О понятии этнополитического менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 08.11.2015

Статья просмотрена: 345 раз

Библиографическое описание:

Оморова, Н. И. О понятии этнополитического менеджмента / Н. И. Оморова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 676-681. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23134/ (дата обращения: 29.03.2024).



 

Настоящая статья посвящена вопросам политического управления этническими процессами на региональном уровне, а именно анализу понятия этнополитического менеджмента, подходов к его определению и связанных с ними методологических сложностей. Рассмотрены основные методы менеджмента в сфере этнополитических процессов, проанализирован опыт изучения понятия в регионах России и ряде государств СНГ. Автор рассуждает о перспективности этнополитического менеджмента как системы оперативного реагирования на ситуации межэтнической напряженности, политизации этничности, конфликты, управления через декриминализацию, преодоления проблем расслоения по социальному и экономическому признакам и т. д.

Ключевые слова: государственное управление, этнополитический менеджмент, этническое предпринимательство, межэтническое взаимодействие, регион.

 

В фокусе исследовательского интереса ученых-этнополитологов часто встречаются вопросы, связанные с государственным управлением этническими процессами и этнополитическими конфликтами, выстраиванием политики с учетом присущих данной территории этнических и культурных характеристик и т. д. Ряд отечественных авторов акцентируют свое внимание на проблеме адресного воздействия на этнические процессы и построения оптимальной модели управления. Так, например, Р. Р. Барсуков пишет: «Социальное управление в полиэтническом регионе есть целеориентированное воздействие со стороны органов управления (федерального, регионального, местного уровней) на этнические процессы с целью снижения межэтнической напряженности и повышения уровня межэтнической интеграции, что предполагает определение стратегии направлений управленческой деятельности, системы мер и механизмов воздействия на этнические процессы, контроль и корректирование результатов управления» [5, с. 7–8]. О важности этносоциологического мониторинга и применении его результатов органами власти сообщает Л. Л. Хоперская, согласно которой возможно «с помощью этнологической экспертизы просчитывать перспективы и варианты дальнейшего развития, на федеральном и местном уровне принимать продуманные законы и решения, которые будут способствовать деэтнизации политики и деполитизации этничности и религии как главного фактора предупреждения этнополитических конфликтов и стабилизации общественной жизни» [22 c. 21–36).

Такое направленное воздействие на этнокультурные процессы, выражаемое в проведении соответствующей государственной политики, может быть рассмотрено в качестве этнополитического менеджмента. В настоящее время к определению этнополитического менеджмента не существует единого методологического подхода и само понятие может быть охарактеризовано как малоупотребительное в основной массе научных исследований. Профессор О. Майборода, рассуждая о сложности трактовки данного понятия, выражает мнение о том, что этнополитический менеджмент по своей сути равнозначен этнонациональной политике государствах [11, с. 3]. Следует заметить, что «менеджериальная» модель управления предполагает использование методов и ресурсов с учетом рыночной системы отношений, так как во многом основывается на теории рационального выбора. В этой связи Д. Г. Красильников и Е. А. Троицкая исследуют идею нового государственного менеджмента или реформирования по менеджериальной модели и определяют ее как «делегирование ряда функций, выполняемых государством, рыночным структурам и привлечение в сферу государственного управления свойственных рынку методов, принципов и категорий (конкуренция, расчет затрат, издержки)» [10, c. 74]. Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, член-корреспондент РАН, Г. К. Сафаралиев, обращаясь к теме этнополитического менеджмента, отмечает, что, национальный вопрос не может быть окончательно «решен» в виду постоянно меняющихся социально-политических реалий, именно поэтому необходим этнополитический менеджмент, фактически ежедневное управление межнациональными отношениями и осознание первостепенно важности такой работы [16]. Иными словами, в академическом и общественно-политическом кругах все же наблюдается интерес к изучению понятия, форм, методов и принципов этнополитического менеджмента, не всегда воспринимаемого равнозначным этнонациональной политике государства.

Так, в ряде научных трудов этнополитический менеджмент описывается как часть макрорегиональной этнополитологии и как практическое воплощение этнополитологии как таковой, имеющее своей целью исследование явлений этнополитического конфликта и этнополитического кризиса [29]. К. В. Акопян рассматривает этнополитический менеджмент в контексте развития политических технологий, позволяющих регулировать межкультурное взаимодействие [2, c. 29]. М. А. Аствацатурова анализирует формы и методы этнополитического менеджмента как системы управления сферой межэтнических отношений в этнополитическом пространстве на примере Северного Кавказа [4, c. 120–121] и выражает мнение, что этнополитический менеджмент есть система оперативного реагирования на ситуации межэтнической напряженности и межэтнические конфликты, подчеркивая тем самым ситуативность такого управления [3]. Этнополитический менеджмент определяется М. А. Фадеичевой как «общеразделяемая прогрессивная стратегия этнонационального развития, выработанная на государственном уровне, мониторинг этнополитической ситуации, анализ преобладающих трендов в этнополитических процессах, выработка текущей этнической политики как системы мер гибкого превентивного реагирования на перманентно меняющуюся конфигурацию этнонациональных отношений» [21, c. 60–69].

Поиском новых подходов к определению этнополитического менеджмента как системы управления этническими процессами заняты и ученые СНГ, в частности, Казахстана и Украины. В кругу исследуемых значатся вопросы не только эффективного решения этнических конфликтов, но и политического управления идентификационными и диаспоральными процессами. Это также имеет свои основания, например, Э. Ю. Соловьев отмечает: «В многосоставных обществах, где утверждаются множественные идентичности, каждая из социальных идентичностей (этническая, конфессиональная, территориальная и т. д.) пытается найти выход в политическую сферу. Так что дискурс национальной идентичности, в котором сходятся и переплетаются разные политические интересы и их символические репрезентации, неизбежно оказываются в высокой степени политизированности» [17; 20, с. 105]. В работах казахстанских ученых этнополитический менеджмент определяется как государственное управление этническими процессами, система эффективного решения этнических конфликтов, политика в отношении этносов, сохранения их языка, верований, этнической идентичности, а также формирования консолидирующих компонентов нации и гражданской идентичности, предупреждения любых факторов национального разобщения [25, c. 257]. В сумме под этнополитическим менеджментом понимается совокупность политических технологий и управленческих решений, направляемых на регулирование сферы межнационального взаимодействия и культурного разнообразия.

По мнению украинского исследователя Е. А. Черновой, актуальность этнополитического менеджмента возникает в условиях расхождения между объемом представительства этнических групп и национальных меньшинств на общегосударственном, региональном и локальном уровнях как дополнение централизованно системы принятия решений в сфере этнонациональной политики [27]. Еще один украинский исследователь, обратившийся к данной тематике, В. Евтух, пишет, что этнополитический менеджмент в полиэтничных обществах, наряду с рядом других вопросов, например, этносоциальным пространством, глобальными диаспорами или проблемами миграции, определяет структуру проблемного поля современной этносоциологии, так как включает в себя построение моделей этносоциального развития [8, c. 9–10]. Другие украинские ученые, А. Червеняк и Ю. Остапец, рассуждают о политико-правовой регуляции этнополитического менеджмента в этнонациональной политике на примере Украины путем усовершенствования системы государственного управления. По их мнению, этнополитический менеджмент должен строиться на трех уровнях: стратегическом (президент, парламент), тактическом (соответствующие органы в структуре кабинета министров) и оперативном (региональные подразделения органов государственного управления), что в совокупности способствует отслеживания результатов внедрения предыдущих управленческих решений. В связи с этим, пишут А. Червеняк и Ю. Остапец, необходимо «внедрение этнополитического менеджмента с целью сочетания двух уровней принятия решений — операционного (управленческого), который охватывает центральные и местные органы исполнительной власти, и имплементационного, включающего разнообразные программы и мероприятия в сфере государственной этнополитики» [26, c. 221].

На современном этапе развития системы государственного управления в сфере этнополитических процессов очевидна перспективность этнополитического менеджмента, в том числе на уровне региона [21]. И учитывая ситуативность и оперативность этнополитического менеджмента, подразумевается, что возможны различные региональные его модели. Действительно, в федеральном законодательстве нет четкого определения полномочий региональных органов в системе государственного управления сферой этнонационального взаимодействия. Но важность регионального уровня очевидна: «способность местных органов власти разрешать конфликты различных типов, использовать технологии предупреждения и разрешения конфликтов на ранних стадиях их возникновения является одним из критериев эффективности государственного и муниципального управления и может рассматриваться как способ обеспечения социально-политической стабильности и безопасности в регионе» [23, c. 181]. М. И. Цапко отмечает, что «региональное управление этническими процессами должно основываться на достоверной оценке этих процессов и построения сценарной модели управления регионом с учетом региональных этнических характеристик» [24]. Д. Г. Красильников и Е. А. Троицкая также подчеркивают важность усилий региональных властей и его «социально-экономических, политических, культурных особенностей, степени восприимчивости регионального руководства к идеям нового государственного менеджмента <…> поэтому для региональной управляющей команды важно сохранить баланс между стремлением к экономической эффективности и соблюдением принципа социальной справедливости, и тогда новый государственный менеджмент может оказаться вполне выигрышной стратегией развития региона» [10, c. 74].

