Библиографическое описание:

Иванова Т. Н. Синкретизм и модернизация жанров современной детско-юношеской литературы // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 18-20.



 

Современная детская и юношеская литература отражает некоторые особенности развития общества. На рубеже XX-XXI вв. авторы ориентируются на новые потребности своих читателей. В литературе конца XX – начала XXI вв. для детей и подростков в результате следования модным тенденциям возрастает популярность отдельных жанров. Современные PR-технологии помогают авторам сформировать интерес читателей к определенному жанру литературы, делая конкретный текст интересным и актуальным для прочтения и обсуждения.

Детско-подростковая литература современности носит неоднозначный характер. Примерно с 1990-х годов наблюдается постепенное исчезновение из круга внимания читателя таких классических жанров, как, например, психологическая повесть. Классика уступает место бульварному чтиву. Смена литературных пристрастий стимулируется в преобладаем зарубежный фильмов, которые актуализируют такие жанры, как детектив, любовный роману, фэнтези, мистику [13]. В литературе наблюдается тенденция утраты её духовной составляющей, стремление к развлекательному чтению.

Трансформируется традиционная система жанров детско-подростковой литературы: происходит их модернизация, сращение и комбинирование жанровых форм. Этот процесс имеет свои отрицательные и положительные стороны. В подростково-юношеской литературе обновляется спектр затрагиваемых тем и проблем, фиксируется девальвация общепринятых этических ценностей. Вытеснение жанра психологической повести о детстве и отрочестве на периферию чтения обусловлено сменой приоритетов современных подростков. Очевидной становится утрата ими потребности в духовной самоаналитике и рефлексии.

Литература для подростков испытывает значительное влияние со стороны взрослой литературы, перенимая у последней стандартные жанровые формы (детектив, любовная проза для девочек), избитые сюжетные штампы. Тот факт, что юные читатели отдают предпочтение однотипным жанрам, объясняется, отчасти, стандартизацией их сознания, потребностей, вкусов.

В 1990-е годы стал популярным жанр детско-подросткового детектива. Он перенял некоторые функции психологической повести, выполняя помимо собственной художественной задачи – расследования преступления- функцию раскрытия внутреннего мира героев-подростков, анализа их взаимоотношений. Современный детский детектив содержит сведения из различных областей – культуры, медицины, археологии, т.е. имеет четкую познавательную направленность (А. Иванов, А. Биргер, А. Устинова) [1]. Изменились и жанровобразующие черты детектива, за счет включения в него произведений юмористического и пародийного характера (В. Гусев «Привет от тети Моти», Д. Щеглов «Фейерверк в пробирке») [1].

Большой популярностью также пользуется компенсаторный жанр фэнтези с пропагандой могущества и свободы человека, защиты добра и торжества справедливости. Новая литература помогают подростку обрести уверенность в собственных силах в условиях тотальной нестабильности. Тенденция к комбинаторике и синкретизму жанровых форм приводит к привлечению в произведения фэнтези познавательного материала исторического, фольклорного, этнографического, философского характера (цикл романов о Волкодаве М. Семеновой, книги Ю. Никитина, Н. Перумова). Интерес у детей также вызывают пародийные формы фэнтези (циклы книг Д. Емца о Тане Гроттер, В. Постников «Мальчик Гарри и его собака Поттер») [1].

Пародийные варианты возникли и у жанра детской страшилки (триллера). Сюжет произведений В. Роньшина зачастую представляет собой аллюзию на известные тексты («Тайна прошлогоднего снега», «Месть трёх поросят», «Учительница-инопланетянка»). Жанровая палитра пополняется современными «страшными историями» (В. Селин «Шоу весёлых покойничков», Е. Усачева «Ученик призрака», Э. Веркин «Вампир на тонких ножках») [1].

Обогащение детско-юношеской литературы пародийными жанрами свидетельствует о карнавализации современной литературы и размывании четких возрастных границ: произведения становятся многоадресными.

По мнению Т.Н. Марковой, жанры художественной литературы конца XX – начала XXI века изменяются преимущественно в двух направлениях:

1) за счет гибритизации (скрещиванием жанров, расширением жанровых границ;

2) путем минимализации (редукцией, сужением семантического поля [7, с. 282].

Наблюдается единство интенций разных авторов, откликнувшихся на актуальную проблему современного общества, связанную с утратой общего культурного кода. Многие современные произведения заключают в себе высокоскоростные характеристики опыта, фиксирующиеся в сфере визуального. Цифровые фото и видеозаписи – это, фактически, признаки новой чувственности, в той или иной степени захватывающей и видоизменяющей всех в современном обществе.

Дистанция между реальностью и её отображением сегодня сведена до минимума, мгновения жизни дублируются и обретают способность воспроизводиться снова в любой момент времени. Способность мгновенного повторения гарантирует «реальность» пережитого. Истина неотделима от своей же трансляции, другими словами, от вымысла [8, с.34]. Подобное суждение о современной литературе отражено в произведениях М. и С. Дьяченко, где авторы ставят вопросы о положении слова в эпоху цифровых технологий («Vita nostra», «Цифровой»). Главная героиня романа «Vita nostra» - Саша Самохина – выпускница школы, поступает учиться в ВУЗ, который кардинально меняет её жизнь. Она попадает в особый мир, представляющий собой некий Гипертекст. Преподаватели этого университета – Слова и Грамматические Категории. После окончания ВУЗа студентам предстоит обрести новую сущность, став Частями Речи. Как поясняет сама Саша, студенты во время обучения в ВУЗе проходят путь «от человека к Слову». В этом и состоит их предназначение [4, с.89]. По мнению Т. Щербиной, этот роман является не просто фэнтези, но «историей про то, как каждый день делается невидимое миру сверхчеловеческое усилие, для того, чтобы осуществиться. Не просто выжить, адаптироваться или преуспеть в обществе, а узнать, как и для чего устроено мироздание [14, с. 119]. В. Каплан назвал роман «Vitanostra» «метафизическим поиском в антураже романа взросления» [6, с.99]. Можно отметить, что романы Дьяченко обладают важным свойством двуадресности.

В литературе для подростков трансформации и обогащения жанров целесообразно получило условное название «библиотравелог» - путешествие по литературному или литературоцентричному миру [13]. Например, травелог представляет собой повествование о путешествиях. Данный литературный жанр известен с давних времен и способен объединять в себе различные жанровые формы на разных этапах своего развития. Исследователь травелогов Е. Пономарев полагает, что жанр путешествия обладает важным свойством структурной свободы, позволяющей ему перерасти границы определённого жанра, вобрать в себя целую совокупность жанровых форм, разрастаясь в небольшую самостоятельную «литературу», располагающуюся на стыке художственного и нехудожественного, на грани искусства и неискусства. Пономарёв считает травелог одним из наиболее бесспорных примеров метажанра [9, с. 112].

Повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак «Смерть мертвым душам», трилогию О. Роя «Хранители» можно отнести к жанру «библиотравелога». Герои этих произведений путешествуют не только по вымышленному миру, но по миру литературных героев. Для Вали и Никиты – героев повести «Смерть мертвым душам» - посещение обычной библиотеки оборачивается увлекательным путешествием в книжные миры «Мертвых душ», «Маленького принца», «Алисы в стране чудес», Ильфа-и-Петрова, Маяковского. Книги «разговаривают» с героями, давая им советы и указания к действию при помощи точных цитат и сносок.

В трилогии «Хранители» главные герои – Женька со своей подружкой Олей и библиотекарем Сан Санычем должны спасти Книжный мир и его персонажей от смертельной опасности в лице разумной плесени, пожирающей хорошие книги [10].

Подобные литературные путешествия носят познавательный характер, поскольку в игровой форме приобщают юных читателей к наследию мировой классической литературы, укрепляют интерес школьников к чтению. Возможно, актуальный сегодня жанр «библиотравелога» сможет предложить миру книгу, отвечающую ожиданиям читателей любого возраста, ведь, по мнению Д. Быкова, «сверхпопулярной может быть именно детская книга – не потому, что люди впали в детство, но потому, что им нравится на миг в него вернуться» [2, с.19].

Определённым обучающим и развивающим потенциалом обладает и такой современный литературный жанр, как фанфикшен. Его прочное закрепление в литературном пространстве отчасти опровергает суждение о том, что в современной подростковой и юношеской среде отсутствует стремление к чтению. В Сети существует большое количество интернет-сообществ, участники которых читают книги, активно обсуждают их и пишут свои альтернативные варианты полюбившихся произведений и сюжетных линий.

Фанфикшен предоставляет широкие возможности для интерпретации текстов, развития творческого воображения, приобретения навыков грамотного и последовательного изложения мыслей. Такой потенциал этого жанра целесообразно использовать и в учебном процессе. Написание фанфиков по произведениям из школьной программы поможет ученикам реализовать себя и по-иному взглянуть на предмет литературы в целом. Фанфики дают шанс детям не просто «пройти» на уроках А. Пушкина, Н. Гоголя или Л. Толстого, а читать книги с удовольствием, с каждым прочитанным произведением проживая новую жизнь вместе с его героями. Превращение чтения из скучной необходимости в увлекательную потребность – самый верный способ сделать хорошую литературу другом подрастающего поколения. Настало время согласиться с тем, что литература – мощный источник гуманитарной энергии, поступающей к человеку. «Человек (основа гуманитаристики) не просто поглощает поступающую энергию, но и провоцирует ее на дальнейшее развитие, что позволяет говорить об обновлении образовательного пространства» [12, с. 19].

 

Литература:

  1. Бобина Т.О. Современная литература для детей: темы и жанры//Челябинск, 2013.- 191с.
  2. Быков Д. Л. Гарри Поттер-антитеррор//Огонек. 2005. № 30. – С. 28-31
  3. Генис А. Уроки чтения. Камасутра книжника//М.: АСТ, 2013. – 352 с.
  4. Дьяченко М., Дьяченко С. Vita nostra//М.: Эксмо, 2008. – 448 с.
  5. Жвалевский А., Пастернак Е. Смерть мертвым душам!//М.: Розовый жираф, 2014. – 344 с.
  6. Каплан В. Изгоняющая страх. Марина и Сергей Дяченко. Vitanostra//Знамя. 2007 № 10. – С. 219-222.
  7. Маркова Т. Авторские жанровые номинации в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания/ «Вопросы литературы» № 1, 2011, С. 280-290.
  8. Петровская Е.В. Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012. – 377 с.
  9. Пономарев Е. Типология советского путешествия: «путешествие на Запад» в литературе межвоенного периода. СПб, Изд-во СПбГУКИ, 2013. – 412 с.
  10. Рой О. Хранители. Повелитель книг. М.: Эксмо, 2010. – 352 с.
  11. Фандо Р.А. Биоэтика и евгеника: аксиологический диалог // Биоэтика. 2014. №1. –С. 23-26.
  12. Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. – С.- 15-19
  13. Черняк М.А. «Библиотравелог» в новейшей прозе для подростков: к вопросу о жанровой трансгрессии в современной литературе//Уральский филологический вестник №4, Екатеринбург, 2014. – С. 91-106.
  14. Щербина Т. Волшебное слово низкого жанра//Дружба народов. 2009. № 12. – С. 3-7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle