Библиографическое описание:

Чернышова С. А., Тарасова А. И. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 72-74.



Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения

Чернышова Светлана Александровна, студент; Тарасова Алёна Игоревна, студент

 

Формирование читательской культуры младших школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов.

Под читательской культурой понимается: 1) определенный уровень развития культурного общения ребёнка с книгой; 2) полноценное восприятие прочитанного; 3) наличие литературных знаний, характерных возрасту [1, с.83].

Внеклассная работа по литературному чтению имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников. Она открывает большие возможности для развития детского творчества, познавательного роста детей [3].

Главная воспитательная задача учителя на внеклассных занятиях – углубить интерес школьников к чтению. Но сделать это нужно так, чтобы не возникло отвращение к художественной литературе.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы детям было интересно не только читать, но и высказывать собственное мнение, делиться впечатлениями, обсуждать прочитанное. Учащиеся должны понять, что чтение – это духовное богатство каждого воспитанного человека.

Также можно выделить ряд других задач внеклассной работы: формирование интереса к предмету «Литературное чтение» и к чтению в целом; совершенствование качества чтения как основы глубокого и полноценного восприятия художественного текста; развитие речи учащихся, умение выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи; освоение учениками нравственных норм и ценностей посредством чтения художественных произведений; формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев[6].

При составлении плана внеклассной работы по литературному чтению следует помнить о разумном сочетании произведений русской и зарубежной классики, современной и региональной литературы; о разнообразии тематического плана работы; о сочетании произведений различных жанров; о чередовании разных видов внеклассных работ по литературному чтению; о приёмах активизации читательской культуры учащихся.

Эффективной формой проведения уроков внеклассного чтения является литературная гостиная. Она позволяет в максимальной степени раскрыть любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию. Подготовка и проведение литературной гостиной потребует от педагога навыков написания сценария, режиссирования, наличие музыкального вкуса и кругозора, знание методики работы над выразительным чтением; кроме того, педагогу потребуется умение консолидировать участников творческого проекта [7, с.73].

Оптимальными методами формирования читательской культуры являются также беседа о прочитанном, обмен мнениями, чтение-рассматривание, пересказ прочитанного, собственное сочинение сказок и историй.

Важным средством формирования читательской культуры у младших школьников являются литературные игры, которые помогают глубже понять содержание произведения, обращают внимание детей на художественные ценности книги. Цель литературной игры - модификация существующего текста или создание нового. Примером может служить игра «Гений литературы»: дети делятся на две команды и отвечают на вопросы за определённое количество времени: «Бедный поп поставил лоб» кому?; жилище Бабы-Яги; второе название скатерти; кто из обитателей болот стал женой царевича?; аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт; что потеряла Золушка?

Литературный кружок – один из основных и наиболее распространённых видов групповой внеурочной деятельности. Он организуется из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек.

Литературный кружок

- способствует систематизации и углублению знаний, полученных на уроке;

-развивает познавательную активность младших школьников;

-развивает творческие способности детей;

-помогает выявить и развить способности и наклонности учащихся;

-помогает расширить общий кругозор;

-мотивирует младших школьников на углубленное изучение предмета «Литературное чтение» [7, с.72].

Педагог Е.Е. Мороз рекомендует с целью привития любви к чтению предложить ученикам помочь «распуститься дереву познания». Для этого она предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево. На листьях дерева написано название книг, которые дети прочитали дома. В оформлении листьев участвуют родители. Утром, придя в класс, ребёнок вешает листочек, затем перед началом занятий дети вместе с учителем подходят к дереву, и учащиеся называют сказки или рассказы, которые они прочитали.

Кроме того, эффективными формами деятельности учащихся начальной школы на уроках внеклассного чтения являются:

•совместное «чтение» - слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;

•«чтение» - игра;

•«чтение» - рассматривание;

•индивидуальное чтение;

•слушание аудиозаписей или чтение наизусть;

•учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);

•задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).

Способствовать формированию читательской культуры младших школьников могут следующие формы работы на внеклассных занятиях по литературному чтению:

•рассматривание книги;

•чтение книг;

•работа с выставкой книг.

Опишем методику рассматривания книги.

Сначала ребятам предлагается рассмотреть обложку книги. Учитель обращает внимание на ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о писателе, с какими его произведениями они знакомы. Ребята могут пересказать ранее прочитанные произведения данного автора. Внимание к творчеству того или иного писателя может быть привлечено просмотром фрагмента художественного или мультипликационного фильма. Далее младшим школьникам можно предложить сопоставить содержание произведения с его экранизацией, а также с надписями к иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение). На итоговых занятиях представляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнивать свои работы с работами своих одноклассников, проявить «зрительское умение», «критическую оценку» художественного произведения [6].

Приведём фрагмент урока внеклассного чтения на тему «Сказка Теремок».

Учитель: Сегодня на уроке мы проанализируем сказку «Теремок». Посмотрите на экран. Задание: сколько раз встречается это слово и какое это слово? Теремоктеремоктеремоктеремок.

Затем учитель рассказывает сказку «Теремок» с показом слайдовой презентации, предлагает ответить на ряд вопросов: о чём сказка; сколько героев в сказке; найдите, какие в сказке у каждого зверька прозвища; как вы думаете, почему у них такие прозвища?

Учитель предлагает разделить текст на части и составить план сказки: Закройте глаза и представьте начало сказки. Что вы видите? Давайте найдём в тексте отрывок, в котором говорится о теремке. Отметьте карандашом, где закончилась первая часть. Как мы её озаглавим?

Прочитайте вторую часть сказки. Как мы назовём эту часть? Кто появляется в следующей части?

Прочитайте третью часть сказки. Как мы назовём эту часть? Кто появляется в следующей части? Отметим окончание части. Как её можно озаглавить? Что происходит дальше? Какой волк бывает в сказках? А в этой сказке? Что происходит в этой части? Дружно ли живут герои теремка? Вот появляется последний персонаж. Кто это? Каким вы его себе представляете? Что он делает? А почему звери его не пустили? Они злые? Что сделал медведь? Что мы можем сказать о медведе?

Формирование читателя – очень сложное дело. Читательские интересы детей зависят от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от сверстников и товарищей.

 

Литература:

  1.                Андронова Е.М. Метод проекта как средство формирования культуры работы с книгой у младших школьников // Творческое чтение в системе литературного образования (художественное образование и эстетическое воспитание в профильной школе): сб. науч. тр. / Учреждение Рос.акад. образования "Ин-т художеств. образования"; [сост. Э.И. Иванова и др.]. - М.: ИХО РАО, 2011. - 145 c.
  2.                Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М., 2008. – 180 с.
  3.                Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: в 2 ч. Ч.1. – М.,2008, С. 594-560.
  4.                Вилмане Я.Я. Роль внеклассной работы по литературе в системе нравственного воспитания школьников. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844080.htm
  5.           Гусев Д.А. Декоративно-прикладное творчество как форма проявления общенациональной идентичности России // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (4). С. 102-103.
  6.           Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  7.           Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  8.                Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе// Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. М.: Просвещение, 1985. – 478 с.
  9.                Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе// сборник статей. – Сост. В.А. Лазарева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2005.- С. 40 – 56.
  10.            Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М., 2002 - 135 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle