Библиографическое описание:

Казакова В. В. Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 53-55.



 

Перед педагогами начальной школы стоит сложнейшая задача – сформировать у младшего школьника умение, желание и устойчивую привычку выбирать и читать различные книги, то есть сформировать читателя-школьника.

Идея формирования личности младшего школьного возраста как читателя находит отражение в федеральном государственном стандарте начального общего образования, где «приоритетной целью обучения курсу «Литературное чтение» в начальной школе является формирование определенного уровня читательской компетенции обучающихся, осознание себя грамотным читателем, который способен использовать читательскую деятельность как средство самообразования» [8, c. 73].

В настоящее время важно не столько дать детям как можно больше багажа знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и познавательное развитие, то есть научить учиться. 

Разработчики федерального государственного стандарта начального общего образования в содержание понятия «читательская компетентность» включают владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении.

Под читательской компетенцией понимается постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, то есть качество личности, совершенствующееся на протяжении всей его жизни [4, c.72].

К задачам по формированию читательской компетенции относятся:

  •       научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению;
  •       научить школьников извлекать из различных текстов полезную и интересную информацию;
  •       научить самостоятельному выбору книг для чтения;
  •       научить учащихся работать с разнообразными источниками информации (справочниками, словарями и т.д.);
  •       научить высказывать свое мнение о прочитанном произведении [5, c.18].

Формирование читательской компетенции учащихся, безусловно, проходит на уроках литературного чтения, на внеклассных занятиях через проведение творческих конкурсов, литературных игр, занятий с элементами театрализации, что стимулирует творческую активность ребят [7, c. 11].

Как правило, работа по формированию читательской компетенции младших школьников реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать текст про себя и вслух, владение основными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое, углубленное). Приемы, которые используются при формировании данного навыка: речевые разминки, чтение слоговых таблиц, игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, артикуляции, внимания, чтение фраз с различной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах и по ролям, работа с поговорками, скороговорками и т.д. [9, с.73].

2. Начитанность. Это направление работы включает в себя следующие составляющие: знание уже изученных произведений, представление о литературоведческих терминах, их понимание и использование; знание произведений из круга детского чтения. К используемым приёмам работы относятся: ведение читательских дневников или тетрадей по литературному чтению, составление своих обложек к прочитанным произведениям, книжек - малышек, проведение литературных викторин, конференций и праздников, театрализованных представлений по прочитанному.

3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по авторам, жанрам, темам и т.д.); знание содержания книги. В работе по данному направлению рекомендуется использовать справочную литературу, словари.

4.Умения и навыки собственно читательской деятельности, которые обеспечивают восприятие, истолкование и оценку читаемого. В основе деятельности по данному направлению лежит разносторонняя работа с текстом, где основной считается технология продуктивного чтения [1, c.85].

Такая технология обычно включает в себя три этапа работы с текстом.

1. Работа с произведением до чтения (постановка целей урока с учетом общей (мотивационной, учебной, психологической, эмоциональной) готовности младших школьников к работе).

2. Работа с произведением во время чтения (первичное прочтение и перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).

3. Работа с произведением после чтения (знакомство с писателем; смысловая беседа по тексту; работа с заглавием и иллюстрациями; текстовые и творческие задания, контрольно-измерительные материалы).

В качестве средства формирования читательской компетентности рекомендуется также использовать технологию веб-квеста [7, c.16].

Во всемирной паутине можно без труда найти информацию, которой интересуются люди. Интернет – это мощнейший инструмент, органично вписывающийся в образовательный процесс [2].

Веб-квест – это интерактивная образовательная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простейшего поиска информации в Интернете:

1. наличие проблемы, которую необходимо решить;

2. поиск информации по конкретной проблеме в компьютерной сети осуществляется группой учащихся. Каждый член группы имеет определенную роль и вносит свой вклад в решение существующей проблемы;

3. решение проблемы достигается путем слаженной работы в группе [6, c.204].

Особенность технологии веб-квеста заключается в следующем: вместо того чтобы учащиеся бесконечно блуждали по Интернету в поисках нужной информации, педагог сам дает им список web-сайтов, которые соответствуют теме.

Использование данной технологии на уроках способствует:

  1.                сформированности новых компетенций;
  2.                реализации креативного потенциала;
  3.                повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию;
  4.                повышению самооценки [2, c.724].

Выделяют несколько этапов по работе над веб-квестом:

1. Выбор учащимся одной из ролей.

2. Собственный анализ, то есть как его роль согласовывается с задачами других членов команды.

3. Далее школьник исследует предложенные ему web-сайты.

4. По окончании процесса поиска, ребенок должен представить отчет по выбранной теме.

5. Так как под веб-квестом понимается групповая работа, то после индивидуального отчета дети вместе спорят, обсуждают, вырабатывают план работы группы в целом.

7. Веб-квест заканчивается групповой защитой проделанной работы [6, c.205].

Веб-квест можно использовать на любом этапе урока: для формирования новых знаний, при закреплении или обобщении материала.

Мы хотим предложить вам веб-квест по литературному чтению на тему: «Аленький цветочек». Предложенный нами веб-квест включает в себя следующие задания:

Группа «Биографы»

1. Найдите интересные факты биографии Аксакова С.Т. (http://www.aksakov.info)

2. Найдите фотографии данного писателя (3–4 шт.)

3. История написания сказки (http://mylitera.ru)

Группа «Литературоведы».

1. Найдите в тексте сказки зачин, концовку, сказочные эпитеты (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt)

2. Докажите, что эта сказка – волшебная.

Группа «Языковеды».

1. Как можно перевести на современный русский язык старинные слова в сказке? (http://dal.sci-lib.com)

2. Почему важно знать происхождение слов?

3. Составьте толковый словарь к сказке "Аленький цветочек".

4. Найдите пословицы и поговорки в тексте сказки (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt)

Для оценивания работ учеников могут использоваться такие как методы как взаимооценка участников проекта и самооценка.

К критериям оценивания веб-квеста относятся: понимание задания, полнота раскрываемости темы, изложение основных аспектов темы и стратегии решения проблемы, логика преподнесения информации, слаженная групповая работа, распределение по группам, авторская оригинальность, степень самостоятельности работы в группе, грамматика, отсутствие ошибок правописания и опечаток, стиль презентации, использование цвета в презентации, расположение информации на слайде, анимационные эффекты презентации, разнообразие видов слайдов, глубина и объем знаний по теме, качество доклада, культура речи, умение выступать перед аудиторией, умение отвечать на вопросы, деловые и волевые качества докладчика. Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе [6, c.205].

Обучение должно носить развивающий характер в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления. Именно с этой целью многие педагоги уже долгое время стараются использовать проектную технологию, применяя ресурсы всемирной паутины. Но проблема состоит в том, что множество информации в Интернете и ее качество не только делают процесс работы над проектом проще, но и усложняют его. Одним из возможных решений данной проблемы является технология веб-квест [3, c.725].

 

Литература:

  1. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 145 с.
  2. Гусев Д.А. О повышении профессиональной компетентности учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 27-31.
  3. Жесткова Е.А. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе/ Е.А. Жесткова, В.В. Казакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9 (часть 4). С.723-725.
  4. Жесткова Е.А. Веб-квесты в профессиональной ориентации выпускников современных школ/ Е.А. Жесткова, В.В. Казакова // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 6. С.70-72.
  5. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С.17-20.
  6. Наумова Т. В. Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников [Текст] / Т. В. Наумова, В. В. Казакова, А. В. Лезина // Молодой ученый. 2014. №21.1.
  7. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя//Начальная школа. 2003. №1. С.3-12.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373. – 35 с.
  9. Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. – 196 с.
Основные термины (генерируются автоматически): читательской компетенции, младших школьников, формированию читательской компетенции, читательской компетентности, читательской компетенции младших, начального общего образования, компетенции младших школьников, Формирование читательской, формирования читательской, уроках литературного чтения, Жесткова Е.А, Формирование читательской компетенции, уровня читательской компетенции, формирования читательской компетентности, формирования читательской компетенции, читательской компетентности младших, читательской компетентности учащихся, читательской компетенцией, читательской деятельности, литературному чтению.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle