Библиографическое описание:

Соловьева А. В., Севостьянова Е. П. Социализирующий потенциал рассказа Н.Н. Носова «Мишкина каша» // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 109-111.



 

В современном мире существуют разнообразный ассортимент литературы для детей, который доступен родителям, стремящимся развивать своих детей. В детской литературе представлен широкий выбор художественных и научно-популярных произведений, которые ориентированы на детский и юношеский возраст, что и обусловило содержание, проблематику и язык произведений.

Однако, как показывает практика, далеко не все современные произведения обладают позитивным информационным, психологическим, педагогическим влиянием на развитие личности ребенка. Важной отличительной чертой детской литературы является пограничная связь искусства с педагогикой, которая диктует свои требования к данным произведениям. К сожалению, сегодняшняя ситуация такова, что в школьных программах все реже говорят о внеклассном чтении. Из-за финансовых трудностей большинство родителей приобретают для школьников учебные книги или энциклопедии. Следует отметить, что авторы так называемой современной «образовательной литературы» не беспокоятся о том, что из наспех написанной «энциклопедии» достаточно сложно выделить действительно познавательно ценные знания. В художественной литературе писатели стараются построить сюжет детектива или фэнтези, придумать «серийного» героя, о котором будет что писать в нескольких частях книги. Приверженность современной массовой литературы для детей и подростков, в первую очередь, законам рынка, а не законам развития ребенка, приводит к искажению ее влияния на успешность социализации растущих граждан, обеднению их эмоционально-образного мира, мира продуктивных фантазий и конструктивного поведения.

В то же время известные писатели, публицисты, исследователи издавна считали, что работать на детский контингент и говорить на «детском языке» дано не каждому и это особый талант. В.Г. Белинский полагал, что детскому писателю необходим особый талант: «Нужно родиться детским писателем, а не стараться им быть. Тут требуется не только талант, но и своего рода гениальные идеи. Разумеется, что любовь к детям, глубокое знание о потребностях, особенностях и оттенков детского возраста. Чтобы заинтересовать детей, надо их чувствовать, самому быть взрослым ребенком» [3]. Следует отметить, что один из ведущих критериев детской литературы является понимание психологии ребенка, а также умение донести до ребенка важные мысли и идеи с помощью особого, «детского» языка. Неслучайно С.Я. Маршак утверждал, что детская литература – это особый жанр, в котором ребенок должен быть спутником автора. Важно порождать истории, которые не только «рассказывают о героях и их жизни, но и о воспитательном процессе самих героев» [5].

И.Н. Арзамасцева говорит о том, что образ читателя легко узнаваем, что позволяет определить, для детей создано произведение или нет. К счастью, отечественные писатели оставили нам огромный клад в виде детских произведений. Практически в каждой повести, сказке, даже любом рассказе есть некий глубинный смысл, подразумевающий социализирующий потенциал [2]. Это доказано перечнем известных практически каждому малышу произведений отечественных авторов: К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»; С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый»; С.В. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Три поросенка»; Э.Н. Успенский «Трое из Простоквашино». К ним можно присоединить произведения зарубежных авторов – К. Функе «Чернильное сердце», Ф. Пулман «Золотой компас», У. Старк «Пусть танцуют белые медведи», Б. Поттер «Кролик Питер и его друзья».

Читая подобные книги, дети черпают информацию о мире, о жизненных, семейных ценностях, все то, что необходимо ребенку в период детства. Назначение детской литературы является передача знаний о реальной среде, которые выражены в словесных и художественных образах. Детская литература принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с эмоциями, которые возникают в процессе чтения произведений. Познавательная функция литературы состоит в том, чтобы познакомить читателя с окружающим миром. Дети только начинают открывать материальный мир, и детские писатели стараются помочь в его познании. Нравственная функция также присуща детской литературе, поскольку мир осознается в соответствии с известными ребенку ценностями. Было время, отмечают исследователи, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к всеохватывающим ценностям человеческого бытия [6].

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе – развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок. Для того чтобы рассматривать значимость детской литературы с позиции социализации, необходимо рассмотреть данное понятие. По мнению А.В. Мудрика, социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит [7]. Социализация индивида первоначально начинается в семье, а потом уже вне ее. Первичная социализация наиболее важна для ребенка, именно она усиленно влияет на дальнейший процесс социального развития личности. В семье ребенок усваивает первые представления об обществе, ценностях и нормах. В этот период, когда ребенок получает некие знания об окружающем мире из семьи, важную роль играет литература, то, что ребенку читают, что читает он сам. Конечно, произведения должны содержать социализирующий потенциал, то, что ребенку позволит еще более ярко увидеть определенные ценности, взаимоотношения людей.

В период 6-7 лет, когда индивид вступает в новую социальную группу, происходит смена деятельности, появляются новые знакомства. Все то, что ребенок узнавал в семье, проверяется, принимается или отвергается с учетом приобретаемого жизненного опыта. В этот момент детям нужно помочь подбирать литературу, где более наглядно можно рассмотреть взаимоотношения героев, их жизнь, интересы. В детстве очень важно с ребенком обсуждать произведения, которые он прочитал, и чему научился, поскольку именно совместные обсуждения помогут ребенку научиться сравнивать плохое и хорошее, делать правильный выбор, осознавать последствия своих решений и действий.

В детских рассказах, как правило, имеется то, что помогает задуматься, как с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни. Учиться варить кашу, полоть огород, ремонтировать телефон, топить печь и соблюдать правила дорожного движения – это надо знать и уметь всем. Рассказы эти помогают отстраниться от плохих качеств: рассеянность, трусость, чрезмерное любопытство, лень и равнодушие. В этом плане весьма показательны произведения Н.Н. Носова, в частности, рассказ «Мишкина каша». Сюжет рассказа достаточно прост и интересен, он повествует нам о том, что мама главного героя (мальчик Коля) уехала по делам на пару дней в город. После отъезда матери Коля и его приятель Миша остаются вдвоем. Ребята не расстроены, а наоборот рады, что появилась возможность побыть полностью самостоятельными, и скорее провожают маму. Не дослушав ее наставления о том, как варить кашу, друг Коли перебивает женщину словами «Чего там ее варить?!». На первый взгляд, Мишка может показаться хвастунишкой, но это не так, он просто очень энергичный и никогда не отчаивается. С верой в свой успех он начинает варить кашу, но тут поджидает его первая неудача. Каша начала выползать из кастрюли. Мальчики начинают ссориться из-за того, что ведро с чайником они утопили в колодце, и есть очень хочется, а все идет наперекосяк. Но, несмотря на неприятности, друзья не ругаются, держатся вместе, однако голодные ложатся спать. Утром ребята решают сходить к соседке тете Наташе и попросить ее сварить кашу, за что готовы помочь ей в огороде с прополкой: «Мы пошли к тёте Наташе, рассказали ей всё, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у неё на огороде выполем, только пусть она поможет нам кашу сварить» [8]. Наконец-то мальчишки наелись, были довольны и благодарны, а после пошли полоть.

В данном рассказе ключевым моментом является труд по самообслуживанию ребенка. Это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей. А.С. Макаренко говорил о том, что труд позволяет человеку превратиться из раба вещей в их господина, научиться владеть вещами и командовать ими, не умеющие же обслуживать себя всегда нуждаются в помощи [4]. Главный акцент здесь в том, что самообслуживание необходимый навык, без которого человек не может обрести самостоятельность. Дать ребенку трудовые навыки и умения, по мнению выдающегося педагога, – это еще не значит подготовить его к взрослой жизни, что достигается с помощью приобщения к разнообразным видам коллективного общественно-полезного, в том числе производительного труда. В психолого-педагогической литературе труд самообслуживания рассматривается как основополагающее звено для будущей трудовой деятельности ребенка.

Мальчишки из данного рассказа чувствуют себя уже вполне взрослыми и самостоятельными, но, оказывается, одного чувства недостаточно. Чтобы осуществлять какой-либо труд или деятельность хорошо, нужно пробовать и прилагать усилия, а не просто наблюдать. Об этом диалог героев рассказа: «Ты смотри, Мишка, а вдруг не сможем! Ты ведь не варил раньше. – Не беспокойся! Я видел, как мама готовит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!» [8].

Н.Н. Носов показывает нам, что очень важно уметь себя обслуживать, суметь приготовить поесть, принести воды в дом, следить за личной гигиеной. Это говорит о том, что не только дети должны вынести из этого рассказа эти важные вещи, но и родители. Именно родители должны научить ребенка за собой ухаживать, приобщить к труду, показать на собственном примере, чтобы ребенок чувствовал поддержку и знал, что это ему пригодиться во взрослой жизни. Автор показал нам, что умение не сдаваться приходит не сразу, а со временем, а чтобы чего-то добиться, нужно идти четко к поставленной цели, тогда все получится. Мальчишки идут путем ошибок и проб, хоть и ссорятся, но все равно остаются большими друзьями. Тетя Наташа очень хорошо отнеслась к сложившейся ситуации и поддержала ребят, накормив и приобщив к труду по их силам.

Таким образом, мы пришли к выводу, что читать детскую литературу обязательно нужно, причем, не только детям, но и взрослым вместе со своими чадами. Каждая книга содержит не одну мудрую мысль, несет в себе огромный потенциал для развития. Детская художественная литература несет в себе серьезный психологический подтекст. Это проявляется в том, что под воздействием прочитанных произведений у ребенка происходит выработка нравственных ценностей, основных жизненных принципов и правил. С самого детства ребенка нужно приобщать к труду, к деятельности совместной с родителями и сверстниками, где он сможет попробовать что-то сделать, проявить себя. Читая книги всей семьей, нужно обсуждать их и делать выводы, помогая ребенку успешно осваивать мир и входить в него успешно.

 

Литература:

  1.                Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
  2.                Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
  3.                Белинский В.Г. Полн. собр. соч. – Т.IV. – М.: Изд-во АН СССР, 1954.
  4.                Макаренко А.С. Сочинения: В 8 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 397.
  5.                Маршак С.Я. Избранная лирика. – М.: Молодая гвардия, 1968. – 32 с.
  6.                Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение,1998. – 240 с.
  7.                Мудрик А.В. Социализация личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Мудрик - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 306 с.
  8.                Носов Н.Н. Мишкина каша. – М.: ЭКСМО, 2015. – 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle