Библиографическое описание:

Таболько Л. А., Бодрин А. В. Библиотеки как основной субъект социального партнерства в социально-культурной сфере (на примере Централизованной библиотечной системы г. Арзамаса) // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 116-119.



 

Библиотеки занимают особое место в системе социального партнерства. Являясь одним из социальных институтов государства, библиотеки фактически выступают формой организации гражданских инициатив, становятся катализаторами активности различных слоев общества[1, с. 4].

Имея опыт работы с местным населением иисточниками информации, библиотеки могут стать ведущей площадкой, на которой будут договариваться субъекты социального партнерства о координации своей деятельности. Сформулируем ряд приоритетных направлений деятельности, которые стоят перед библиотеками в области социального партнерства: оказание информационной поддержки государству, коммерческим и некоммерческим организациям; проведение информационно-просветительской работы с населением; мониторингзаконодательного процесса посредством выражения интересов гражданского общества; организация презентаций, семинаров, форумов, конференций и т.д. [1, с. 5].

Библиотеки обладают серьезным ресурсом информационно-просветительской деятельности, который необходимо использовать для дальнейшего становления в России постиндустриального (информационного) общества. Его специфика заключается в том, что ключевым звеном в центре общественного влияния становится не власть, как было прежде, а институты гражданского общества, третьего (некоммерческого) сектора. Сам же процесс партнерства приобретает продуктивный коммуникационный обмен между властью, бизнесом и третьим сектором [5]. Такое общество можно назвать «обществом дискурсов»: посредством конференций, семинаров, форумовполитики, экономисты, предприниматели, представители экспертного сообщества приходят к решениям, которые действительно могут по возможности удовлетворить все социальные страты и приводят к балансу интересов между секторами социального партнерства [4].

Библиотеки являются инициатором диалога между всеми субъектами социального партнерства, они привлекают для реализации социальных проектов политиков, представителей бизнеса и НКО и делают это на постоянной основе[5].

В рамках социального партнерства деятельность библиотек в значительной степени альтруистична, и направлена, прежде всего, на социальную и культурную сферы. В условиях отсутствия у государства внятной культурной политики библиотеки должны сами принимать решения, предлагать культурную повестку дня и заполнять образовавшийся в обществе ценностный вакуум. Предметами партнерства могут быть совместное создание информации, ее размещение и предоставление, обмен информационными продуктами и др. [4].

Показателем результативности и эффективности работы библиотеки в области социального партнерства служит следующий набор критериев: популярность библиотеки у читателей; востребованность библиотеки партнерами; многообразие партнеров, их непохожесть друг на друга; увеличениекоммерческого финансирования; наличие отработанной и опубликованной регламентирующей документации; участие и приглашение к участию в различных программах, проектах и мероприятиях, проводимых партнерами; членство ведущих специалистов в различных общественных и экспертных советах при органах власти; наличие во внутренней документации мероприятий по социальному партнерству[3].

Одним из критериев эффективности процесса социального партнерства является профессионализм. Сотрудниками библиотек должны становиться не только работники культуры, но и специалисты по управлению, занимающиеся связями с общественностью, рекламой, маркетинговыми стратегиями [5]. Библиотеки нуждаются в создании специальных самодостаточных секторов, фондов, деятельность которых должна быть направлена исключительно на развитие сотрудничества, поиск потенциальных партнеров, решения проблем эволюции социального партнерства. Выполняя вышеперечисленныезадачи, библиотеки могут стать своего рода проводником, через который все большее число различных слоев населения включится в процесс сотрудничества[2, с. 7].

Библиотеки могут интегрировать общественность по социально значимым проблемам, что является важным фактором в развитии партнерства и становлениисоциального государства и гражданского общества. Социальное партнёрство библиотеки – это равноправная, долгосрочная и взаимовыгодная деятельность двух или нескольких сторон, одной из которых является библиотека, разделяющих и стремящихся решить социальную проблему общества на основе двустороннего или многостороннего договора, соглашения о социальном партнёрстве. Экономика, построенная на принципах рынка, быстрое развитие информационных и технологических ресурсов, формирование образа нового человека заставляют современные учреждения культуры совершенствовать формы и методы работы с населением, властью и предпринимательским сообществом [4].

В 2000-е годы МУК Централизованная библиотечная система (ЦБС) г. Арзамаса, имея положительный опыт организации сотрудничества, вышла на новый уровень координации – уровень социального партнерства. Это послужило основой создания в ней условного пространства, включающего две области: теоретической (изучениефеномена социального партнерства) и эмпирической (его практическое применение).

В области изучения социального партнёрства проводится анализспециальной литературы по библиотечному и инновационному менеджменту, маркетингу. Исследовательский характер данной области нашел свое выражение в таких программах как «От Библиокласса до Библиовуза» (2001 – 2006 гг.), направленной на развитие кадрового потенциала ЦБС и адаптацию каждого работника к современным тенденциям в библиотечном деле, а также «Библиомастерская» (2009 – 2011 гг.). Целями второй программы являлись: а) адаптация библиотечных кадров всех уровней к переосмыслению приоритетов библиотечной политики; б) организация системы непрерывного обучения сотрудников МУК ЦБС для обеспечения эффективной работы библиотек и их динамичного развития в современных условиях. Программа «Библиомастерская» была построена по модульному принципу и состоит из основных и факультативных модулей. Основные модули: «Подмастерье» – для библиотекарей без стажа работы и специального образования; «Мастерская профессии» – для различных категорий библиотечных работников; «Мастера» – для всех работников МУК ЦБС; «Копилка мастера» - методическое обеспечение программы; факультативные модули: «Мастерская чтения», «Мастерская успеха», «Мастерская творчества», «Мастер.RU» [6].

В области практического применения социального партнёрства знаковыми в МУК ЦБС г. Арзамаса стали следующие события:

1. Программа «Здоровое поколение – здоровая нация», ориентированная на молодежь 15 – 22 лет и направленная на профилактику асоциальных явлений и пропаганду здорового образа жизни.

2. Программа «О прошлом память сохрани», результатом которой стало создание собственных информационных ресурсов по истории и краеведению, разработка и проведение циклов мероприятий «Краеведческие вечера» и «Портретная галерея», цикла исторических вечеров «Россия: свет мой, боль, надежда», медиалекторий «Помни войну» и др.

3. Программа «Нам жить и помнить», направленная на создание оптимальных условий для формирования у детей и молодежи патриотических чувств, и активной гражданской позиции, использование информационно-мемориальных ресурсов как факторов сохранения и передачи исторической памяти, расширение партнерских связей библиотеки.

4. Программа «Мой мир – мой дом», направленная на создание целостной системы экологического просвещения в библиотеке, обеспечение его непрерывности от дошкольного и младшего школьного до юношеского возраста.

5. Проект «Духовное краеведение в виртуальном формате», основная цель которого –осознание жителями малого социума причастности к своему роду, микрорайону, городу через участие в гражданских инициативах. В рамках проекта была проведена акция «Здесь мой дом» (комплекс мероприятий по благоустройству территории микрорайона); были организованы «Встречи поколений» (школьных, армейских, спортивных, семейных), циклы встреч «История России в орденах и наградах» и «Правду о войне пусть постигают внуки» и др.

6. Проект ««Мир. – Культура. – Провинция. – Молодежь», основная цель которого – обеспечение в условиях провинции равного свободного доступа к мировым культурным ценностям и сохранение культурных традиций малого города.В рамках проекта были организованы «Факультет искусств», абонемент «Творцы», «Праздник 100-летия библиотеки», «День театра в библиотеке», «Праздник арзамасской поэзии», фестиваль молодых «Мир в красках и звуках», выставки-контаминации по культурам всех времен и народов и др.[6].

Фундаментальное значение имеет работа библиотек, связанная с повышением престижа чтения среди всех слоев населения нашей страны, учитывая негативную тенденцию последних лет, связанную с утратой главенствующей роли бумажной книги в жизни социума. Не является исключением и ЦБС г. Арзамаса, которая использует самые разные формы привлечения читательской аудитории, а именно: 1) массовые мероприятия и выставки презентационного и культурно-досугового направления; 2) конкурсы; 3) акции; 4) культурно-досуговые программы, например, Библионочь «Остановись, мгновенье…» в рамках Всероссийской акции «Библионочь», результатом которой стало приобретение новых социальных партнёров, новых пользователей библиотеки; 5) т.н. комплексные формы, например, «День с Лермонтовым», когда каждое структурное подразделение отдела обслуживания организовало выставки, посвященные жизни и творчеству поэта; 6) открытые площадки и места отдыха; 7) программы летнего чтения.

Исключительную роль играют мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения. Последние инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежную аудиторию. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках проводятся поэтические ринги, Дни информации, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, литературные салоны и т. д.[6].

Рекламируя книжное чтение, библиотекари ЦБС постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, ежегодно проводят опросы, анкетирования и мониторинги: «Десять книг, которые потрясли Вас», «Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают», «Вы любите читать книги?»; «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»; «Кто Вы, наш читатель?» и др.[6].

Библиотеки ЦБС формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. Ведется работа с пожилыми людьми по программе «Ваш помощник - Интернет». Работники отдела информационных технологий Центральной городской библиотеки им. А.М. Горького в течение года консультировали пенсионеров в оформлении документации, использовании электронных услуг, помогали решить бытовые проблемы (например, передать показания счетчика).

Тем самым в области развития социального партнёрства деятельность МУК ЦБС г. Арзамаса представлена следующими направлениями: популяризация книжного чтения, духовно-нравственное воспитание и гражданское образование, экологическое просвещение населения, формирование здорового образа жизни, работа с социально уязвимыми категориями населения, краеведение. Ведущая форма реализации данных направлений проектно-программная.

В целом в настоящее время социальное партнёрство - одно из важнейших условий формирования положительного образа учреждения культуры и его эффективного развития, поскольку его основополагающими аспектами являются: определение учреждением культуры своего места в социокультурном пространстве Нижегородской области и в частности в г. Арзамасе; претворение в жизнь его программы развития; установление им стабильных взаимоотношений с различными структурами Нижегородской области на основе законодательного регулирования.

Таким образом, социальное партнерство всегда должно базироваться на паритетном долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве, в границах которого все его участники согласны продолжать и расширять общую проектную деятельность.

 

Литература:

  1. Беляков С.Ю. Что такое и с чем его едят? Национальные особенности социального партнерства  // Библиотечное дело. 2004. - № 1 (13). – С. 4 – 6.
  2. Бойкова О. Ф. Юридические инструменты социального партнерства // Библиотечное дело. – 2004. - № 1. – С. 7 – 10.
  3. Смирнова О.Ю. Социальное партнерство в области реализации экологических проектов. Режим доступа: http://www.academia.altlib.ru//
  4. Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. – 128 с.
  5. Ткаченко В.В. Социальное партнерство (монография). – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. – 116 с.
  6. Централизованная библиотечная система г. Арзамаса (ЦБС). Режим доступа: http://www.arzbiblio.ru. //.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle