Библиографическое описание:

Рассмехина И. И., Чудакова Ю. В. Воспитательный потенциал детской библиотеки в формировании у подростков установок на здоровый образ жизни // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 104-106.



 

Современная детская библиотека, являясь социокультурным институтом, решает проблему передачи подрастающему поколению социального и культурного опыта. Сегодня при использовании компьютерных технологий библиотека становится информационным центром, предоставляющим свободный доступ ко всей информации, которой владеет мировое сообщество. В наше время в чтении детей наблюдается преобладание доли функционального (учебного) чтения, с одной стороны, и замены творческого чтения как личностно-значимой духовной деятельности, предопределяющей воспитательную и познавательную ценность литературы и чтения, на развлекательное (досуговое), – с другой [1].

Общение с подростками для взрослого человека (тем более педагога, библиотекаря) во все времена было осложнено различными коммуникативными трудностями. Один из возможных путей решения данной проблемы – диалог между подростками и специалистами библиотеки. Важнейшая составляющая диалога с читателем-подростком – механизм обратной связи. Средством диалога могут стать самые разные формы работы. Среди них самые распространенные: анкетирование, тетради отзывов, «забор-газеты», выставки, подготовленные вместе с читателями [3].

Анализ основных закономерностей психического развития подростков показывает, что многие трудности в их поведении могут быть поняты, устранены и значительно облегчены, если будут приняты во внимание особенности этого развития. Для того чтобы казаться взрослым, подросток выбирает разные пути, в том числе: курение, употребление вина, наркотиков, особый лексикон, стремление одеваться, отдыхать, развлекаться как взрослые. Это самые лёгкие способы достижения взрослости и самые опасные. При этом познавательные интересы утрачиваются, приобретаются особые жизненные ценности и установка на весёлое времяпровождение, что говорит онесформированности установок на здоровый образ жизни ни в семье, ни в школе.

В подходах к определению сущности здорового образа жизни сегодня выде­ляют три основных направления:

-    философско-социологическое, определяющее здоровый образ жизни в ка­честве интегрального показателя культуры и социальной политики общества (М.И. Руткевич, А.О. Мильштейн, Л.В. Филиппов);

-    медико-биологическое, рассматривающее его как гигиеническое поведе­ние, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормах (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев и др.);

- психолого-педагогическое, утверждающее роль мотивационно-целенаправленного отношения, сознания, поведения, ценностно-ориентированной деятельности личности для создания своей социокультурной макро- и микросреды жизнедеятельности (М.М. Борисов, МЛ. Виленский, В.З. Коган, В.М. Лабскир, В.И. Столяров).

Анализ приведенных подходов позволяет определить здоровый образ жизни как систему индивидуальных проявлений личности (нравственных, духов­ных, физических) в различных сферах деятельности (учебной, бытовой, общест­венной, коммуникативной), отражающую отношение к себе, социальной среде, ок­ружающей природе с позиций ценностей здоровья и способствующую сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности [2].

Одним из путей оказания помощи в формировании установок на здоровый образ жизни могут послужить программы, реализуемые в детских библиотеках и направленные на повышение компетентности подростков в вопросах здоровьесбережения, моделирование наиболее оптимальных стратегий действия участников в ситуации столкновения с зависимостью, выявление ресурсов личности и поиск их применения в различных ситуациях, тренировка уверенного поведения.

Программы могут быть реализованы в форме дискуссионных клубов и групп, информационных часов, встреч со специалистами (врачами, психологами, спортсменами); концертов и театральных вечеров, выставок, мероприятий, подготовленных совместно с другими местными учреждениями и обществами, творческих мастерских (драматических студий, совместных изданий журналов и альманахов, создания видео и телевизионных программ) [4].

В процессе реализации подобных программ подростки знакомятся с личной гигиеной и предупреждениями инфекционных заболеваний, здоровым питанием, получают представление о том, что зависимость могут вызывать как «нелегальные», так и «легальные» психоактивные вещества, изучают алгоритм поведения в экстремальных ситуациях общения с наркоманами и алкоголиками. В задачи программ входят формирование здорового жизненного стиля, эффективных стратегий поведения, препятствующих саморазрушающему поведению, развитие личностных ресурсов. При реализации программ могут быть использованы такие методы, как дискуссии, тренинги поведения, ролевые игры.

Массовое использование компьютерных технологий позволяет библиотекам создавать сайты, на которых юные читатели знакомятся с новинками, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы анкет. Современные подростки охотно общаются при помощи компьютерных технологий, что даёт ещё одно поле для пропаганды здорового образа жизни.

Примером реализации программы, направленной на формирование у подростков установок на здоровый образ жизни могут служить занятия, проводимые в Арзамасской детской библиотеке. В начале занятия специалистами библиотеки был проведён информационный час «Не сломай судьбу свою», на котором была раскрыта актуальная в настоящее время проблемаупотребления подростками никотина, алкоголя и наркотиков. Ответить на вопросы что такое наркомания, алкоголизм, табачная зависимость и каковы их последствия работникам библиотеки помогал приглашённый из центральной районной больницы врач – нарколог.

Следующим этапом программы было тренинговое занятие с элементами игры «Дебаты» на тему«Здоровый образ жизни – мода или необходимость». Цель занятия: активизировать осознанность необходимости вести здоровый образ жизни. Задачи занятия: развивать критическое мышление; отрабатывать умения вести дискуссию; познакомить с компонентами понятия «здоровье».

Далее подростки выполняли игровое упражнение «Поменяйтесь местами». Сидящим по кругу участникам было предложено поменяться местами с теми, кто отвечал утвердительно на вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Например: Кто спит 8 часов в сутки? Кто делает утреннюю гимнастику? Кто больше двух часов в день находится на улице? Кто не курит?

После проведённого упражнения юные читатели обсудили понятие «здоровье», его физический, физиологический, психический и социальный компоненты. Ответили на вопросы теста «Я и мое здоровье». Активно приняли участие в упражнении «Гадание на пословицах». Пословица – это формула, найденная при решении трудных, а порой и тяжелых проблем. При помощи пословицы, проговаривая ее другу или самому себе, человек осознает лучше свою проблему и, как правило, находит пути её решения (Хоть изба еловая, да сердце здоровое. Чистая вода – для хвори беда и т.д.). Ребятам предлагалось подумать о своей проблеме, не глядя выбрать одну из пословиц, и поразмышлять о том, что, возможно, смысл пословицы будет подсказкой в решении проблемы.

Путём решения проблемы формирования установок на здоровый образ жизни может служить помощь специалистов библиотеки юным читателям при выборе книг. Это возможно только при условии доверия подростков. Для достижения доверительных отношений с подростками библиотекарь должен не навязывать свою точку зрения, а вести диалог на равных «взрослый – взрослый». При этих условиях выбор литературы может обеспечить подростков информацией на темы «Самопознание через ощущения и чувства», «Эмоциональные переживания и способы их проявлений», «Разрешение конфликтных ситуаций и снятие эмоционального напряжения». Обладание подобной информацией поможет подростку представить себя в выгодном свете, аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях со сверстниками и взрослыми, распознать такие состояния как высокая тревожность, агрессия и др.

Современных детей, хорошо владеющих компьютером, имеющих в доступе широкий информационный поток, можно считать читателями нового типа. Им нужны современные герои. Соответственно деятельность сотрудников детской библиотеки по реализации Национальной программы поддержки и развития чтениянаправлена на то, чтобы в потоке информации подросток смог выделить те источники, которые способствовали бы как формированию его художественного вкуса, так и сохранению своего здоровья.

 

Литература:

  1. Голубева Н.Л. Детская библиотека как институт инкультурации личности:дисс. … доктора педагог. наук. –Краснодар, 2007. – 363.
  2. Куликов В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней общеобразовательной школе: дисс. … к-та педагог. наук. – Киров, 2002. – 181 с.
  3. Подросток и библиотека.Пути неформального общения.Методические рекомендации для специалистов детских библиотек.Москва, 2013. – [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/395/50999.php (дата обращения 29.10.2015).
  4. Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи // Библиотека и закон: справочник. – Москва: Либерея, 2008. – С. 280-287.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle