Библиографическое описание:

Акутина С. П. Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 1-4.



 

В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы,представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития интереса к детской литературе, функции семейного чтения, алгоритм приобщения детей к осуществлению совместного чтения в семье.

Ключевые слова: семейное чтение, дети, подростки, модели семейного чтения, формы и функции семейного чтения.

Острое неблагополучие, характерное для состояния культуры в нашем обществе, особенно проявляется в сфере книжной культуры детства. Чтение - один из наиболее сильных факторов формирования личности, кристаллизации ее индивидуальной модели культурного образования. Противоречия и проблемы, назревшие в области функционирования и развития детской литературы, литературного образования и воспитания, т.е. системы детской литературы как особого социального института, давно нуждаются в осмыслении.

Изучая литературу, читая книги – мы познаем жизнь во всем ее проявлении: от прекрасных моментов в жизни человека до понимания социальных проблем. Литература помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневной жизни: на работе, в семье, в общении. Практически все проблемы и конфликты, так или иначе, описаны и разобраны в классической литературе, и наша задача – суметь осмыслить, оперировать житейскими выводами на практике. Литература являет собой также и феномен самовыражения, учит каждого читателя пониманию его собственного характера: одобряя или отвергая поступки героев, человек познаёт самого себя, выказывает и выверяет свой характер вслед за писателем, психологически выстраивает свои личностные основы. Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире [4].

Многие русские писатели, например, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, А.А. Богданов, Ю.Нагибин и другие советовали узнать социальную картину общества, читая книги, и указывали на возможность изменения общества посредством слова. Как говорил Юрий Нагибин «Литература – не развлечение, не времяпровождение, не источник сведений и не наставление, не подбор красивых эпитетов. Это разговор сердца с сердцем».

Ученые выделяют несколько функций, которые выполняет литература в развитии ребенка, подростка и общества в целом: познавательная (гносеологическая), информативная (трансляционная) функция, коммуникативная, регулятивная (нормативная), ценностная (аксиологическая), знаковая (семиотическая), деятельностная (праксиологическая), рекреативная (целительная), компенсаторно-развлекательная, адаптационная и человекотворческая (гуманистическая) функции. Каждая из функций очень важна для развития современного растущего человека.

Не случайно педагоги, библиотекари, родители уже несколько лет интенсивно обсуждают падение интереса детей к чтению (особенно литературной классики), снижение его престижа. Если делать это в рамках теории социализации, то следует учесть, что особенностью современной социокультурной ситуации является бурное развитие средств массовой коммуникации.

Значительную трансформацию претерпевает и семья, как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. По оценкам родителей 86% детей не любят читать книги. На лицо признаки «кризиса детского чтения». За последнее время особенно усилилась дифференциация семей по уровню доходов, а также в плане потребления культуры. Неравенство возможностей проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным образованием малыша занимаются, чуть ли не с момента его рождения, тогда как в других не занимаются вообще. А именно нравственный смысл воспитания ценностей чтения закладывался в первую очередь в семье через исторические предания, легенды, былины, сказки, загадки, пословицы. По проведенному нами опросу, выявилось, что основная масса современных родителей не читает книг своему ребенку, а ведь именно семейное чтение играет важную роль в первичной социализации ребенка. Семейное чтение имеет глубокие исторические корни: первые воспоминания о нем мы находим в записях египетских фараонов, на папирусе того периода имеется обращения отца к сыну «обратить свое сердце к книгам». Семейное чтение было распространенной практикой и во времена античности. Так, по свидетельству Плутарха, уже Катон Цензорий (234–149 г. до н.э.) сочинил и написал большими буквами «Историю Рима», которую читал своему сыну [5, С.11]. И в Средние века, и в эпоху Просвещения, и в Новое, и в Новейшее время мы можем найти множество примеров распространения семейного чтения в различных слоях общества в разных странах. Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое и в истории нашей страны. О них можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». Подобные семейные чтения проходили в семьях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера». Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных [3].

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности, т.е. «вторичной неграмотности» тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями.

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). Семейное чтение - предполагает духовное общение членов семьи, возникновение и упрочение невидимой чудесной духовной связи между людьми, имеет неповторимый библиотерапевтический эффект. Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе, и кто-то один, обладавший большим даром чтеца, или старшие по очереди читали библейские притчи или светские рассказы и повести, переводные и отечественные романы. Книги передавались из поколения в поколение как реликвии и от многократного перелистывания ветшали, т.к. особо понравившиеся страницы перечитывались по много раз. Так происходило великое обучение не только грамоте речи и письма, но и «грамоте души», – большую роль здесь играла прекрасная атмосфера коллективного семейного сопереживания, сочувствия и соучастия с тем, что происходило в книге. Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов: первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения; регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей; семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов; в процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им; семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения [1,2].

Ю.П. Мелентьева определяет семейное чтение как одну из моделей чтения – наряду с деловым чтением, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным. Семейное чтение отличается от других следующими особенностями: «в основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»; модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие; модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» – как библиотеки особого вида; модель «семейного чтения» тесно связана с появлением такого «нового читателя», как женщина, хотя и роль мужчины, отца здесь весьма значительна; в модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одномоментно реализуются практически все важнейшие функции чтения такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная» [5,С.11].

Чтобы семейное чтение смогло играть роль духовно-развивающей среды, оно должно быть систематическим и целесообразным. Совместную читательскую деятельность мы представляем в виде четырех взаимосвязанных блоков.

Первый блок - это круг чтения, который очерчивается следующими аспектами: чтение книг, основанное на одинаковых интересах; чтение литературы, специально изданной для совместного чтения; чтение любимых родителями книг.

Ко второму блоку относится собственно процесс чтения, который можно разделить на следующие этапы: подготовительный этап; смысловое восприятие прочитанного.

Третий блок - обсуждение прочитанного; он формируется из бесед о прочитанном и различного рода пересказов текста, а также повторного чтения.

Четвертый блок - это так называемое «послечтение», когда происходит оценка прочитанного, обогащение восприятия художественного произведения. Все это проявляется в различных видах творчества: декламации, инсценировках, рисунках, лепке и т. п.[1].

Организатору семейного чтения важно учитывать: «мотивацию как комплекс психологических характеристик, стимулирующих потребность в чтении; принцип энциклопедичности, предполагающий тематическое, жанровое, временное, национальное и авторское разнообразие произведений высокого качества; принцип «лестницы»: каждая из книг должна не только соответствовать возрастным особенностям, но и давать возможность личностного роста, восхождения ребенка к хорошей литературе, хорошему вкусу, обеспечивая единственно возможную прививку от пошлости; важность активности детей и инициативности родителей; книга, выбранная для чтения и последующего разговора, должна быть интересной и для взрослых, и для детей» [8].

Процесс семейного чтения - это комплексная система, где все взаимосвязано и где невозможно выделить главные или второстепенные элементы. Семейное чтение незаметно прививает любовь и интерес к книге, во время чтения мы показываем образец культурного чтения, помогаем понимать текст, задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Во время чтения объясняются непонятные слова и понятия. Возможность семейного чтения дает возможность обсудить вместе с ребенком прочитанное, направить мысль в нужное русло, установить причинно-следственные связи, расширить кругозор. Во время семейного чтения происходит очень важный момент социализации ребенка – происходит тесное общение, укрепляются семейные и дружеские связи между членами семьи, «совместное чтение есть не только индикатор семейной близости, но и предтеча семьи, «поле» любовного сближения людей» [5,C. 12; 6]. Буквально получасовое чтение каждый вечер помогает привить у ребенка любовь к познанию, сохраняет и развивает семейные традиции [7].

На наш взгляд, семейное чтение именно та модель чтения, которая позволяет не только развить читательский интерес у ребенка, но и выступает залогом успешности ситуации в стране. Например, в Скандинавских странах, где рождается ребенок, трижды государство бесплатно выдает комплект книг для семейного чтения. Мы согласны с мнением доктора педагогических наук, профессором Ю.П. Мелентьевой, которая видит в семейном чтении одну из возможностей поддержки семьи – для этого включить положение о семейном чтении в разработанные программы поддержки семьи, в том числе, возможно, и в Семейный кодекс (гл. 11. Права несовершеннолетних детей…, утверждая не только имущественные, но и интеллектуальные права ребенка; гл. 12. Права и обязанности родителей…, включив в ст. 63 Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей… положение о формировании читательского развития личности) [5, C.14].

Можно предложить несколько моделей продвижения семейного чтения на современном этапе развития интереса к литературе, чтению:

1.                  Традиционные и нетрадиционные формы просветительской деятельности: кружок семейного чтения, вечер-встреча с книгой, родительский час, фестивали чтения, конкурсы творческих работ, читательских пристрастий, креатив-конкурсы, фотоконкурсы, круглые столы, уличные флешмобы, флешбуки, продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха, программы летнего чтения, поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжные дефиле, литературные салоны, поэтические качели, литературные салоны, буккроссинги и др.

2.                  Использование инновационных форм работы с применением компьютерных технологий – видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, виртуальная реклама, электронные презентации.

3.                  Выставочная деятельность с обзором литературы: «Эти книги читали ваши родители», «Сплотить семью сумеет мудрость книги», «Почитаем вместе с мамой», «Книги из бабушкиного сундука», беседы, часы родительской грамотности: «Что значат семейные традиции в нашей жизни», «Как и что, читать детям?», «Как по – настоящему любить ребенка», «Развитие интереса к чтению детей».

4.                  Акции, проводимые книгоиздательскими и книготорговыми организациями (проекты издательства АСТ «Читайте книги!» и издательства ЭКСМО «Читайте книги – вредно не читать!», социальный проект «Читайте детям книги», «Семейный читательский формуляр»). Акции, проводимые библиотеками, школами, различными культурно-просветительскими центрами: реализация просветительских программ «Материнское чтение», «Родительские встречи в теплом доме», акция «Быть добру!», которая рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителей. Данные акции

объединяют заботливых родителей, которые осознают важность образования и чьим приоритетом являются семейные ценности.

Чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, а также объединить и укрепить семью.

 

Литература:

1.     Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук / Нижегородский государственный педагогический университет.- Нижний Новгород, 2010, Т.1., 530 с., С.

2.      Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса / Акутина С.П.- Дисс. канд. пед. / Нижний Новгород, 2003.

3.                Гребенникова Е. О семейном чтении для души и разума // Тамбовский альманах № 6 (сентябрь 2008) http://www.niknas.narod.ru/tambovsp/ta/ta6/ta6-greben.htm Дата обращения 9.10. 2015 г.

4.                Мартишина Н. Задачи литературы в современном социуме https://www.stihi.ru/2012/07/26/8185 Дата обращения 10.10. 2015).

5.                Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Библиосфера, 2011, № 18, С. 11-14.

6.                Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса».– Судак, 2011. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/disk/037.pdf. Дата обращения 11.10. 2015 г.

7.      Незаслуженно забытое семейное чтение 2015 http://chitalochka-ru.ru/chteniye/semeynoe-chtenie.html Дата обращения 10.10. 2015

8.                Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-С.9-12.

Основные термины: семейного чтения, семейное чтение, Семейное чтение, функции семейного чтения, роль семейного чтения, совместного чтения, продвижения семейного чтения, модели семейного чтения, особенности семейного чтения, развитии семейного чтения, традиции семейного чтения, Традиции семейного чтения, семейного чтения дети, распространения семейного чтения, значении семейного чтения, Значимость семейного чтения, семейного чтения важно, традиция семейного чтения, основе семейного чтения, Процесс семейного чтения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle