Библиографическое описание:

Фрезе И. И., Малахова Л. Н., Суетина Л. Р. Игра как средство общения // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 876-879.



 

Практически в каждой возрастной группе детского сада разворачивается сложный и порой драматический сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие шалости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. [1.23]

Рождаясь как личность, овладевая фразовой речью, ребенок стремится к общению с другими детьми. Он совершает первые попытки оценить себя в сравнении с другими. В ходе общения со сверстниками он вступает в сюжетно-ролевую игру. Только при осознании своей индивидуальности он способен играть роль другого персонажа. Дети не сразу и не вдруг вступают в общение друг с другом. Формирование коммуникативных навыков происходит поэтапно, в соответствии с возрастом. [4.7]

В младшем возрасте (в 2–4 года) ребенку достаточно чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника, как правило, не замечает. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя.

Общение в этом возрасте крайне ситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Поэтому воспитатель руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что видели, о чем им читали. В этом возрасте воспитатель прямо организует игру, иногда даже становится ее участником, чтобы своим примером прививать им навыки совместной игры, навыки общения с игрушками. [1.34]

Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствии отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны — дети в этом возрасте могут уделить внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке. Главным персонажем при внесении игрушек может служить кукла по имени Андрюша. Этот улыбающийся, обаятельный «мальчик» любит играть, шутить, хочет многое узнать. Детям близок Андрюша, так как своими действиями и стремлениями он напоминает их самих.

Целенаправленное использование приемов внесения игрушек педагог комплексно решает целый ряд задач: театр игрушек вызывает у детей положительные эмоции, влияет на их воображение, придает игре нужное направление без навязывания сюжета, показывает разные варианты употребления одних и тех же игрушек; создание игровых ситуаций развивает способность намечать цель игры, подбирать игрушки для реализации задуманного, побуждает проявлять творчество; загадывание сценок, загадок, активизирует мысленную деятельность детей; пробуждает желание искать ситуации, где бы еще можно было использовать игрушку. И если эти приемы сочетаются со всей образовательной работой, то игрушка приобретает большое значение в жизни ребенка, дает широкий простор его воображению, возбуждает активность, способствует проявлению коллективистских отношений. [5.15]

Для того чтобы наладить отношения между малышами можно включить в свою работу такие игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам («Каравай», «Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Кошки-мышки»). [1.67]

Воспитатель, учитывая особенности детей младшего возраста, должен задействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляются личные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра. На пятом году жизни однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку.

В дошкольном возрасте игра — своеобразный свойственный только дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Учитывая, такие огромные воспитательные возможности игры педагог, должен именно в игровой деятельности детей находить возможности для удовлетворения потребностей ребенка в признании и уважении со стороны сверстника. В тоже время навыки, сложившиеся в процессе общения детей друг с другом и с взрослыми получают дальнейшее развитие в игре. Учитывая возрастные и психофизические особенности детей педагог стремится, в интересной и непринужденной форме вовлекать детей в совместные игры и, опираясь на содержание игр, решать поставленные задачи по формированию добрых подлинных чувств и переживаний детей, их отношений друг к другу. В играх надо больше создавать проблемных ситуаций, дать детям самим мобилизовать свой опыт и реализовать усвоенные нормы и правила поведения: взаимовыручку и взаимопомощь. [3.7]

Усвоение правил поведения, связанных с выбором темы и сюжета игры, распределением ролей, с договоренностью об основных действиях играющих, способствует регулированию детских взаимоотношений, а в конечном итоге и развитию дружбы. Дети должны усвоить следующие основные правила, связанные с общими играми:

1.      Договариваясь об игре и во время игры, быть добрыми, вежливыми и справедливыми.

2.      Предлагая какую-нибудь игру, постараться доказать, что она интересна. Выслушать, предложения других детей не перебивая их.

3.      Всякая роль в игре хороша, интересна, если ты знаешь, что делать, как играть.

4.      Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие ребята тоже хотят быть ведущими.

5.      Не мешай товарищу, если он занят игрой. Хочешь играть вместе, попроси разрешения.

6.      Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.

7.      Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре

8.      Если начал игру с товарищами не бросай ее без их согласия.

Эти правила не заучиваются с детьми специально, но создаются условия для их лучшего усвоения.

Вопросам дружбы можно посвятить в течение года две- три этические беседы: «Что значит хорошо дружить», «О правилах дружбы», «Что хорошего можно сделать для друзей». [2.103]

Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых явлений, у них повышается интерес к различным профессиям и к взаимоотношениям людей. Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представление о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Педагог поддерживает у детей хорошее отношение к однолеткам, личным примером учит заботе о других и с уважением относиться к детским привязанности. Рекомендуется после игры проводить короткие беседы о прошедшей игре. Можно задать такие вопросы: «Подумайте, все ли правильно выполнили свои роли», «Что было сделано неверно? Как можно в следующий раз сделать лучше? Что еще интереснее можно придумать для игры в следующий раз?». Разговоры с детьми после игры развивают способность мыслить не только самостоятельно, но и перспективно. Во время бесед, чтения, рассказов, стихотворений использовать соответствующие фотографии, иллюстрации, игрушки. Экскурсии и наблюдения проводить таким образом, чтобы дети усвоили необходимые знания в определенной системе и последовательности, чтобы им был понятен смысл человеческих взаимоотношений. Идти по пути усложнения игровых взаимодействий, способствовать воспитанию у ребят представлений о чуткости, отзывчивости, товариществе, давая детям возможность самостоятельно развивать сюжет игры. Например: часть детей играет в школу, другая в строительство корабля, третья — в магазин, четвертая в семью. По окончании постройки корабля объявляется посадка на судно. Обычно большинство детей принимает это предложение: школьники едут на экскурсию, работники магазина — за новыми продуктами, члены семьи — в гости. В такой игре удовлетворяются и индивидуальные интересы, большинству детей предоставляется возможность выступить в главных ролях, самостоятельно раскрыть замысел, включиться в игру товарища, а потом выйти из игры, не нарушая ее. [1.56]

В старшем дошкольном возрасте заметно развиваются познавательные наклонности детей. Особенно ярко это проявляется в игре. Ребенок, стремясь применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы, чтобы найти необходимый для данной игровой ситуации. Однако недостаточно развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов.

Из таких книг как «На льдине», «Обвал». Б. Житкова; «Два радиста» С. Сахарова; «Вовка добрая душа» А. Барто; «Друзья в беде познаются» С. Михалкова, дети узнают о товариществе, ответственности, взаимопомощи, заботе. [3.12]

Для того чтобы сблизить детей друг с другом можно предложить занятия

в форме игровых ситуаций, такие — как «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи». В этих игровых ситуациях разыгрывается бессловесное действие.

Можно сделать вывод что, игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Игра сближает детей, вызывает интерес друг к другу, объединяет. У детей развивается стремление помогать друг другу, появляется радость по поводу общих успехов. [4.8]

 

Литература:

 

  1.      Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1983г — 192 с.
  2.    Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С. С.Бычкова- М.: Просвещение, 2003г-123с
  3.    Клименкова, О. А. Игра как азбука общения/ Дошкольное воспитание-2002.-№ 4.-с. 7–14
  4.      Репина, Р. В. Общение детей в детском саду и семье/ Р. В. Репина-М.: Просвещение, 1990г
  5.      Смирнова, Е.О., Холмогорова, В. Дошкольный возраста формирование доброжелательных отношений/ Дошкольное воспитание.- 2003. -№ 9 — с.68–76

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle