Библиографическое описание:

Шадрин В. В. Краудсорсинг и демократия в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 639-641.



 

Современный уровень развития информационных технологий актуализирует проблему осуществления демократии. Меняются представления о способах, методах и средствах осуществления гражданами своей власти, будь то непосредственно или через представителей. Особого внимания заслуживает осуществление демократии в контексте краудсорсинга.

Краудсорсинг — это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом [1].

Сфера применения краудсорсинга чрезвычайно широка: он применяется в бизнесе, общественной деятельности и политике. Краудсорсинг позволяет решить такие задачи, как создание продукта, голосование, поиск оптимального решения проблемы, поиск людей, сбор информации и мнений, тестирование продуктов, а также для сбора средств (краудфандинг).

Не является исключением и применение технологии краудсорсинга в юридической практике. Ярким тому примером служат действующие в Великобритании сайты Joilitcs и Number 1020. Jolitics позволяет пользователям опубликовать свои законотворческие предложения длиной не более 140 символов, который обсуждается в течение четырех недель, а затем выставляется на голосование. Если предложение было одобрено более 50 % голосующих, то оно может быть отослано члену парламента с указанием числа проголосовавших за него пользователей. Правительственный сайт Number 1020 позволяет размещать онлайн-петиции, которые при сборе более 500 подписей получают официальный ответ от властей, а при сборе более 100 тысяч подписей становятся предметом парламентских слушаний [2, с. 35]. Необычный опыт применения краудсорсинга продемонстрировала конституционная реформа в Исландии. Финансовый кризис 2008–2009 г. спровоцировал масштабные акции протеста, в результате чего правительство было вынуждено уйти в отставку, были проведены досрочные парламентские выборы. Пришедшие к власти левые партии взяли курс на оздоровление экономики и принятие новой конституции. В 2010 г. был создан Конституционный Совет, который состоял из 25 простых граждан, которые не принадлежали ни к одной политической партии. Совет активно использовал известные социальные сети — Facebook, Twitter, YouTube, Flickr. От граждан поступило 3600 комментариев к работе Совета и 370 поправок к Конституции. Каждую неделю Совет публиковал в интернете новые статьи для свободного обсуждения. После изучения и экспертизы поступивших предложений Совет публиковал исправленную версию статей, которые затем обсуждались еще раз. Кроме того, члены Совета раз в неделю размещали отчёт о своей работе на «YouTube», все заседания Совета постоянно транслировались в интернете. Итоговый проект был представлен в 2011 г. в парламент, а в октябре 2012 г. на референдуме текст Конституции был одобрен 67 % голосовавших граждан [3].

В России действует ряд проектов, которые применяют технологию краудсорсинга:

        Федеральный портал проектов нормативных правовых актов;

        Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива»;

        Интернет-проект «Демократор»;

        Демократия2;

Федеральный портал проектов нормативных правовых актов был создан на основе Указа Президента Ф от 9 февраля 2011 г. «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» и принятого во его исполнение Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. «Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». Портал позволяет гражданам узнавать о законодательных инициативах и законопроектах федеральных органов исполнительной власти, обсуждать их и предлагать свои идеи для их улучшения. Существенными недостатками работы Портала являются, во-первых, ограничение круга обсуждаемых проектов — они касаются лишь социально-экономического развития страны, а не всех сфер общественной и государственной жизни; во-вторых, значительная доля проектов носят технический характер, проекты не классифицированы на общественно значимые и технические; в-третьих, узкий круг субъектов, чьи проекты выносятся на обсуждение — нет актов Президента РФ, которые по-прежнему будут готовиться в закрытом режиме [4, с. 68].

«Российская общественная инициатива» (РОИ) был создан во исполнение указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и позволяет гражданам размещать свои общественные инициативы по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Субъектом инициативы может выступить любой гражданин, достигший возраста 18 лет и зарегистрированный на портале www.gosuslugi.ru. Инициатива в течение не более двух месяцев проходит предварительное рассмотрение в экспертной группе на предмет соответствия Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан; кроме того, оценивается актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения. Далее в случае успешного прохождения предварительной экспертизы инициатива публикуется на официальном сайте и становится доступной для голосования. На этом этапе инициативе предоставляется один год для того, чтобы набрать необходимое количество голосов: на федеральном уровне и в субъектах РФ численностью населения более двух млн чел. — не менее 100 тыс. голосов в поддержку инициативы; на региональном и муниципальном — не менее 5 % от численности зарегистрированного населения. После того как инициатива наберет голоса, она попадает в экспертную группу федерального, регионального или муниципального уровня, где будет приниматься решение о мерах по ее реализации [5].

Интернет-проект «Демократор» — это площадка публичного и открытого взаимодействия граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, партий и общественных движений, который позволяет пользователям открыто публиковать и обсуждать проблемы, инициативы, собирать голоса в поддержку их важности, формировать обращения в виде заявлений, предложений, жалоб, и т. п. и направлять эти обращения в организации по принадлежности; органам государственной власти, органам местного самоуправления, партиям, общественным организациям или движениям, коммерческим структурам или иным юридическим лицам, в чей адрес было направлено обращение, открыто размещать ответы и принятые решения по существу полученного обращения, а также получать результаты мониторинга экономической, социальной, культурной и духовной сфер жизни граждан на территории их проживания (проблемы, протестные настроения, общественное мнение и т. д.); пользователям давать публичную открытую оценку на размещенные организациями ответы и принятые решения по обращениям [6].

Сайт Демократия2 — это проект, который построен на концепции «облачной демократии», позволяющий пользователям через свой блог на сайте подавать петиции, проводить выборы, а также вести их обсуждение, выступать в роли экспертов и объединяться в группы по хозяйственному, политическому, географическому или любому другому признаку [7].

Обратим внимание на проблемы, которые связаны с осуществлением демократии

В первую очередь, необходимо определиться с тем, какое положение занимает краудсорсинг при осуществлении демократии. На наш взгляд, краудсорсинг следует рассматривать в качестве способа (метода) осуществления демократии, а в свою очередь информационные технологии — это средство (инструмент), благодаря которому осуществляется демократия. Поэтому выделять краудсорсинг в качестве отдельной, новой формы демократии или к демократическим институтам наподобие голосования, опроса граждан и т. п. не представляется целесообразным и правильным.

Во-вторых, при осуществлении демократии методом краудсорсинга возникают сложности в подготовке и реализации краудсорсинговых проектов. Неправительственные проекты не имеют гарантий по реализации своих предложений, петиций и инициатив, а государственные платформы сужают свои возможности строгими рамками и осторожными ограничениями. На наш взгляд, краудсорсинговые проекты, созданные гражданами самостоятельно на базе собственных сайтов и известных социальных сетей (таких как Facebook, Twitter, Instagram, ВКонтакте, YouTube и др.), не должны оставаться без внимания государства. Необходимо, чтобы государственные органы взаимодействовали с инициаторами таких проектов: предоставляли на них свой ответ и выносили по ним соответствующее решение, а также способствовали их реализации. Это возможно с систематизацией уже имеющихся нормативно-правовых актов и принятием федерального закона, регулирующего отношения в сфере взаимодействия государства и общества, а также участия граждан в управлении делами государства посредством краудсорсинга.

Применение краудсорсинга при осуществлении демократии благодаря развитию сети Интернет возможно и необходимо, поскольку он позволяет охватить больший круг граждан для участия в данных процессах, не требует больших финансовых затрат и привлекает граждан своей возможностью непосредственно, пользуясь компьютерами и гаджетами выразить свое мнение, высказать свою позицию по тем или иным вопросам.

Таким образом, осуществление смешанной демократии методом краудсорсинга находится в РФ на стадии зарождения и уже сейчас имеет как практические, так и теоретические проблемы. Решение этих проблем позволит пересмотреть отношение к традиционным демократическим институтам и расширить использование достижений современных информационных технологий.

 

Литература:

 

  1.                URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing
  2.                Курячая М. М. Технологии краудсорсинга в юридической технике // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6.
  3.                URL: http://ttolk.ru/?p=14243
  4.                Дзидзоев Р. М., Тамаев А. М. Общественное (публичное) обсуждение законодательных и иных нормативных правовых актов в формате открытого правительства // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 8.
  5.                URL: https://www.roi.ru/page/about/
  6.                URL: https://democrator.ru/about/
  7.                URL: http://democratia2.ru/help/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle