Библиографическое описание:

Авдеева А. В., Молькова М. В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 44-46.



 

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей своей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых читательских компетентностей. Уровни овладения учащимися ключевыми компетентностями определяются благодаря качеству образования по чтению в начальной школе.

Под ключевыми компетентностями в ФГОС НОО понимается способность к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях) [7, с.141].

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Таким образом, показателями читательского интереса младших школьников являются:

положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»); заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»); увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»); стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

Книга должна заинтересовать, заинтриговать, привести в восторг, изумление, волнение.

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют такие условия, которые включают в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, например, ролевое чтение; беседу; беседу - «приманку», предполагающую выбор текста с ярким сюжетом, его чтение, попутное обсуждение, прерывание чтения на самом интересном месте [5, с.72].

Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям: формирование навыка чтения, т.е. умение ребенка читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Целесообразно использовать такие приёмы, как речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.; начитанность, эта компетенция включает в себя такие составляющие, как знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Можно использовать и такие приёмы, как ведение читательских дневников, печатных тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений; умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, темам и т.д.); знание элементов книги, приучение учащихся постоянно работать со справочной литературой, словарями, посещение школьной библиотеки; навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом [4].

Для того чтобы сформировать читательскую компетенцию у младших школьников, необходимо использовать такие формы работы, как проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов, беседы-дискуссии, которые научат детей размышлять о прочитанном и высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим ставить вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Также достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно, с чувством читает художественный текст. Умение учителя правильно и красиво владеть словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому что им «очень понравилось, как оно написано» [3. с.127].

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений может стать использование приема устного словесного рисования. Словесное рисование – это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения [5. с.71]. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией. Этот прием направлен прежде всего на развитие способности к конкретизации словесных образов, т.к. нельзя описать то, чего не видишь, не представляешь. Кроме того, в процессе описания устной или письменной картины развивается речь ребенка и его логическое мышление. Примером организации устного словесного рисования на уроках может послужить сказка «Каша из топора» с иллюстрацией. Дети читают сказку, затем совместно с учителем наблюдают за героями, составляют план их действий [1, с.44].

Этап перечитывания текста и его анализ.

- Прочитаем сказку до конца и пронаблюдаем за тем, как ведет себя солдат. Составим план его действий.

Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; посолил; попросил крупы; добавил крупы; посоветовал, что масло нужно добавить; добавил масла; стал есть кашу.

- Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый момент. Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент их действия (устное словесное рисование). Помогаем вопросами:

- На каком фоне происходит действие? (изба, обстановка в избе, печь и т.п.)

- Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем думает? Какое выражение лица?

Предлагаем описать старуху в разные моменты действия. Помогаем аналогичными вопросами.

Затем обсуждаем иллюстрацию В.О. Аникина «Каша из топора».

- Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник? Какую иллюстрацию они бы нарисовали к этой сказке? Почему?

Большое внимание на уроках следует уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Толковать значения слов можно через показ предметов, картинок, пословиц и загадок. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют дети должны объяснить сами, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно, либо обратиться к электронным справочникам, Интернету [6, с.800].

Например, при изучении русско-народной сказки «Рукавичка» во втором классе ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

- Назовите действующих лиц сказки.

- Объясните значение слов бредет – идет медленно, с трудом. Врассыпную – в разные стороны. Обронил – уронил.

Чтобы повысить интерес детей к чтению, на уроках литературного чтения нужно использовать такой прием, как драматизация. Младшим школьникам особенно интересно принимать участие в небольших театральных постановках.

Предлагаем в качестве примера использования драматизации фрагмент урока в 1 классе по сказке «Лиса и тетерев».

- За кого вы переживали в этой сказке? Кто оказался обманутым? Понравился ли вам финал сказки?

- Мы будем ставить с вами радиоспектакль. Кто-нибудь слышал по радио такие спектакли? Значит, нам на уроке необходимо научиться читать по ролям и в чтении передать чувства, намерения персонажей. Мы постараемся понять, почему тетереву удалось провести хитрую лису, и выразить ответ на этот вопрос в чтении. На уроке читать за героев сказки будут разные ребята.

Далее следует чтение и анализ сказки. Анализ сказки проходит как подготовка к выразительному чтению.

Эффективным средством формирования читательской компетенции является создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Диафильм – серия иллюстраций, отражающих фабулу произведения, с подписями, в общих чертах, передающих его основное содержание. Этот прием родственен словесному рисованию. Однако он гораздо сложнее по своему содержанию и требует следующих умений: во-первых, ребята должны составлять план произведения; определять идею; выделять главное в содержании каждого эпизода; конкретизировать словесные образы в воображении и описывать мысленно увиденное. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам [4].

Для примера можно привести фрагмент урока по рассказу В. Драгунского «Он живой и светится…».

Диагностические цели. После урока ученики смогут назвать изменения в настроении героя; объяснить причины изменения настроения; проанализировать иллюстрацию к рассказу; объяснить, какие художественные средства помогли художнику передать настроение героя.

- Рассмотрите иллюстрацию художника В. Лосина «Он живой и светится»

- Понравилась ли вам иллюстрация?

- А к какому эпизоду рассказа нарисована эта иллюстрация? Найдите его.

- Скажите, какое настроение у мальчика?

- А какое настроение передал художник в иллюстрации?

-Посмотрите внимательно на позу мальчика. С помощью каких еще деталей художник передает одиночество героя?

- Скажите, соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода?

- Как вы считаете, противоречит ли как-нибудь это изображение, эта неточность, допущенная художником, авторской идее?

-Иллюстрация в вашем учебнике черно-белая, но если бы она была цветная, какие краски, какие оттенки цветов вы бы использовали?

- Скажите, а подойдет ли эта иллюстрация к эпизоду, когда Дениска уже держит на ладони светлячка?

- Давайте нарисуем иллюстрацию к этому эпизоду. Как продолжение первой. Представьте, как теперь сидит Дениска на скамейке? А какое выражение лица будет у Дениски? А что вы нарисуете на заднем плане? А каким будет воздух? Серым, как на предыдущей иллюстрации?

В целях формирования читательской компетенции можно предложить и такие виды работы, как литературные конкурсы, викторины на знание творчества того или иного писателя; ведение читательских дневников, в которых фиксируются главные герои произведения, выписывается их характеристика; создание классной библиотеки; уроки читательского мастерства; подготовка презентаций произведений; тесное сотрудничество со школьной библиотекой; проблемно- поисковые ситуации; семейное чтение.

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, также в работе с родителями. На уроках литературного чтения учитель обязательно должен использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

 

Литература:

  1.           Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
  2.           Гусев Д.А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села // Детский сад от А до Я. 2015. № 3. С. 34-40.
  3.           Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1-1. С. 126-129.
  4.           Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  5.           Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  6.          Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 11. 2014. С.800-803.
  7.           Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle