Библиографическое описание:

Решетина Т. К. Конструирование школьниками индивидуальной картины мира средствами литературы // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 106-109.



1

 

 

Скорость, с которой появляются новые знания, неизбежно влияет на становление индивидуальной картины мира современного школьника, которая пишется различными представлениями, переживаниями, взаимоотношениями с ровесниками и взрослыми. Большое значение имеют моральные принципы, поведенческие нормы, ограничения и многое другое, что составляет понятие «гражданское общество». Во многом индивидуальная картина мира ребенка зависит от личности учителя, от желания педагога и его умения оперативно откликаться на рациональные новообразования и их использование в процессе обучения и воспитания, отвнедрения инновационных технологий в практику школьной дидактики. Нельзя забывать, что на развитие личности также влияют художественные произведения, которые, со своей образной системой, проблемами, персонажами, представляют некий конструкт траектории развития подростка в правовом обществе.

Современный школьник находится в поиске настоящей книги, которая смогла бы ответить на сложные вопросы, стать верным другом, показать, что нет безвыходных ситуаций, что каждый человек обязательно кому-нибудь нужен, что рядом находится кто-то, остро нуждающийся в нашей помощи. Задача процесса воспитания и обучения – создать условия для встречи читателя с книгой, которая реально может способствовать формированию базовых национальных ценностей (патриотизм, природа, традиционные российские религии, семья, наука, социальная солидарность, гражданственность, человечество, искусство и литература, труд и творчество). Школа нравственной культуры ребенка начинается с книги, которая дает представление о гуманизме, доброте, бескорыстии, поможет воспитанию чести и достоинства личности. Мы понимаем, что духовные ориентиры и способность воспринимать мир полноценно и всестороннее формируют не только образ мышления, но и образ жизни, который служит утверждению нравственных ценностей.

Художественные произведения, написанные специально для подростковой аудитории, могут по-разному интерпретироваться (например, пересказ, фильм, мультфильм, аннотация, рецензия, анализ, веб-квест, буктрейлер), поэтому одной из задач школы является формирование медиаграмотности, которая стала неотъемлемой составляющей общей грамотности и культуры человека. Успешная социализация подрастающего поколения напрямую связана с тем, насколько юноша или девушкасо своей индивидуальной картиной мира сможет жить в совершенно новом окружающем пространстве.

Именно активное внедрение медиаобразованиянастановление и развитие индивидуальной картины мира решает проблему успешной социализации юношества: 1) формируется терминологическая грамотность; 2) развивается критическое мышление и «критическая автономия относительно медиа»; 3)вырабатывается умение «читать» медиатекст.

Одной из составляющих медиаобразования является медиапроект, роль которого в процессе конструирования школьником индивидуальной картины мира средствами литературы переоценить невозможно. Само понятие является интегрирующим. На уровне внутрипредметной интеграции включает в себя искусство создания медиатекстов при помощи медиатехники (медиа-арт); воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации (медиавоздействие); восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов (медиавосприятие).[3]

Медиапроект как образовательная технология является связующим звеном между обучением и воспитанием, причем позволяет эффективно организовать межпредметную (в широком смысле) проектную деятельность школьников, нацеленную на становление и развитие у подрастающего поколения индивидуальной картины мира. [2] Медиапроект выступают в роли своеобразного конструкта, который включает в себя технологические приёмы медиаобразования, расширяющие горизонты окружающей действительности.

Так, например, создавая медийную репрезентацию по сказке-притче Экзюпери «Маленький принц», подросток активизирует знания по русскому языку, литературе, истории, географии, математике, информатике и работает над собственным видением проблематики художественного произведения. В результате получается не просто интерпретация текста с использованием информационно-коммуникационных технологий, а конечный продукт медиапроекта (чтение произведения и его осмысление, поиск иллюстративного материала, репрезентаций (мультфильмы, художественные фильмы), рецензий, отзывов, иллюстрирование, обдумывание замысла, написание текста и прочее) – собственный медиатекст, в котором помимо авторского голоса явно слышится голос читателя-школьника. Картина мира Экзюпери трансформируется в индивидуальную картину мира подростка. [1]

Один из видов медиапроектов – интервьюирование – формирует критическое мышление обучающегося и включает в себя несколько этапов: первый и самый главный – вдумчивое прочтение произведения, определение проблематики, акцентирование внимания на наиболее захватывающих и понравившихся эпизодах, продумывание вопросов, на которые хотелось бы получить ответы, определение круга респондентов. Второй этап – собственно интервьюирование и обработка материалов (написание текста и его оформление, включение в текст видеозаписи). Заключительный этап (так как это медиапроект) – размещение интервью в средствах массовой коммуникации (школьная газета, официальный сайт школы, страница в социальной сети, образовательный портал) с обязательной возможностью обратной связи. В процессе работы над интервью в развитии личности подростка появляются новообразования, которые расширяют индивидуальную картину миру.

Еще одна уникальная особенность медиапроекта – это его проникновение и дальнейшее функционирование в разных социальных институтах и сферах человеческой деятельности.

Так, довольно давно в библиотечной среде и совсем недавно в системе образования «живёт» технология создания буктрейлера (короткий медиатекст, цель которого привлечь внимание к книге и «заставить» её прочитать, осмыслить и подтолкнуть к созданию собственной репрезентации). Интеллектуальный продукт распространяется как в реальной среде (образовательное учреждение, учреждения дополнительного образования, детско-юношеские библиотеки), так и виртуальной (интернет). Учитывая реалии современности и активную «жизнь» подростков и юношества в социальных сетях, буктрейлер – это один из способов воспитания грамотного читателя (человека с активной жизненной позицией, любящего книгу, умеющего её читать, понимать замысел автора и интерпретировать). Следует помнить, что сам по себе данный интеллектуальный продукт остается только явлением, у которого есть свои определенные социальные цели. Для того, чтобы буктрейлер стал одной из составляющих при конструировании школьниками индивидуальной картины мира, необходимо обрамление, усиливающее нравственное, эмоциональное воспитательное воздействие, побуждающее к действию и саморазвитию. Аудиовизуальный ряд (в жанре буктрейлера) в формате медиапроекта целесообразно усиливать текстом, адресовать конкретной аудитории, поэтому важным является целеполагание. Работа над буктрейлером в рамках медиапроекта нацеливает на анализ скрытых смыслов произведения и формирует ассоциативное мышление подростков. Важно отметить, что одной из особенностей медиапроекта является создание медиатекста для широкого круга потребителей. Тесное сотрудничество школы с различными учреждениями культуры, в первую очередь с библиотеками, способствует успешной социализации подрастающего поколения (проект не ради проекта, основная цель – просветительская).

Так, например, на фейсбуке размещен медиапроект по книге Альберта Анатольевича Лиханова «Непрощенная», который включает в себя отзывы компетентных читателей, несколько фотографий автора в кругу читателей и собственно буктрейлер о произведении.

(просмотр буктрейлера)

Медиапроект по произведению А.А. Лиханова – это не просто знакомтво с книгой, это целый мир автора, героини повести, это эпоха (!), показанные за три минуты. Именно столько времени необходимо, чтобы удержать внимание будущего читателя и помочь ему определиться с выбором. Всю дополнительную информацию, ответы на возникшие вопросы можно найти в визуально-текстовом ряду медиапроекта. Таким образом, буктрейлер также является эффективным педагогическим конструктом в процессе совершенствования индивидуальной картины мира школьника средствами литературы.

Центральной составляющей медиапроекта является буктрейлер, поэтому очень важно, чтобы выбор того или иного текста как носителя диалога зависел от возрастных и индивидуальных особенностей развития школьников, поэтому он должен быть не только поверхностно понятен, но и подсознательно близок им по своей культурологической составляющей. При создании буктрейлера необходимо акцентировать внимание на том, что любой медиатекст, который «рождается» в процессе работы над медиапроектом, является носителем человеческой морали. Следовательно, в нем обязана прочитываться образная система, влияющая на становление высоко духовного гражданина своего Отечества.

В настоящее время, когда на книжном рынке появляются новые художественные произведения для подростков отечественных и зарубежных авторов, необходимо находить возможности для детального знакомства с текстами, например, через проектную научно-исследовательскую деятельность. Так, среди разножанровой детской литературы определенную нишу стали занимать повести, в которых не просто прослеживается четкая грань между «традиционной» и «новой» школой, а весь сюжет «завязан» на сопоставлении процессов обучения и воспитания, причем в произведениях показываются идеальные учебные заведения, реализующие государственные Стандарты второго поколения. Главное действующее лицо – подросток – через себя пропускает все изменения системы образования. Его сознание находится в стадии перехода и привыкания к новым для него условиям и требованиям со стороны инновационной школы.

Например, в «Берлоге» Георгия Мантурова главный герой Димон, выпускник девятого класса обычной московской школы, после участия в креативном анкетировании попадает в элитное экономическое учебное заведение и начинает активно осваивать программу 10-11 классов, совмещая учебу с реализацией собственного коммерческого проекта по разработке, организации производства и нахождения рынка сбыта громоотводов. Большое внимание в тексте уделяется личности учителя; формам, методам и средствам обучения; научно-исследовательской работе. На примере предмета «Литература» показан алгоритм выполнения проекта, по итогам которого Димон приглашается в Рим на международную филологическую конференцию. Специфика работы над научно-исследовательским проектом по литературе предполагает разные виды деятельности: поиск материала в интернете, работа в библиотеке; изучение литературы; формулировка гипотезы; защита. У юного читателя также появляется возможность, идентифицируя себя с героем, попробовать поучиться в новых условиях, а в последствии проанализировать собственное отношение к учебе, к общественным поручениям, к качеству выполнения домашних заданий и реально оценить свой личностный уровень и готовность к обучению в изменяющихся условиях.

Пристального внимания заслуживают произведения Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Гимназия № 13», «Я хочу в школу». Повести предназначены для чтения как детьми, так и взрослыми (родителями, школьными психологами, учителями, администрацией школ и др.). Герои книг – школьники, глазами которых показан образовательный процесс, а, главное, через диалоги и монологи передается восприятие окружающего: одноклассников и их поступков, учителей, оборудования в классах, организации деятельности во время перемен и многого другого, что составляет основу такого судьбоносного и загадочного явления как Школа.

Так, в «Гимназии № 13» действие происходит вокруг векового «заколдованного» дуба, который является центром всей детской жизни, но в первый весенний месяц его активно «уничтожают», освобождая пространство внутреннего дворика для света. Антоха Волков, ученик 7 «Г» класса, в одну из перемен поспорил с десятиклассником, что сможет свалить дерево, которое все любят. Именно с этого момента начинается действие. Мишка Беркин, Люба Метелкина, Леля, Севка Рогов вместе с Антохой во время весенних каникул тайно попадают в школу, знакомятся с «кабинетными», «столовыми», «заловыми» (по аналогии с «домовым») и другой «нечестью», которые, вступая в контакт друг с другом, пытаются решить проблему сохранения-уничтожения дерева-символа. И снова мы видим образ нового ученика, способного к аналитическому мышлению и быстрому принятию решения, умеющего адекватно общаться с людьми разных возрастных категорий.

Особого внимания заслуживает произведение «Я хочу в школу», в котором четко прослеживается грань между «новой» и «старой» системами государственного обучения и воспитания. Завязка произведения не позволяет понять, где происходит действие, и кто главные действующие лица, у которых имена чередуются с прозвищами: Юлька-Кошка, Ворон, Димка, Анечка, Женька, Артем-Молчун, Впалыч. Ясно вырисовывается какая-то игра между двумя группами: «Птицами» и «Ежами». Интригующее начало вызывает массу вопросов: что, где, кто, почему, зачем? И только через несколько страниц становится ясно, что это учебное заведение, в котором есть такой предмет Психология, и ведет его учитель Виктор Павлович. На занятиях все равны. Школьники учатся работать в коллективе и достигать поставленной цели через доверие-неверие друг другу. Ученики не рвутся на перемены, увлекаются настолько, что не слышат звонков.

Всё произведение строится на антитезе: инновационная – традиционная системы обучения, со всеми вытекающими последствиями. Главная героиня восьмилетняя девочка Аня и её друзья по группе болезненно переживают закрытие школы и перевод в обычное учебное учреждение. Используя различные художественные приёмы, авторы показывают, как психологически в новых условиях меняется ребёнок, как проходит переосмысление и принятие совершенно незнакомого образовательного пространства от «Я не хочу в школу!» до «Я хочу в школу!».

Повести Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак интересны с точки зрения языка и стиля изложения, композиции и образной системы. В них, через призму детского восприятия, показан окружающий мир, как множество индивидуальных картин мира школьников.

Таким образом, работа над медиапроектом – процесс, который требует: 1) вдумчивого прочтения (возможно, неоднократного перечитывания); 2) поиска иллюстративного и звукового рядя; 3) создания ёмкого речевого высказывания для читателей определенной возрастной категории; 4) умения работать в различных компьютерных программах (графических, видео- редакторах, создания презентаций); 5) умение работать в команде и прогнозировать результат деятельности.

Нельзя забывать, что развитие современного общества (экономическое, политическое, научно-техническое, культурное) неизбежно влияет на систему образования, которая складывается веками. Каждая эпоха вносит свой вклад в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Цель образования, в том числе и в настоящее время, не сводится только к формированию социально активной личности. Важно, чтобы в процессе интенсивных изменений развитие ребенка было гармоничным, чтобы он после профессионального самоопределения смог считать себя полноправным высоко духовным, физически здоровым, интеллектуально развитым гражданином своего Отечества, чтобы мир ребенка органично вливался в окружающую действительность и составлял с ним единое целое.

 

Литература:

  1. Кузина И.В., Миронычева В.Ф. Этико-эстетический анализ художественного произведения (по сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») // Образование в современной школе. – 2012. – №11. – С. 22-25.
  2. Миронычева В.Ф. Продуктивное проектное обучение на уроке литературы как средство саморазвития старшеклассников // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – №6. – С. 83-87.
  3. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. / А.В. Федоров – Таганрог: Кучма, 2004. – 340 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle