Библиографическое описание:

Жмурина К. В. Кот как архетип в сказках для детей // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 16-18.



 

Многие века кошка находится возле человека, но всё равно остаётся для него существом, тайны которого он разгадать так и не может. Своей сообразительностью и изобретательностью кошки отличаются от всех других животных. Благодаря ловкости и хитрости это животное попало не только в мифологию разных народов мира, но и в литературу и искусство, найдя художественное воплощение и в творчестве русских и зарубежных писателей.

У ряда авторов кот - герой второго плана, поскольку не играет в сюжете главной роли. В таких произведениях кот обычно лежит на коврике и пьет молоко или лакомится сметаной и не участвует в событиях. У других же писателей кот – главный герой повествования, вокруг которого и разворачивается основной сюжет. Таковым, например, является Кот в сапогах из сказки французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах».

Сказка «Кот в сапогах» была написана в XVII веке. Она повествует о младшем сыне мельника, которому в наследство от отца достается только кот, когда его старшим братьям отходят мельница и осел. Конечно, юноша не рад такому подарку, но вскоре оказывается, что это животное не обычное, а волшебное. Кот просит хозяина купить ему пару сапог и обещает сделать его жизнь такой, о которой он и не мечтал. С первых же страниц мы видим, что кот довольно находчивый и хитроумный. Сын мельника выполняет просьбу своего нового питомца, и с этого момента начинают происходить удивительные события, которые положили начало захватывающим приключениям героя.

Кот в этом произведении – животное, любящее и преданное, готовое ради своего хозяина выполнить любое задание, несмотря на то, что оно может быть очень опасным (например, встреча с людоедом). Находчивый четвероногий друг смог получить расположение короля и познакомить его со своим хозяином. Благодаря уму и хитрости кот победил людоеда и завладел его богатствами, что помогло его хозяину жениться на принцессе.

Аналогично кот показан и в русской народной сказке «Волшебное кольцо», где он помогает своему хозяину преодолеть невзгоды и выполнять сложные задания. На образе кота можно исследовать антропологию образных состояний [7, с.355-358].

Совсем иначе представлен кот у К. Паустовского в рассказе «Кот - ворюга». В нем животное показано с отрицательной стороны, «кот — бродяга и бандит». Он ворует еду, устраивает бардак и пугает хозяев дома. Мы видим типичный образ кота для русского человека: хулиган, проказник, который добывает себе пропитание путем воровства. Но главной же идеей этого произведения является то, что все-таки, несмотря на подобное поведение, кот, в конце концов, благодаря заботе и ласке становится настоящим хранителем дома и помощником человека. Речь идет о психофизической характеристике кота [2, с.643-646].

Кот – любимый русским народом зверь. С ним составлено много примет и пословиц: «Кошку против шерсти не гладят», «Кошка моется — гостей замывает (зазывает)». Народ считал, что кот благотворно влияет на сон, поэтому его образ нередко можно увидеть в колыбельных песнях. В сказках особенно отчетливо показано отношение человека к коту.

В одних сказках кот – добрый зверь и помощник, в других – хитрое и изворотливое животное, которое жаждет наживы. Чаще коты милосердны и добры как к людям, так и к другим зверям. Так, например, в сказке «Котик – золотой лобик» кот, помогая дедушке и бабушке, дает им капусту, соль и сало. В другой сказке – «Кот, лиса и петух» -он жил вместе с петушком. Кот был работящий и часто уходил в лес на охоту. Уходя из дома, он наказывал петушку, чтобы тот, если придет лиса, не верил ей и не высовывал головушку, иначе она его унесет. Но сосед не слушался, и коту часто приходилось его спасать. Здесь кот выступает удалым защитником петуха. Причем у кота хороший слух, он заботлив и умен. То есть в этих сказках кот показан как положительный герой: помощник и спаситель. Иначе кот описывается сказке «Кот – воркот, Котофей Котофеевич». Кот ненасытный и вороватый: то сметану слижет, то всё молоко выпьет. Наестся, ляжет в уголке, приговаривает все – «мало» да «мало». Однако старик не стерпел: взял кота и в лесу одного бросил, чтобы знал, как воровать. В этих сказках кот очень хитроумный и делает так, чтобы ему было удобно.

В сказках «Кот — серый лоб, козел да баран», «Напуганные медведь и волки» этот зверь – хулиган и вор. Узнав, что хозяйка замышляет недоброе дело, кот решает бежать, прихватив с собой козла и барана. Оказавшись в лесу, они увидели у костра волков, но кот с помощью хитрости их прогнал и разделил со спутниками их добычу. Здесь мы видим героя, способного напугать даже таких зверей, как волк и медведь. 

Существует и фантастический образ кота – баюна - персонажа русских волшебных сказок. Это огромный кот-людоед, обладающий чудесным голосом. Кот-Баюн был наделен голосом, который слышен на больших расстояниях, и мог видеть далеко-далеко, мог на кого захочет, напустить заколдованный сон. Он заговаривает своими сказками пришедших путников и жестоко убивает. Но тот, кто сможет обхитрить кота и остаться живым, получит спасение от всех недугов, потому что сказки этого кота лечебные.

В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» Андрей-стрелок очутился в тридесятом царстве. Баюн увидел Андрея, разозлился и прыгнул ему на голову. Андрей-стрелок стал бить его прутьями. А кот Баюн сказки начал рассказывать, усыпить пытается, но Андрей его не слушает, бьет и бьет прутом. Кот сдался, и Андрей победил, а как пошел в обратный путь, то и кота за собой увел.

В образе кота находит свое отражение архетип трикстера. Трикстер – это шут, веселый обманщик, разрушитель стереотипов, пересмешник. К.Г. Юнг писал: «Во многих культурах его образ выглядит как старое русло реки, где все еще течет вода. Лучше всего это обнаруживает тот факт, что основная тема трикстера возникает не только в мифической форме, но проявляется так же наивно и достоверно у ничего не подозревающего современного человека, - всегда, когда он чувствует себя во власти досадных «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям. Тогда он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Здесь трикстер представлен противотенденциями бессознательного, а в некоторых случаях – своего рода второй личностью более низкого и неразвитого характера… Думаю, что я нашел подходящее определение для этого компонента образа, назвав его тенью» [7, с.345]. В образе кота чаще нет каких-то сдерживающих его поведение факторов и рамок, что говорит об огромной первобытной энергии, которая делает этот образ очень деятельным и активным, не смотря на видимую его леность.

Таким образом, во многих прочитанных русских сказках кот показан хитрым, сообразительным героем, а иногда обманщиком и плутом. Он любит лакомиться вкусной пищей и забавляться играми. Во многих сказках кот помогает и спасает своих хозяев и друзей, проявляя трудолюбие, смелость и находчивость. Но иногда отмечаются и такие отрицательные его качества, как лень и воровство.

Образ кота использовался не только в русских сказках, но и в некоторых сказках разных народов мира. Например, в индонезийской сказке «Кот и обезьянки» этот герой дурачит всех, кто попадается ему на пути. Под раздачу попадают обезьяны, которым он сначала говорит, что осиное гнездо на дереве – это гонг его дедушки и когда обезьянки просят постучать по нему, кот разрешает, но только когда он уйдет подальше, якобы, чтобы дед его не ругал. Когда обезьянки стучат, то из упавшего гнезда вылетает огромный рой ос и жалит их. В следующий раз кот снова обманывает глупых зверушек, говорят, что на кустике растут очень вкусные ягоды, которые он охраняет. Обезьяны опять верят ему и набивают этими «ягодами» целый рот. Но оказывается, что это вовсе не сладкие, спелые и вкусные плоды, а очень острый перец, из-за которого во рту у них начинается настоящий пожар. Здесь мы видим кота вовсе не добрым и милосердным, а хитрым вруном и задирой.

Образ кота соотносится и с архетипдуха. Архетип духа - олицетворение мудрости, доброты, порядочности. Он передаёт накопленный им опыт новому поколению. Все «тянутся» к нему, прислушиваются к его советам. «Архетип духа в форме человека, домового или животного всегда проявляется в ситуации, когда появляется необходимость в проницательности, понимании, добром совете, решительности, умении планировать, а своих собственных ресурсов для этого не хватает. Архетип компенсирует это состояние духовного дефицита содержанием, которое восполняет пробел». [7, с 298-299].

Пример этого архетипа мы можем наглядно увидеть в сказке А. Резникова «Кот Леопольд». В этой сказке кот является воплощением спокойствия и мудрости. Он пытается образумить шкодливых мышек и всегда призывает их: «Ребята, давайте жить дружно». Таков и герой сказки «Котенок по имени Гав» Остера Григория Бенционовича. Черный взрослый кот предостерегает маленького рыжего котенка, которого зовут «Гав» от неприятностей. Ведь с таким именем их ему не избежать. Черный кот помогает малышу убегать от собак, показывает укромные места, где безопасно для жизни и можно ночевать. Образ ученого кота также представлен в итальянской сказке «Ученый кот», где кот учил принца всем наукам.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что образ кота в сказках может являть воплощением жизненной мудрости, доброты, снисходительности, понимания.

Образ архетипа тени так же находит своё отражение в героях-котах.Тень - это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходит в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, так как «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену». Это темная сторона психики, то что мы пытаемся подавить в себе.«Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать в самом себе, и кроме того, всегда навязывает себя субъекту прямым или косвенным путем. К примеру, низменные черты характера и другие несовместимые тенденции»[7, с.300]. Этот архетип находит свое отражение в сказках С.Я. Маршака «Кошкин дом» и «Глупый мышонок». В первой сказке богатая тетя кошка не пускала собственных племянников в свой роскошный дом, которым она всем хвасталась. В другой, где сказке кошка под видом няни съела маленького мышонка. Так, образ кошки может являть воплощением подлости.

Коты – это животные, которых любят и ценят, ведь кто, как ни кот будет охранять дом от мышей и согревать в холодную зиму? Поэтому ещё можно встретить кота как любимое домашнее животное, не выполняющего роли помощника, спасителя. Он просто находится рядом и радует своим присутствием. Кот приобретает функции универсальной метафоры культуры [3, с.191-193].

Прочитав и сравнив сказки, мы приходим к выводу, что образ кота чаще всего используется именно в сказках. Нам представлен герой, обладающий как положительными, так и отрицательными чертами. Образ кота – это образ русского человека с его недостатками и достоинствами. В зарубежных народных сказках кота можно встретить не так часто, но и там мы видим его как доброго и умного защитника людей и животных. Во многих сказках кот показан по образу и подобию человека, с чертами, присущими любому из людей. Каждый видел и знает доброго и милосердного человека, жаждущего помочь ближнему; лживого, лицемерного, для которого важна лишь нажива. Так и коты в сказках показаны с отрицательными и положительными чертами; умные и хитрые, злые и добрые, лживые и вредные. Образ кота многофункционален, ведь кот выполняет роль помощника и вредителя, спасителя и лжеца.

 

Литература:

  1. Fando R.A., Valeeva E.V.Conflict harmonization between natural-science and art education. Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th – 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643-646.
  2. Валеева Е.В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009 - 219 с.
  3. Валеева Е.В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования 2011. № 1. – С. 82-84.
  4. Круглов. Ю. Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.
  5. Сказки. Режим доступа: http://kostyor.ru/tales/(дата обращения: 25.10.2015)
  6. Сказки. Сетевая библиотека. Режим доступа: http://azku.ru/ (дата обращения: 25.10.2015)
  7. Фортунатова В.А. Антропология образных состояний как нравственно-дидактическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1. С. 355-358.
  8. Юнг К.г. Душа и миф: шесть архетипов. – М.-К.: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal», 1997. – 384 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle