Библиографическое описание:

Афонина В. В. Психологический анализ героев современных детских книг // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 122-125.

 

Каждый из нас, наверное, помнит свою любимую книгу детства, захватывающие приключения, происходившие с главными героями, эмоции, которые испытывали мы сами, переживая за героев. Все эти книги чему-то учили каждого из нас. Мальчиков вдохновляли на подвиги рассказы об отважных мушкетерах. Девочкам хотелось быть женственными и нежными, как принцессы, в далёких-далёких книжных королевствах. Многие с замиранием сердца читали книгу Шарля Перро «Красная Шапочка». С голосом бабушки или мамы, читающими нам эти строки, мы переживали, думали, дойдет ли Красная Шапочка до бабушки? Какую подлость задумал волк? Кто же спасет Красную Шапочку и ее бабушку?

Мы видели доброту девочки, которая через лес, через опасность, через вставшего на ее пути волка несла своей любимой бабушке гостинец. При встрече с волком малютка могла бросить корзинку и убежать, но она продолжила путь. Она даже поговорила с волком. Пусть Красная Шапочка оказалась очень доверчива, но она показала нам, насколько живо в ней доброе, светлое, чистое, как в ней гармонично сочетается красота, доброта, забота о ближних.

Эта книга зарождала в нас надежду на мир, в котором мы не будем одни, в котором пропадут все стереотипы и границы, в котором будет тот, кто на старости лет «подаст нам стакан воды» и пойдет сквозь дебри ради того, чтобы отнести нам пирожки.

Сознание детей, познакомившихся с этой книгой, меняется после прочтения. Начинаются вопросы к родителям: «Мам, а почему волк решил съесть бабушку?», «Пап, а почему красная Шапочка не испугалась идти к бабушке?», «Бабушка, а почему мама послала дочку в лес». Это значит, что персонаж Красной Шапочки заставил размышлять, сумел пробиться в детское сознание, и что-то перевернуть там. Красная Шапочка учит детей любви к ближнему своему, любви к тому, о ком ты заботишься, любви к жизни, любви к природе, любви к бесконечному.

Такие прекрасные книги, головокружительные рассказы и завораживающие истории формировали нас. Главные герои вылепливали из нас личности, как из пластилина. Но что читают современные дети? Что из себя представляют герои детских книг в наше время?

У меня есть младшая сестра, которой 11 лет. В этом возрасте она взяла в руки для самостоятельного чтения книгу Джорджии Бинг «Молли Мун и книга гипноза». Опрос сверстниц сестры показал, что эта книга пользуется популярностью у подростков, мы решили взять ее как пример современной детской литературы.

Кто же главный герой в этой книге? Здесь мы видим девочку-сироту с рядом проблем: синдром недостатка внимания, социальная и эмоциональная депривация, подверженность стереотипизации со стороны воспитателей, асоциальное поведение, замкнутость, легкая инфантильность.

С точки зрения взрослого мы можем сказать, что такая книга не должна попасть в руки к ребенку с еще не устоявшейся до конца психикой. По нашему мнению, такая книга может подтолкнуть ребенка к побегу из дома, или же к асоциальному поведению, влекущему за собой отчуждение от общества, как это было с Молли Мун. Но если углубиться в дальнейшее чтение и изучение характера главной героини, то можно сказать, что эта девочка является олицетворением большинства современных детей.

Главная героиня, как и реальные дети, имеет ряд положительных качеств, таких как воля, развитое воображение, любовь к животным, социальная адаптация, тяга к самосовершенствованию, доброта, готовность помочь другим. Все эти качества есть у каждого ребенка, но в большинстве случаев они подавляются жесткими требованиями взрослых, девиантным поведением социального окружения ребенка или другими социальными факторами.

Для сравнения приведем некоторые проблемы главной героини Молли Мун и реальных детей. Так, у детей, растущих в детском доме, имеет место синдром недостатка внимания. Но только ли у таких детей есть этот синдром? Да, у большинства детей есть родители, которые одевают их, кормят, дают деньги, но кто занимается воспитанием ребенка? Если спросить у каждого родителя сейчас, чем занимается его ребенок в свободное время, ответы будут самыми разными. Кто-то просто пожмет плечами, кто-то скажет, что их дитё играет в компьютер или телефон. А если спросить, когда родители в последний раз играли со своим ребенком в игры, читали совместно книги или гуляли по улице? Многие ли родители ответят на этот вопрос положительно? Зато стало модно водить ребенка к психологу и разбрасываться фразами: «Да мой ребенок неусидчивый! У него СДВ! Сделайте с ним что-нибудь!». И никто из них не пытается понять причину, узнать поподробнее - что же такое это СДВ? СДВ - синдром дефицита внимания. По современным меркам родителей, под симптомы СДВ подходит всё:

  •                  ребенок не хочет читать? – СДВ;
  •                  крутится на стуле/не слушает родителей!? – СДВ;
  •                  любимое дите выкинуло в окно тарелку с манной кашей? - Тем более СДВ!

Разумеется, нужно сразу тащить маленького негодника к психологу и пичкать лекарствами! Только это не поможет. Психолог скажет, что ребенок здоров, и дело в самих родителях. И именно в этот момент плохим станет не только ребенок, но и психолог, который «не может, как следует, разобраться в проблеме».

Хоть бы один родитель ребенка с СДВ задумался о том, что нужно взять у ребенка телефон и поговорить с ним, узнать о его успехах, о его друзьях, поиграть в игрушки, погулять с ним, покататься на велосипеде, послушать его музыку или хотя бы спросить как у него дела.

К сожалению, сейчас часто можно увидеть такую картину: две мамочки стоят и обсуждают моду, кого-то из подруг или просто сплетничают, в то время как их дети, безуспешно пытаясь привлечь их внимание, начинают хулиганить. Разумеется, потом будет поздно что-то исправлять, когда ребенок будет уже с помощью девиантного поведения привлекать внимание мамы. У ребенка будет СДВ. Повезет, если ребенок реализует себя в чем-то и найдет тот источник внимания, которым его обделяли родители, но что, если нет?

Молли Мун, как и все дети с СДВ, стала искать способ получения внимания. В ее случае это стало овладение гипнозом и приключения, на которые она отправилась. Молли нашла внимание в детях, окружавших ее, во взрослых, с которыми ей пришлось столкнуться из-за ее умения. Дети в реальном мире не могут похвастаться такими способностями, и ищут другой выход.

Это показатель того, что дети, к которым в руки попадет эта книга, найдут в главном персонаже сходство с собой. Совсем другое восприятие поведения Молли у детей. Так, моя младшая сестра описала Молли как «веселую, интересную, задумчивую. Она любит представлять всякие истории. Она хочет добиться чего-то большего. Всегда.»

Так она ее нарисовала:

lisQM67pY80.jpg

Итак, по нашему мнению, если ребенок перечитывает эту книгу снова и снова, если он нашел в этой книге себя, то родителям стоит подумать о том, что проблема заключается не столько в самом ребенке, сколько в его окружении. Возможно у ребенка проявляется СДВ. В этом смысле эта книга является находкой для родителей, так как помогает понять, что не так с ребенком. А если это понять, можно исправить.

Теперь рассмотрим вторую книгу, которую читала моя сестра и ее подруги, - книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На ней выросло уже не одно поколение.

Ее герой-автор познакомился с героем с другой планеты - Маленьким принцем. Он разговаривал с автором, задавал ему вопросы, рассказывал о своих приключениях, о своей родной планете, о розе, за которой ухаживает и которую «приручил». Этот маленький, не всегда веселый, и очень мудрый человечек, каждым своим словом показывал автору, насколько же глупы и пусты в большинстве своем взрослые люди. Они забывают о нежности, любви, заботе, о том, каково это – быть счастливыми и радоваться жизни, искренне улыбаться и смеяться. С возрастом они забывают о чувствах, и помнят лишь о делах, работе, считая, что время для жизни и радости еще будет. Не это ли высшая глупость?

Маленький принц, как и любой герой, проявлял свои отрицательные качества: иногда вспышки агрессии, эгоизм, амбивалентность чувств и эмоций, внутренние метания, внутренние конфликты и т.д. Но не стоит сразу судить о полезности для детской психики книги по описанию отрицательных черт главного героя. Если судить только по ним, то можно подумать, что и современное поколение взрослых имеет только отрицательные стороны, такие же, как у главного героя книги, которую они прочли в детстве.

Давайте рассмотрим положительные стороны Маленького принца, которые заметит ребенок, читая эту книгу: настойчивость, богатое воображение, креативность, эмоциональная открытость, целеустремленность, умение любить.

Маленький принц рассказывал о разных планетах, на которых он побывал. На каждой планете он описывает разных людей. Сейчас мы понимаем, что это было олицетворение пороков человека - гнева, эгоизма, жадности.Тогда, нашему детскому сознанию эти пороки казались страшными, скучными. Нам, детям, хотелось никогда не становится такими, как занятой человек или как одинокий король.

При чтении этой книги у ребенка может возникнуть жажда путешествий, или любовь к искусству, а, может быть, желание писать картины, или хотя бы маленьких барашков. Книга "Маленький принц" побуждает ребенка к активности, к действиям, самосовершенствованию, познанию мира. Ему может захотеться развить свою личность, не стоять на месте, двигаться вперед и развиваться, подобно маленькому принцу.

Но хотелось бы обратить внимание на Розу, которую так любил Маленький принц. Он ухаживал за ней, поливал, загораживал от ветра, солнца, выполнял ее капризы. То, что он делал для нее, можно назвать процессом становления его самости. Маленький принц учился сам ухаживать за объектом его вожделения. Ему никто не помогал, не напоминал о том, что нужно что-то сделать. Им двигало его собственное правило: «мы в ответе за тех, кого приручили» [2]. Маленький принц сам, каждый день, каждым делом, формировал свою самостоятельность, свой характер и свою стойкость. Как бы сильно ни капризничала Роза, раздражая Маленького принца, он все равно понимал, что без него Роза погибнет.

Его любовь можно сравнить с любовью современных детей к животным. Что мы видим сейчас? Родители не разрешают детям иметь домашних животных, и дети подкармливают, гладят, ласкают бездомных животных. Им хочется иметь свою зверушку и заботиться о ней. Но что говорят родители? «Ты недостаточно взрослый! Ты не будешь ухаживать за питомцем!». Так откуда ребенку брать мотивацию для развития ответственности, если родители считают его еще не готовым к этому? Как ребенку учиться заботе о ком-то, если родителями уже с детства программируется несамостоятельное поведение. Такие дети, как правило, вырастают несамостоятельными, нерешительными, чрезмерно зависимыми от родителей.

Если ребенку покупают собаку, что он начинает делать? Следить за питанием любимца, выгуливать его несколько раз в день, убирать за ним, дрессировать и воспитывать его. Из этих, казалось бы, мелочей формируется ответственность ребенка за себя и других. Сначала он учиться быть ответственным за своего домашнего питомца, параллельно он учиться быть ответственным за себя, за свои поступки, а потом уже и за других людей.

Ребенок уже понимает, что за его действия его не просто поругают родители. В лучшем случае питомец может что-то разбить или нахулиганить. В худшем - он может заболеть, или даже умереть. После появления объекта, за который ребенок несет ответственность, он уже перестает быть маленьким и глупым человеком. Он уже становится взрослой, относительно самостоятельной личностью. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смены привычного школьного окружения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делает подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей [1, с. 91].

Маленькому принцу сестра дала такую характеристику: «Он задумчивый, интересный, иногда бывает веселый, мечтательный. В иное время он занудный, бывает приставучим и надоедливым со своими вопросами.» Книга «Маленький принц» может научить ребенка любви, самостоятельности, любознательности. Она может подтолкнуть ребенка к стремлению познать мир и самого себя. Но не только ребенка эта книга может изменить - она может напомнить взрослому о чем-то, давно забытом - о счастье и любви, что закрыты глубоко в душе.

Из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что герои книг, которые читают современные дети, не сильно отличаются от героев тех книг, которые читали старшие поколения. Все герои имеют сходство с реальными детьми, многие из них могут указать родителям на ошибки, на то, чего ребенку больше всего не достает. Герои этих книг почти не меняются по характеру, по методам влияния на юных читателей. Меняются лишь сюжеты, отражая потребности, ценности и интересы своего времени. И, видимо, никакое время не сможет исправить детское восприятие мира каждого автора и его желание показать в главном герое своей книги ребенка - чистого, светлого, со своими проблемами, но все же ребенка – открытого познанию нового мира, смотрящего на него широко открытыми доверчивыми глазами.

 

Литература:

  1. Агеева Л.Г. Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей.// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. Т. 13. № 2-1. - С. 91-100.
  2. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. Режим доступа: http://malenkiyprinc.narod.ru/princ.html (дата обращения: 21.10.14).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle