чувство ответственности — за себя, за свой коллектив, за порученное дело. Мы способствуем формированию убеждения ребенка в его способности достигать поставленных целей, добиваться желаемых результатов, способности менять окружающий мир и, что еще важнее, самого себя.

Отряд живет делами. Отряд ведет активную жизнь, постоянно оказываясь в ситуациях, в которых дети берут на себя всю ответственность, потому что никто, кроме них, ее не возьмет. Он дает им возможность чувствовать себя сильным и значимым, а значит, уверенным в этой жизни.

Цели и задачи объединения (разновозрастного отряда) «Флагман»

Воспитание человека, способного нести не только личную, но и коллективную ответственность (воспитание командиров — подготовка управленческого персонала).

Воспитание человека, способного делать осознанный выбор.

Воспитание человека, умеющего занимать и отстаивать собственную позицию.

Действовать в экстремальной ситуации.

Воспитание качеств: целеустремлённость, настойчивость, смелость, рассудительность.

Привитие морально-этических ценностей: отношение к младшим, отношения со старшими, отношения с равными (в возрастной рамке, в должностной рамке).

Получение основных знаний, умений и навыков работы в группе. Умение управлять, подчиняться, способы мотивации, контроль.

Воспитательный процесс проводится в процессе деятельности (коллективно-творческих делах).

Структура объединения (разновозрастного отряда) «Флагман» такова.

В отряде введена система званий. Звание присваивается на основе навыков и опыта подростка, каждое регламентировано обязательным набором знаний отрядных дисциплин, личной активности и дисциплины обучающегося, умения и опыта руководящей деятельности. Присвоение званий — прерогатива Совета Командиров.

Флагманский Совет, состоящий из взрослых инструкторов по разным направлениям работы отряда «Флагман» (парусной теории и практики, истории России и флота, фехтованию, краеведению и журналистике, фото-кино делу), назначает командиров всех уровней и младших инструкторов, основываясь, прежде всего, на звании подростка.

Ребята объединены в команды (экипажи) по четыре человека. Один из них — командир экипажа, остальные — матросы. Каждые два экипажа составляют эскадру с командиром эскадры во главе. Все эскадры объединены во флотилию, работу которой корректирует старший по званию опытный инструктор.

Командиры экипажей отвечают за работу своих матросов во время несения вахты, проектной деятельности, походов, яхтенных тренировок и выходов; в лагерях и т. д. Командиры эскадр отвечают за слаженную работу эскадр, направляя деятельность командиров экипажей в нужное русло.

В отряде есть Знамённая группа (старшие по званию подростки во главе с командиром) и сводный экипаж барабанщиков (самые младшие по званию и возрасту ребята, тоже во главе с командиром).

Есть сводный экипаж младших инструкторов — старших по званию подростков пятнадцати-шестнадцати лет, прошедших отрядные программы.

Во время каникул младшие инструкторы планируют и проводят игровую программу лагерей — городских и выездных — каждый по своему направлению. В течение учебного года младшие инструкторы проводят разработку и реализацию проекта «Большая игра», направленного на развитие личности детей отряда и на командообразование. С 2014 года в отряде проводится обучение подростков (младших инструкторов) игротехнике и методике проведения разовых мероприятий на примере общеотрядной игры.

Таким образом, мы реализуем потребность подростков в принадлежности к конкретной социальной общности, признании и самореализации в деятельности разновозрастной детской общественной организации, где они учатся работать в команде: учатся подчиняться и руководить, приобретают активную гражданскую позицию.

 

Литература:

 

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика,1999
  2. Герасимова Л. А., Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Воспитание социальной активности детей», Оренбургский гос.пед.университет, 2003г
  3. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. — Ярославль: Академия развития, 2004. — 304 с.
  4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании: Школьные технологии, 2004. — № 5. — С. 3–12.
  5. Соколова Н. А., Фуникова Н. И. Педагогика дополнительного образования детей: Учеб. пособие по специальности 031300 «Социальная педагогика», специализация 031304 «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования» /Научн. ред. З. М. Большакова. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. — 278 с.
  6. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. (Сост. Л. Н. Скаткин и др.) / Под ред. Н. П. Кузина и др. — М.: Педагогика, 1980

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle