Библиографическое описание:

Гребенькова С. В. Система работы по профилактике фонематической дислексии у обучающихся первых классов // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 774-777.



 

Цели работы:

1.Выявление речевых нарушений у обучающихся 1-х классов.2. Проведение коррекционной работы в соответствии со структурой речевого деффекта.

Педагогические задачи.

В описываемом опыте эффективно решены следующие задачи:

  1. Формирование и развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Формирование и развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие психологических процессов, влияющих на темп чтения.
  4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активности, самостоятельности, произвольности).
  5. Обогащение кругозора, формирование разносторонних представлений, которые позволят ребенку воспринимать учебный материал осознанно.
  6. Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания.
  7. Формирование и развитие интереса к чтению.

Актуальность опыта.

В стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда — необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показала практика, в наши дни в целом по стране свыше 30 % детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно, если логопату своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы.

При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учащимися овладеть школьными знаниями.

Нарушения чтения (дислексии) у детей младшего школьного возраста — это одна из самых актуальных проблем логопедии. А дислексия, обусловленная недоразвитием фонематического слуха (фонематическая дислексия) — это самый распространенный вид этого нарушения, потому что является составляющей практически всех речевых диагнозов, с которыми работают учителя-логопеды в массовых школах.

Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, а также на школьную адаптацию первоклассников, поэтому профилактика этого нарушения особенно важна для успешного обучения детей в школе.

Чтобы правильно построить коррекционную работу по предупреждению фонематической дислексии, необходимо провести углубленное логопедическое обследование.

Диагностика:

  1.                Начало учебного года

Диагностика устной речи младших школьников по методике Т. И. Фотековой

  1.                В течение учебного года

Авторские промежуточные диагностики

  1.                Конец учебного года

Диагностика процесса чтения у обучающихся-логопатов первых классов по методике Т. А. Фотековой

Для профилактики фонематической дислексии у обучающихся-логопатов 1-х классов, учитывая механизмы этого нарушения, проводится коррекционная работа по следующим направлениям:

Содержание коррекционной работы:

  1. Формирование языкового анализа и синтеза.

        формирование и развитие навыка работы с предложением

        формирование и развитие слогового анализа и синтеза

        развитие фонематического анализа и синтеза

  1. Развитие фонематического восприятия

Формирование и развитие навыка работы с предложением:

Упражнения

  1. Придумывание предложений с заданным количеством слов.
  2. Составление предложений из слов в начальной форме.
  3. Составление схемы предложения различными способами — двигательные упражнения (руками), графическую.
  4. Определение границ предложений по сюжетной картинке.
  5. Определение количества слов в предложении (упражнение «Кулачок»).

Формирование и развитие слогового анализа и синтеза:

  1. Работа с опорой на вспомогательные средства.
  2. Работа в плане громкой речи.
  3. Работа на основе слухопроизносительных представлений.

Работа с опорой на вспомогательные средства:

Упражнения

        Произнесение слова по слогам в сопровождении движений руки слева направо и справа налево.

        Деление слов на слоги с помощью хлопков рук

Работа в речевом плане:

Упражнения

        Определение количества слогов в названных словах.

        Выделение первого слога из названий картинок.

        Определение пропущенного слога в словах по картинкам.

        Составление слов из слогов, данных в беспорядке.

        Выделение слов из предложений с заданным количеством слогов.

        Раскладывание картинок под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы

        Придумывание слов по слоговым графическим схемам, на которых записаны только гласные буквы

Работа в умственном плане на основе слухопроизносительных представлений:

Упражнения

        Придумывание слов с заданным количеством слогов

        Придумывание слов с определенным слогом в начале или в конце слова

        Определение количества слогов в названии картинки и записывание соответствующей цифры

        Называние слов с заданным количеством слогов из предложения, составленного по сюжетной картинке

        Составление слоговых графических схем отдельных слов и предложений.

Развитие фонематического анализа и синтеза:

        Упражнения на определение звукового состава слова.

        Упражнения на определение последовательности звуков в слове.

        Упражнения на определение места каждого звука по отношению к другим звукам.

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

        Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков

        Сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане

План работы по развитию фонематического восприятия:

        Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие и кинестетические ощущения

        Выделение звука на фоне слова

        Формирование умения определять наличие звука в слове

        Определение места звука в слове

        Выделение слова с заданным звуком из предложения

Психологический аспект становления навыка чтения

        Упражнения на увеличение природного темпа деятельности

        Упражнения на развитие артикуляторной подвижности речевого аппарата

        Упражнения на расширение малого поля зрения

        Упражнения на развитие внимания

        Упражнения на развитие памяти

Результативность

Приведенная выше система средств опыта помогает активному включению обучающихся-логопатов первых классов в учебный процесс на занятиях по преодолению фонематической дислексии, а также на уроках русского языка и чтения в классе.

У обучающихся логопункта выросли показатели по развитию фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, расширился лексический запас, а также улучшились показатели сформированности психических процессов (внимания, памяти, мышления). Все это, в свою очередь, положительно повлияло на процесс чтения, что отразилось в увеличении качественных и количественных показателей при проверке техники чтения.

В результате использования приведенной системы упражнений, наглядного и практического материала, представленного в приложениях, удалось улучшить зрительное и слуховое восприятия, а также работу речедвигательного аппарата, что качественно повысило техническую и смысловую сторону процесса чтения.

Между этими сторонами существует неразрывная связь, ведь процесс понимания читаемого определяется характером восприятия.

Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять профилактику нарушений чтения у обучающихся первых классов, но и формировать положительную мотивационную сферу для усвоения навыка чтения и учебной деятельности в целом.

Теоретико-практические основы опыта.

Основная идея данного опыта состоит в том, чтобы показать коррекционную систему работы по профилактике нарушений чтения у обучающихся-логопатов 1-х классов, в частности фонематической дислексии, а также раскрыть принципы работы по формированию психических процессов и мотивации к процессу чтения.

Данный опыт преимущественно основан на методических разработках Л. Н. Ефименковой, а также И. Н. Садовниковой, Р.И Лалаевой и практических психологов С. Н. Костроминой и С. Н. Нагаевой.

Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной практике.

а)      Данный опыт может быть использован учителями — логопедами массовых школ, дефектологами и учителями начальных классов.

б)     При организации коррекционной работы по преодолению нарушений чтения необходимо учитывать:

  1. Подбор упражнений должен соответствовать возрасту и структуре речевого дефекта ребенка.
  2. Упражнения должны отличаться разнообразием.
  3. В работе над упражнениями необходимо задеть различные анализаторы.
  4. В занятия необходимо включать упражнения на развитие психических процессов.
  5. Упражнения должны чередоваться (устные и письменные).

 

Литература:

 

  1. Р.И Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». «Союз» Санкт — Петербург 1998.
  2. Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва, 2004.
  3. Л. Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия». «Книголюб», 2003.
  4. С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». Москва, 1989.
  5. А. Н. Корнев «Нарушения чтения и письма у детей». Санкт — Петербуг, 1997.
  6. Л. С. Волкова «Логопедия». Москва, 1997.
  7. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии», Москва. «Просвещение», 1989.
  8. Р. С. Немов «Психология». Москва. «Просвещение».1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle