Библиографическое описание:

Акутина С. П. Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 1-4.



 

В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы,представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития интереса к детской литературе, функции семейного чтения, алгоритм приобщения детей к осуществлению совместного чтения в семье.

Ключевые слова: семейное чтение, дети, подростки, модели семейного чтения, формы и функции семейного чтения.

Острое неблагополучие, характерное для состояния культуры в нашем обществе, особенно проявляется в сфере книжной культуры детства. Чтение - один из наиболее сильных факторов формирования личности, кристаллизации ее индивидуальной модели культурного образования. Противоречия и проблемы, назревшие в области функционирования и развития детской литературы, литературного образования и воспитания, т.е. системы детской литературы как особого социального института, давно нуждаются в осмыслении.

Изучая литературу, читая книги – мы познаем жизнь во всем ее проявлении: от прекрасных моментов в жизни человека до понимания социальных проблем. Литература помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневной жизни: на работе, в семье, в общении. Практически все проблемы и конфликты, так или иначе, описаны и разобраны в классической литературе, и наша задача – суметь осмыслить, оперировать житейскими выводами на практике. Литература являет собой также и феномен самовыражения, учит каждого читателя пониманию его собственного характера: одобряя или отвергая поступки героев, человек познаёт самого себя, выказывает и выверяет свой характер вслед за писателем, психологически выстраивает свои личностные основы. Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире [4].

Многие русские писатели, например, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, А.А. Богданов, Ю.Нагибин и другие советовали узнать социальную картину общества, читая книги, и указывали на возможность изменения общества посредством слова. Как говорил Юрий Нагибин «Литература – не развлечение, не времяпровождение, не источник сведений и не наставление, не подбор красивых эпитетов. Это разговор сердца с сердцем».

Ученые выделяют несколько функций, которые выполняет литература в развитии ребенка, подростка и общества в целом: познавательная (гносеологическая), информативная (трансляционная) функция, коммуникативная, регулятивная (нормативная), ценностная (аксиологическая), знаковая (семиотическая), деятельностная (праксиологическая), рекреативная (целительная), компенсаторно-развлекательная, адаптационная и человекотворческая (гуманистическая) функции. Каждая из функций очень важна для развития современного растущего человека.

Не случайно педагоги, библиотекари, родители уже несколько лет интенсивно обсуждают падение интереса детей к чтению (особенно литературной классики), снижение его престижа. Если делать это в рамках теории социализации, то следует учесть, что особенностью современной социокультурной ситуации является бурное развитие средств массовой коммуникации.

Значительную трансформацию претерпевает и семья, как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. По оценкам родителей 86% детей не любят читать книги. На лицо признаки «кризиса детского чтения». За последнее время особенно усилилась дифференциация семей по уровню доходов, а также в плане потребления культуры. Неравенство возможностей проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным образованием малыша занимаются, чуть ли не с момента его рождения, тогда как в других не занимаются вообще. А именно нравственный смысл воспитания ценностей чтения закладывался в первую очередь в семье через исторические предания, легенды, былины, сказки, загадки, пословицы. По проведенному нами опросу, выявилось, что основная масса современных родителей не читает книг своему ребенку, а ведь именно семейное чтение играет важную роль в первичной социализации ребенка. Семейное чтение имеет глубокие исторические корни: первые воспоминания о нем мы находим в записях египетских фараонов, на папирусе того периода имеется обращения отца к сыну «обратить свое сердце к книгам». Семейное чтение было распространенной практикой и во времена античности. Так, по свидетельству Плутарха, уже Катон Цензорий (234–149 г. до н.э.) сочинил и написал большими буквами «Историю Рима», которую читал своему сыну [5, С.11]. И в Средние века, и в эпоху Просвещения, и в Новое, и в Новейшее время мы можем найти множество примеров распространения семейного чтения в различных слоях общества в разных странах. Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое и в истории нашей страны. О них можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». Подобные семейные чтения проходили в семьях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера». Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных [3].

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности, т.е. «вторичной неграмотности» тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями.

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). Семейное чтение - предполагает духовное общение членов семьи, возникновение и упрочение невидимой чудесной духовной связи между людьми, имеет неповторимый библиотерапевтический эффект. Существовала некогда на Руси прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе, и кто-то один, обладавший большим даром чтеца, или старшие по очереди читали библейские притчи или светские рассказы и повести, переводные и отечественные романы. Книги передавались из поколения в поколение как реликвии и от многократного перелистывания ветшали, т.к. особо понравившиеся страницы перечитывались по много раз. Так происходило великое обучение не только грамоте речи и письма, но и «грамоте души», – большую роль здесь играла прекрасная атмосфера коллективного семейного сопереживания, сочувствия и соучастия с тем, что происходило в книге. Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов: первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения; регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей; семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов; в процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им; семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения [1,2].

Ю.П. Мелентьева определяет семейное чтение как одну из моделей чтения – наряду с деловым чтением, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным. Семейное чтение отличается от других следующими особенностями: «в основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»; модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие; модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» – как библиотеки особого вида; модель «семейного чтения» тесно связана с появлением такого «нового читателя», как женщина, хотя и роль мужчины, отца здесь весьма значительна; в модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одномоментно реализуются практически все важнейшие функции чтения такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная» [5,С.11].

Чтобы семейное чтение смогло играть роль духовно-развивающей среды, оно должно быть систематическим и целесообразным. Совместную читательскую деятельность мы представляем в виде четырех взаимосвязанных блоков.

Первый блок - это круг чтения, который очерчивается следующими аспектами: чтение книг, основанное на одинаковых интересах; чтение литературы, специально изданной для совместного чтения; чтение любимых родителями книг.

Ко второму блоку относится собственно процесс чтения, который можно разделить на следующие этапы: подготовительный этап; смысловое восприятие прочитанного.

Третий блок - обсуждение прочитанного; он формируется из бесед о прочитанном и различного рода пересказов текста, а также повторного чтения.

Четвертый блок - это так называемое «послечтение», когда происходит оценка прочитанного, обогащение восприятия художественного произведения. Все это проявляется в различных видах творчества: декламации, инсценировках, рисунках, лепке и т. п.[1].

Организатору семейного чтения важно учитывать: «мотивацию как комплекс психологических характеристик, стимулирующих потребность в чтении; принцип энциклопедичности, предполагающий тематическое, жанровое, временное, национальное и авторское разнообразие произведений высокого качества; принцип «лестницы»: каждая из книг должна не только соответствовать возрастным особенностям, но и давать возможность личностного роста, восхождения ребенка к хорошей литературе, хорошему вкусу, обеспечивая единственно возможную прививку от пошлости; важность активности детей и инициативности родителей; книга, выбранная для чтения и последующего разговора, должна быть интересной и для взрослых, и для детей» [8].

Процесс семейного чтения - это комплексная система, где все взаимосвязано и где невозможно выделить главные или второстепенные элементы. Семейное чтение незаметно прививает любовь и интерес к книге, во время чтения мы показываем образец культурного чтения, помогаем понимать текст, задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Во время чтения объясняются непонятные слова и понятия. Возможность семейного чтения дает возможность обсудить вместе с ребенком прочитанное, направить мысль в нужное русло, установить причинно-следственные связи, расширить кругозор. Во время семейного чтения происходит очень важный момент социализации ребенка – происходит тесное общение, укрепляются семейные и дружеские связи между членами семьи, «совместное чтение есть не только индикатор семейной близости, но и предтеча семьи, «поле» любовного сближения людей» [5,C. 12; 6]. Буквально получасовое чтение каждый вечер помогает привить у ребенка любовь к познанию, сохраняет и развивает семейные традиции [7].

На наш взгляд, семейное чтение именно та модель чтения, которая позволяет не только развить читательский интерес у ребенка, но и выступает залогом успешности ситуации в стране. Например, в Скандинавских странах, где рождается ребенок, трижды государство бесплатно выдает комплект книг для семейного чтения. Мы согласны с мнением доктора педагогических наук, профессором Ю.П. Мелентьевой, которая видит в семейном чтении одну из возможностей поддержки семьи – для этого включить положение о семейном чтении в разработанные программы поддержки семьи, в том числе, возможно, и в Семейный кодекс (гл. 11. Права несовершеннолетних детей…, утверждая не только имущественные, но и интеллектуальные права ребенка; гл. 12. Права и обязанности родителей…, включив в ст. 63 Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей… положение о формировании читательского развития личности) [5, C.14].

Можно предложить несколько моделей продвижения семейного чтения на современном этапе развития интереса к литературе, чтению:

1.                  Традиционные и нетрадиционные формы просветительской деятельности: кружок семейного чтения, вечер-встреча с книгой, родительский час, фестивали чтения, конкурсы творческих работ, читательских пристрастий, креатив-конкурсы, фотоконкурсы, круглые столы, уличные флешмобы, флешбуки, продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха, программы летнего чтения, поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжные дефиле, литературные салоны, поэтические качели, литературные салоны, буккроссинги и др.

2.                  Использование инновационных форм работы с применением компьютерных технологий – видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, виртуальная реклама, электронные презентации.

3.                  Выставочная деятельность с обзором литературы: «Эти книги читали ваши родители», «Сплотить семью сумеет мудрость книги», «Почитаем вместе с мамой», «Книги из бабушкиного сундука», беседы, часы родительской грамотности: «Что значат семейные традиции в нашей жизни», «Как и что, читать детям?», «Как по – настоящему любить ребенка», «Развитие интереса к чтению детей».

4.                  Акции, проводимые книгоиздательскими и книготорговыми организациями (проекты издательства АСТ «Читайте книги!» и издательства ЭКСМО «Читайте книги – вредно не читать!», социальный проект «Читайте детям книги», «Семейный читательский формуляр»). Акции, проводимые библиотеками, школами, различными культурно-просветительскими центрами: реализация просветительских программ «Материнское чтение», «Родительские встречи в теплом доме», акция «Быть добру!», которая рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителей. Данные акции

объединяют заботливых родителей, которые осознают важность образования и чьим приоритетом являются семейные ценности.

Чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, а также объединить и укрепить семью.

 

Литература:

1.     Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук / Нижегородский государственный педагогический университет.- Нижний Новгород, 2010, Т.1., 530 с., С.

2.      Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса / Акутина С.П.- Дисс. канд. пед. / Нижний Новгород, 2003.

3.                Гребенникова Е. О семейном чтении для души и разума // Тамбовский альманах № 6 (сентябрь 2008) http://www.niknas.narod.ru/tambovsp/ta/ta6/ta6-greben.htm Дата обращения 9.10. 2015 г.

4.                Мартишина Н. Задачи литературы в современном социуме https://www.stihi.ru/2012/07/26/8185 Дата обращения 10.10. 2015).

5.                Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Библиосфера, 2011, № 18, С. 11-14.

6.                Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса».– Судак, 2011. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/disk/037.pdf. Дата обращения 11.10. 2015 г.

7.      Незаслуженно забытое семейное чтение 2015 http://chitalochka-ru.ru/chteniye/semeynoe-chtenie.html Дата обращения 10.10. 2015

8.                Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-С.9-12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle