Библиографическое описание:

Гамаюнова Т. Ю., Куташов В. А. Пантогам в лечении когнитивных расстройств у детей // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 244-246.



 

Когнитивные функции — это наиболее сложные функции головного мозга, необходимые для осуществления процесса рационального познания мира. К таким функциям относятся восприятие информации, ее анализ и обработка, хранение и передача информации.

О когнитивных расстройствах говорят в тех случаях, когда отмечается ухудшение в одной или более из вышеуказанных сфер по сравнению с относительно индивидуальной нормой для данного пациента.

Проблема когнитивных расстройств у детей в настоящее время является одной из наиболее актуальных и значимых. Когнитивные расстройства часто встречаются у детей вследствие перенесенных заболеваний с поражением нервной системы в перинатальном периоде (гипоксическое поражение мозга, родовая травма, внутриутробная инфекция), дисгенезиях головного мозга, врожденных обменных нарушениях с поражением нервной системы, дегенеративных заболеваниях. Когнитивные расстройства наблюдаются не менее чем у 20 % детей и подростков.

В лечении когнитивных расстройств у детей все большее значение приобретают препараты, воздействующие на обмен центральных медиаторов, особенно лекарственные средства, влияющие на метаболизм тормозного нейромедиатора — гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Одним из таких препаратов является Пантогам.

Ключевые слова: пантогам, когнитивные расстройства.

 

Цели: активация интегративной работы мозга, улучшение внимания и обучения, улучшение памяти, в частности её фаз: фиксации, консолидации, воспроизведение информации, её хранение.

Пантогам также повышает умственную и физическую работоспособность, сочетает мягкое седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, агрессию, уменьшает тревогу.

Актуальность.

В последние годы отмечается рост количества детей, имеющих сложности в обучении. Когнитивные расстройства у детей вызывают обеспокоенность и со стороны учителей, родителей, психиатров. Действительно, так называемые высшие когнитивные функции: восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико — синтетические процессы — являются основой психосоциального развития ребенка, его становления как полноценного члена общества и адекватной адаптации к окружающим условиям. Вместе с тем психофизиологические особенности детей школьного возраста на фоне отягощённого перинатального анамнеза, резидуально-органических изменений ЦНС, астении в зимний и весенний периоды обучения и высоких психических нагрузок часто приводят к неусидчивости, вегетативным расстройствам (головная боль, головокружение, потливость и т. п.), нарушению восприятия предъявляемого материала, что затрудняет усвоение школьных знаний.

Материалы и методы исследования.

В исследовании приняло участие 28 детей от 7 до 15 лет, страдающих когнитивными расстройствами, получающих оздоровление, реабилитацию и образование в КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат». Все дети получили по 3 курса лечения пантогамом в возрастных дозировках длительностью не менее 1,5 мес.

Результаты и обсуждения.

Пантогам — это высокоэффективный отечественный препарат. Он появился более 30 лет назад и занял прочное место в отечественной психоневрологии. По химической структуре он близок к природным соединениям, представляет собой R(D)-4-(2,4-дигидрокси-3,3-диметилбутирил) амино) бутират кальция и является высшим гомологом R(D)(+)-пантотеновой кислоты, в которой бета-аланин замещён на гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК). Пантотеновая (от греческого слова «пантотен» — повсюду, везде) кислота, часто обозначаемая как витамин В5, широко распространена в природе. Её богатыми пищевыми источниками являются печень, почки, яичные желтки, икра рыб, горох, дрожжи. В организме пантотеновая кислота входит в состав кофермента А, который играет важную роль в процессах ацилирования и окисления, участвует в углеводном и жировом обмене и синтезе ацетилхолина.

В современных условиях стресс, гиподинамия, высокие интеллектуальные нагрузки, психоэмоциональное напряжение на фоне резидуально-органических изменений в центральной нервной системе приводят к быстрому утомлению, которое, по сути являясь физиологическим, нередко вызывает истощение высшей нервной деятельности. Впервые в 60-х годах XX века новый класс лекарственных средств, применяющихся для улучшения деятельности головного мозга назван ноотропными препаратами. Темин «Ноотропы» (от греческих слов «ноос» — мышление, разум, и «тропос» — стремление) был принят в 1972 году для обозначения средств, оказывающих специфическое активирующее влияние на интегративные функции мозга. По определению экспертов ВОЗ, ноотропные препараты — это средства, оказывающие прямое активирующее действие на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, т. е. когнитивные функции, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии и токсическим воздействиям.

Пантогам разработан в 70-е годы XX века НПО «Витамины», по химической структуре представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил гамма-аминомасляной кислоты и относится к ноотропным препаратам смешанного типа с широким клиническим применением. Пантогам обладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других лекарственных средств.

          Пантогам является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани, в отличие от других ГАМК-призводных ноотропных препаратов.

          Благодаря присутствию в молекуле Пантогама пентоильного радикала препарат проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС.

          Пантогам при введении в организм практически не метаболизируется и в течение 48 часов выводится в количестве 95–98 % введенной дозы.

          Фармакологические эффекты Пантогама обусловлены прямым влиянием на ГАМК-рецепторноканальный комплекс. Препарат оказывает также активирующее влияние на образование ацетилхолина.

          Пантогам способствует нормализации метаболизма ГАМК при различных видах патологии, улучшает утилизацию глюкозы и кровоснабжение мозга, повышает устойчивость мозга к гипоксии, воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах.

          Пантогам применяется при лечении неврологических и психических заболеваний как изолированно, так и в комбинации с другими препаратами, при этом хорошо переносится детьми.

          Сочетание мягкого психостимулирующего и умеренно седативного эффектов Пантогама (в отличие от других ноотропных средств) позволяет активировать когнитивные (познавательные) функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствуя полноценному отдыху ребенка.

          В действии Пантогама сочетаются противосудорожный, дезинтоксикационный и нейровегетотропный эффекты. Препарат может применяться у детей, страдающих эпилепсией и другими судорожными состояниями.

          Пантогам наряду с нейрометаболическим обладает нейропротекторным и нейротрофическим действием; улучшает когнитивные функции, повышает психическую активность и объем познавательной деятельности.

          В редких случаях нежелательных реакций при применении Пантогама для их устранения достаточно снижения дозы. Несовместимых комбинаций Пантогама с другими препаратами не установлено.

В лечении детей с когнитивными расстройствами Пантогам применялся в суточной дозировке от 750 до 1500 мг в три приёма.

Выводы. В результате применения Пантогама у детей в исследуемой группе отмечается повышение основных показателей когнитивных функций: улучшение запоминания, усвоения учебного материала, улучшение концентрации внимания, повышение учебной мотивации и, как следствие, повышение успеваемости. Снизилась выраженность школьной тревожности, гиперактивность, уменьшилась утомляемость, повысилась самооценка, повысилась активность детей во внеурочное время.

Также уменьшилась интенсивность соматовегетативных проявлений (головная боль, головокружение, лабильность артериального давления, потливость).

 

Литература:

 

  1.                Куташов В. А., А. А. Глухов, Н. А. Степанян, А. И. Рог и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж: 2005– 200 с.
  2.                Кузенкова Л. М., Маслова О. И., Намазова Л. С. и др. Ноотропы в когнитивной неврологии детского возраста. Методическое пособие для врачей. Москва 2008–54 с.
  3.                Маслова О. И., Балканская С. В., Студеникин В. М. и соавт. Когнитивная неврология. Российский педиатрический журнал.-2000, № 5-с.40–41.
  4.                Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. — Москва: изд. МГУ, 1996.-245 с.
  5.                Куташов В. А., Сахаров И. Е., Будневский Л. В. Детская неврология и психиатрия — Воронеж: изд. ВГМА им. Н. Н. Бурденко 2015 г.
  6.                Маслова И. О., Студеникин В. М., Балканская С. В. и соавт. Применение препарата Пантогам сироп для улучшения когнитивных функций у детей. Методическое пособие для врачей. Москва 2000, 24 с.
  7.                Бадалян Л. О. Детская неврология. Москва — 1981 г. 416 с.
  8.                Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва — 1995 г. 112 с.
  9.                Лаурия А. Р. Основы нейропсихологии. Москва — 1991 г. 374 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle