Современная западная психологическая литература для детей и подростков: обзор глазами психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Грузылёнкова, К. В. Современная западная психологическая литература для детей и подростков: обзор глазами психолога / К. В. Грузылёнкова, Л. С. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23236/ (дата обращения: 18.04.2024).



 

Одно из самых приятных воспоминаний детства – это чтение сказок. Ребенок погружается в превосходный мир, где всё сбывается по волшебству, знакомится с разными персонажами, с их неповторимыми характерами, внешностью, их индивидуальностью. Слушая сказки, ребёнок начинает фантазировать, рисует картины и образы у себя в воображении, переживает за главных героев, когда они находятся в трудной ситуации, и часто предполагает, как бы он поступил на их месте. В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной её особенностью является то, что это выдуманная история всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Именно сказки формируют у детей культурные ценности, понятие нравственности и морали. Именно они остаются в памяти на долгие годы. Прежде чем переходить к разговору о конкретных произведениях, надо заметить, что первое место по влиянию на детскую психику занимают родители, их отношение к тому, что они читают. Чтение должно быть ярким, чётким и, конечно же, запоминающимся. Ведь сказка, прочитанная с выражением, вызовет у ребёнка небывалый интерес и только положительные эмоции.

Значительную роль в культуре играют русские народные сказки. Практически каждая мама читала своему ребенку «Колобок» и «Репку». Этими сказками мы пытаемся донести до ребёнка важные моменты и ситуации, которые необходимо ему усвоить уже в детстве. Например, сказка «Колобок» учит разграничивать добро и зло, положительных героев и отрицательных; несмотря ни на что преодолевать препятствия, не доверять незнакомцам и, конечно же, слушаться старших. Сказка «Репка» учит взаимопомощи, ведь только вместе – дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка – смогли вытащить репку. Многие русские народные сказки учат геройству, доброте, верности и любви. Мудрость и опыт, заложенный в них, передаётся из поколения в поколения. И неоспоримо, что они являются фундаментом культуры нашего народа, его психологии. В сказках проявляется коллективное бессознательное каждого народа. Анализируя сказки, Б.П. Вышеславцев, русский философ и религиозный мыслитель, определяет наиболее свойственные им черты, страхи и мечты русского народа: «сказка показывает нам, чего русский народ боится: он боится бедности, еще более боится труда, но всего более боится «горя», которое как-то страшно является к нему, как будто по его собственному приглашению, привязывается к нему и не отстает» [3].

Как же влияют современные сказки на психику и поведение ребёнка? Чему они учат? Многие родители задаются этими вопросами. Мы рассмотрим несколько из тех, которые имеют глубокий психологический смысл.

Первой будет детская проза «Тоня Глиммердал» известной немецкой писательницы Марии Парр. В самом начале произведения повествуется о том, как пройти в чудный город Глиммердал. В нём проживает весёлая, озорная девятилетняя девочка, по имени Тоня – главная героиня этой сказки. К сожалению, она является единственным ребёнком в этом городке. Её девиз: «Скорость и самоуважение». Он достался ей от тётушки. «Мне для жизни нужны две вещи, – говорит тетя Эйр, – скорость и самоуважение» [5]. Эти слова можно отнести и к девизу современных детей, потому что они, как и Тоня, любят разные рискованные увлечения и редко сомневаются в своём успехе.

Тоня – гроза Глиммердала. Она тестирует снегокаты с крёстным Гунвальдом, вступает в конфликты с Клаусом, владельцем кемпинга «Здоровье», даже держит дома настоящую Чайку, по имени Гейр. Основная тема произведения – это дружба. Дружба между Гунвальдом и Тоней, старичком и девочкой. Тоня в долине Глиммердала отвечает и за человеческие отношения. Она помогает людям оставаться людьми. Не позволяет забыть Гунвальду свою дочь. А еще обладает удивительным даром рассказывать свои истории так, чтобы даже самый циничный родитель и недоверчивый ребенок поверили в чудо.

В истории Тони Глиммердал можно найти сходство с историями всех людей. Каждому в детстве впервые пришлось столкнуться с болью и разочарованием, непониманием и обидой, с первой душевной болью. Все мы учились понимать и прощать, чему и учит нас это произведение.

Следующее произведение, которое мы хотели бы рассмотреть, – это «Вафельное сердце», написанное также Марией Парр. В нём рассказывается о маленьком мальчике Теобальде, которого все прозвали Трилле, и о его соседке, однокласснице и лучшей подружке Лене. От лица Трилле и ведётся повествование. Юным друзьям никогда не усидеть на месте, и они вечно попадают в различные переделки. Заводилой практически всегда выступает Лена, а Трилле ведёт себя более сдержанно, иногда опасаясь последствий того, что они могут натворить. С первого взгляда жизнь друзей может показаться совершенно беззаботной, но, присмотревшись, мы понимаем, что это не совсем так. На их пути встречаются как мелкие, так и большие неприятности, как у любых детей. Именно поэтому произведение «Вафельное сердце» так ценно. Дети, читая его, учатся справляться со своими жизненными трудностями, учатся поступать правильно. 
О главном герое – Трилле – можно сказать, что он очень любит Лену и дорожит её дружбой. Он знает про неё практически всё, даже какого цвета у неё глаза и сколько веснушек на её носу. Зная то, что у Лены нет отца, и что ей его очень не хватает, Трилле всеми силами пытается помочь своей лучшей подруге, даже предлагает поделиться своим папой с ней. С первого взгляда, может показаться, что Лена не испытывает таких же чувств к мальчику, но стоит взглянуть на поступки девочки, и сразу всё становится понятно. Взять, например, ситуацию, когда Лена, не думая, бросилась спасать Трилле из пожара. Это учит нас тому, что человека нужно ценить не за слова, которые он говорит, а за то, какие поступки он совершает.

В современном мире произошло смещение ценностных ориентаций с внутреннего фокуса на внешний. Так, большинство людей судят о других, как говорится, по обложке. Если она оказалась не привлекательной, то в дальнейшем человек даже не будет стараться узнать другого поближе. Из всех проблем подростков и молодежи серьезного внимания заслуживает проблема формирования ее ценностных ориентации. Ценностные ориентации определяют стержень личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности [2, с. 9]. В связи с этим важно с самого детства научить ребёнка выбирать себе друзей не по красоте, а по их качеству.

Трилле живёт в большой и дружной семье, где каждый стоит друг за друга горой. Каждый готов предоставить свою помощь тому, кто в ней нуждается. Можно сказать, что семья Трилле – отличный пример того, какой должна быть идеальная семья. Напротив, семья Лены – это пример неполной семьи, где ребёнок воспитывается без отца. В настоящее время большое количество семей являются неполными, где дети предоставлены сами себе, как и Лена. Ей не хватает материнского внимания, а своего отца она даже не знает. Пытаясь хоть как-то привлечь к себе внимание, она постоянно придумывает различные авантюры и влипает в истории, порой опасные для её жизни. Недостаток родительского внимания Лена компенсирует, постоянно находясь в гостях у семьи Трилле. Она так часто бывает у них, что все уже привыкли к Лене. Но, несмотря на это, ей нужна настоящая, своя семья, чтобы не считать себя неполноценной. Для гармоничного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его воспитании с раннего детства присутствовал как женский, так и мужской тип мышления. У девочки менее четким становится процесс половой идентификации и проявляется, так называемая «компенсаторная мужественность». Из такой девочки в будущем может вырасти женщина с мужским складом характера, из-за чего у неё могут быть различные проблемы. Например, трудности в общении с противоположным полом и выбором спутника жизни.

Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смены привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делает подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей [1, с. 91].

Маленькие герои переживают совсем не детские потрясения. Первым из них стала внезапная смерть бабы-тёти. Все были очень привязаны к ней и считали, что на свете нет ничего лучше, чем испечённые ей вафли. Трилле говорил, что у бабы-тети самое большое и горячее сердце, какое он только знал. «Вафельное сердце» учит читателей любви и настоящей дружбе, смелости, верности и умению не сдаваться ни перед чем. Это произведение понравится не только детям, но и взрослые будут читать его с большим интересом, возможно вспомнив своё весёлое и беззаботное детство.

Одним из увлекательных современных произведений является книга Турмуда Хаугена «Ночные птицы». Это произведение о детском страхе, о дружбе и соперничестве, о нелёгкой семейной жизни. Главным героем является Юаким, напряженный, скрытный, слегка робкий мальчишка, окружённый своими страхами. Первым его безумным страхом является страх коричневого пятна на лестнице, вроде и глупость, но Юаким придавал ему большое значение и каждый раз переступал или обходил его, не дыша до конца первого пролёта, где лестница делает поворот. Вторым страхом является женщина, проживающая на втором этаже, Фру Андерсен. Думая, что она ведьма, главный герой постоянно пробегал мимо её двери с опасением, что она заманит его к себе и посадит в клетку. Третий страх – это семейка Скугли, которых он называл Загадочными. Непонятная сила заставляла его подойти к двери Загадочных и прижаться к ней ухом, даже если собственное сердце ужасно колотилось от страха. Ну и ещё один страх – это ночные птицы, проживающие в шкафу Юакима. Запирая его на ночь, он оставался в безопасности, так как ночные птицы его не тронут.

В современном мире очень большое количество детей с похожими страхами обращаются к психологу или к своим родителям за помощью. И ещё больше детей и подростков не обращаются, и не знают, что делать с этими проблемами. Такой вид расстройства психики как страхи, появляются у 40% детей [4]. Но страх не всегда является симптомом нервного или психологического заболевания. Психологи скорее объясняют тревожное состояние детей различными причинами: кого-то напугал фильм, кого-то книга, кого-то собака на улице или незнакомый человек. Для ребенка страх – это самая сильная эмоция.

На протяжении всего произведения главный герой учится бороться со своими страхами, анализируя их изнутри. Наступив на коричневое пятно, Юаким с удивлением обнаружил, что ничего страшного с ним не случилось. Зайдя в квартиру к Фру Андерсен, он не увидел никаких клеток, а, наоборот, был поражен её вежливостью и радушием. Она напоила его чаем, рассказала о себе и о своём внуке. Сходив в гости к Загадочным, его мама вернулась целая и невредимая.

Отношения с мамой и отцом у ребёнка были хорошие, тёплые, они всегда его поддерживали. Отец не любил свою работу преподавателем, даже взял отпуск и наблюдался у психолога. Бывало Тур Эрик – папа мальчика – уходил из дома, и Юаким очень переживал, не спал, не делал уроки, впоследствии чего даже не пошёл в школу. Тур Эрик очень любил свою семью, но считал, что именно из-за него у них неприятности, именно из-за него у Линды – мамы мальчика – очень много лишней работы, а ведь она так хотела поступить в институт и преподавать в начальных классах. В современных семьях проблемы родителей непосредственно оказывают влияние и на детей, на их воспитание и поведение. Как и в произведении, болезнь папы из-за нервов, несомненно, сказывалась и на ребёнке.Нарастание нервно-психической нагрузки у работающих родителей сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Отношения со сверстниками складывались совершенно иначе. Сара – шестиклассница, рассказывала Юакиму о своих страхах, и в то же время заботилась о нём. Её брат Рогер звал его на опасные дела, принуждал к воровству и вранью. А с Юлией, одноклассницей, иногда даже не хотелось связываться, она постоянно наступала Юакиму на ногу и вредничала. Немаловажную роль играет и Май Брит, девочка, которая нравилась главному герою, они учились в параллельных классах и встречались не реже одного раза в день, но только взглядом. К концу произведения Юаким, наконец, находит того, кто прятался в кустах. Возможно, это просто тень, возможно, это отражение самого мальчика, остаётся только гадать. Произведение оканчивается не лучшим образом, всё откладывается на завтра: «Завтра это Май Брит, завтра это тень, которую зовут Юаким, завтра это Рогер и Сарины слёзы. «Завтра», – сказала мама» [6]. Возможно, автор хочет этим сказать, что завтра, не будет лучше, чем вчера или сегодня.

Последнее произведение, которое хотелось бы рассмотреть, это книга шведского писателя Ульфа Старка «Пусть танцуют белые медведи». Главным героем произведения является мальчик Лассе двенадцати лет. В его семье большие проблемы – мама разводится с отцом и уходит жить к другому мужчине, уводя с собой и самого Лассе. Для мальчика это большое потрясение. Его семья, которую он любил и думал, что у них всё в порядке, рушится на глазах. Самым близким другом мальчика становится его питомец, крыса, которая оказалась у него по чистой случайности. Когда она находился рядом, Лассе становилось спокойнее, он казался себе не таким одиноким в этом мире.

Но стоит заметить, что Лассе достойно справляется с ситуацией, которая сложилась в его семье. Он не устраивает истерик, скандалов, относится к переезду и разрыву отношений его родителей довольно спокойно. Нельзя сказать, что он не переживает, конечно, ему сложно, но агрессии к новому мужчине мамы он не испытывает. Хотя их первая встреча не была благополучной. Лассе смирился с решением своей мамы и понял его.

Не возникло никакой неприязни к мальчику и у Хилдинга Торстенсона, нового мужчины мамы Лассе. Напротив, он хочет наладить с ним отношения и подружиться. Хилдинг жалеет мальчика, считая, что раньше, с отцом, ему жилось намного хуже. Всеми силами он пытается сделать жизнь Лассе лучше и обеспечить его всем, чем он способен. Сам мальчик не против перемен, он идёт им на встречу, но, в конце концов, понимает, что переодевшись в новую одежду, сменив причёску и своё поведение, он перестаёт быть самим собой. Перед ним встаёт выбор – быть таким, каким его хотят видеть или же остаться собой. И всё-таки, несмотря на перспективы, которые открываются перед ним, когда он примеряет на себя новый образ и доказывает всем, что он способен быть умным и воспитанным мальчиком, Лассе выбирает быть тем, кем он является. В жизни каждого ребёнка наступает такой период, когда он отправляется на поиски себя. И важно в этот момент не давить на ребёнка, а всячески его поддерживать во всех начинаниях. Но самое главное – это принять его таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток чувствовал поддержку и любовь своих родителей, даже если они не вместе и тогда, он выберет правильное для себя направление в жизни.

Для двенадцатилетнего подростка начало поиска себя в жизни – это нормальное явление. То, что Лассе решил сменить совою старую поношенную одежду на новый костюм, который он никогда не носил, поменять причёску, надеть очки в связи с обнаружившимися у него проблемами со зрением, свидетельствует о том, что у ребёнка появляется чувство взрослости. Он пытается копировать взрослых с помощью подражания внешним атрибутам. Впервые мальчик начинает проявлять интерес к противоположному полу. Но все же в двенадцать лет он не отвечает всем требованиям взрослого мира.

Итак, многие современные произведения могут помочь детям справиться с трудностями на их пути. Именно в книге можно найти ответы на интересующие вопросы. В настоящее время люди слишком заняты и редко находят время для чтения. А ведь именно оно развивает память и мышление, увеличивает словарный запас, улучшает речь, и, конечно же, помогает общаться с людьми. Именно книги формирует мировоззрение ребёнка. Дорогие родители, любовь к чтению нужно прививать с самого детства!

 

Литература:

1.      Агеева Л.Г. Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей.// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. Т. 13. – № 2-1. – С.91-100.

2.      Агеева Л.Г. Ценностные ориентации выпускников школ и молодежи на начальном этапе трудовой деятельности //Актуальные вопросы современной науки. –2009. – № 5-2. – С.6-18.

3.      Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. – Режим доступа: http://www.runivers.ru/philosophy/lib/authors/author64160/ (дата обращения: 20.10.15).

4.      Овчинникова Ю. Детские страхи. Режим доступа: http://psy.rin.ru/article/1996/Detskie-strahi.html (дата обращения: 19.10.15).

5.      Парр М. Тоня Глиммердал. – Режим доступа: http://www.litlib.net/bk/43293/read (дата обращения: 19.10.15).

6.      Хауген Т. Ночные птицы. – Режим доступа: http://mreadz.com/new/index.php?id=91278&pages=31 (дата обращения: 21.10.15).

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, Лена, ребенок, сказка, произведение, страх, семья, коричневое пятно, русский народ, самое детство.


Похожие статьи

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Главный герой данного произведения (обязательно ребенок) возвращается домой к бабушке после игры

Далеко не каждое произведение классиков русской литературы вызывало к себе подобный интерес, что в

друга преодолевать свои страхи и совершать невозможное [2, с. 54].

Влияние детской художественной литературы на формирование...

Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними.

Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

Современный опыт психологической интерпретации некоторых...

Русские народные сказки существуют, пожалуй, столько, сколько существует и сам русский народ.

Поэтому, чтобы отучить ребенка от подобных поступков, надо понять, что же «не так» в семье.

Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова...

Герои лихановских произведенийдети, подростки.

Главная героиня Надежда привлекает внимание прежде всего силой своего характера.

Концепт «семья» в русской и турецкой лингвокультурах.

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Зима в сознании ребёнка как сказка, чистая и прекрасная, но внутри есть что-то страшное.

В китайской литературе также есть много произведений о детстве.

Новый год и праздник Рождества являются самыми главными событиями, самыми большими праздниками.

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

Главным героем новеллы-сказки «Мальчик-невидимка» (1945) становится маленький Чарли, который, несмотря на озорство, вносит в жизнь

В данных произведениях воплощено совсем иное представление о детстве как самом страшном периоде в жизни человека, поскольку оно...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

— в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков

В итоге одна и та же сказка может по-разному восприниматься детьми. Воспринимая художественные произведения, дети дают сознательную оценку героям...

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей...

Сопереживание герою сказки или мультфильма сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.

 акцентировании внимания при работе со сказкой на рассмотрении и анализе социокультурных ценностей русского народа

Похожие статьи

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Главный герой данного произведения (обязательно ребенок) возвращается домой к бабушке после игры

Далеко не каждое произведение классиков русской литературы вызывало к себе подобный интерес, что в

друга преодолевать свои страхи и совершать невозможное [2, с. 54].

Влияние детской художественной литературы на формирование...

Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними.

Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

Современный опыт психологической интерпретации некоторых...

Русские народные сказки существуют, пожалуй, столько, сколько существует и сам русский народ.

Поэтому, чтобы отучить ребенка от подобных поступков, надо понять, что же «не так» в семье.

Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова...

Герои лихановских произведенийдети, подростки.

Главная героиня Надежда привлекает внимание прежде всего силой своего характера.

Концепт «семья» в русской и турецкой лингвокультурах.

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Зима в сознании ребёнка как сказка, чистая и прекрасная, но внутри есть что-то страшное.

В китайской литературе также есть много произведений о детстве.

Новый год и праздник Рождества являются самыми главными событиями, самыми большими праздниками.

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

Главным героем новеллы-сказки «Мальчик-невидимка» (1945) становится маленький Чарли, который, несмотря на озорство, вносит в жизнь

В данных произведениях воплощено совсем иное представление о детстве как самом страшном периоде в жизни человека, поскольку оно...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

— в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков

В итоге одна и та же сказка может по-разному восприниматься детьми. Воспринимая художественные произведения, дети дают сознательную оценку героям...

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей...

Сопереживание герою сказки или мультфильма сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.

 акцентировании внимания при работе со сказкой на рассмотрении и анализе социокультурных ценностей русского народа

Задать вопрос