Поиск адекватной и наиболее эффективной модели этнополитического менеджмента на методологическом уровне ведется в различных полиэтничных регионах России [см. напр.:7, 12, 14, 28 и др.]. Согласно О. Н. Максимовой, региональная модель этнополитического менеджмента предполагает комплексный подход, включающий работу различных акторов и направлений деятельности. В их числе «действия по стабилизации социально-экономического положения населения; реформирование и обновление системы представительства гражданских интересов и расширение для всех этнических сообществ возможностей самоорганизации и включения в процесс разработки территориальной политики; усиление правового контроля над деятельностью судебных и правоохранительных органов; активизация регионального публичного дискурса на основе использования современных маркетинговых и не маркетинговых технологий, конструирующих притягательные символы регионального и общеполитического единства; расширение возможностей для политического образования и самообразования жителей территории» [12, c. 27]. Ю. В. Кудашова предлагает использовать модель гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений для позиционирования региона в политическом пространстве, которая «… может служить основой позиционирования региона как толерантного этнополитического пространства, создающего условия для взаимодействия и саморазвития этнокультурных сообществ в структуре гражданского общества» [9].

Говоря об этнополитическом менеджменте, невозможно отделиться от того смыслового пласта данного понятия, что связывает его с рыночной экономической системой, а следом и этническим предпринимательством, этническим бизнесом как путями социально-экономической адаптации иноэтничных групп. Действительно, менеджериальная модель неотделима от тезиса о «предпринимательском управлении». Этническое предпринимательство стало реальным путем успешной социально-экономической адаптации мигрантов. Согласно О. Н. Максимовой, «ключевую роль в процессах этнической мобилизации играет политика этнического предпринимательства, предполагающая мобилизацию коллективных действий этническими лидерами и антрепренерами, которые преследуют политические цели» [12, c. 24]. Предприниматель воспринимается не просто как бизнесмен, а как субъект деятельности, который использует ресурсы новыми способами, чтобы максимизировать производительность и эффективность [15, c. 50]. Р. Уолдингер в качестве «этнического предпринимательства» понимает основу успеха иммигрантов является занятие ими пустующих рыночных ниш, а не постепенное вытеснение местных предпринимателей из-за недоступной для них групповой мобилизации или действия жесткой конкуренции [30]. Взаимодействие местных властей и этнических бизнесменов, в представлении А. А. Борисова и Ю. В. Василенко, есть наиболее перспективное политическое направление, поскольку «этнические бизнесмены не требуют дополнительных капиталовложений в свой бизнес у местных властей и одновременно выступают на их стороне, всячески поддерживая идеи предельной интеграции представителей своего иммигрантского сообщества в местное <…> работа местных властей с иммигрантскими сообществами должна носить более упорядоченный и адресный характер, а ее цели и задачи, главная из которых — интеграция любых иммигрантов в местное сообщество, — более осознанными и принципиально выдерживаемыми» [6, c. 132]. По их мнению, существуют два определяющих фактора в процессе интеграции иммигрантских сообществ — это создание благоприятных условий для развития и укрупнения этнического бизнеса, а также привлечение представителей этих сообществ к решению общегосударственных задач, что позволит сформировать чувство сопричастности к новой родине и ответственности за состояние дел [6, c. 132].

В. В. Радаев анализирует тему «этнических различий» в предпринимательской деятельности и указывает на то, что многие этнические меньшинства, попадая в новую социокультурную среду, начинают осваивать не свойственные им ранее виды деятельности. По его мнению, одна из главных причин столь высокой профессиональной мобильности этнических мигрантов и развития этнического предпринимательства — социально-экономическая маргинальность этнических меньшинств [18]. С. В. Рязанцев объясняет подобный феномен стрессовостью самого процесса миграции и неизбежной маргинализацией мигрантов в иноэтнической принимающей среде, которая сопряжена с нахождением в чужой культурной среде, языковыми барьерами, часто враждебным отношением коренного населения. Именно стрессовость и маргинализация высвобождают ранее скрытый предпринимательский потенциал [19, c. 74]. По мнению Рязанцева, «мигранты не только придают определенный социокультурный колорит предпринимательству, но часто выступают в роли катализаторов его развития, и именно этнический фактор оказывает влияние на перемещение и результативность обустройства мигранта на новом месте жительства <…> Этническое предпринимательство — результат сочетания предрасположенности отдельных этнических меньшинств к разнообразным видам деятельности и успешной адаптации мигрантов к условиям проживания в иной социокультурной среде» [19, c. 84–85].

Учитывая выявленную ситуативность этнополитического менеджмента, о необходимое для его эффективного осуществления своевременного реагирования на происходящие этнические, иноэтнические, идентификационные, адаптационные и иные процессы, важно заметить, что при выстраивании такой модели политико-административной системы следует опираться не только на совокупность политических технологий и принципов государственного управления, но и на результаты оперативного этносоциологического мониторинга. Эффективность этнополитического менеджмента может быть достигнута исключительно на основе постоянного мониторинга и анализа динамики этнических и межэтнических процессов [1]. Разработка проблематики этнополитического менеджмента позволит по-новому взглянуть на вопрос об управлении этническими процессами на региональном уровне и перспективности целеориентированного воздействия на участников межэтнического взаимодействия в целях региональной политико-управленческой системы. Направленное влияние государства на этнополитические региональные субкультуры является важнейшим условием конструктивного развития общества [12, c. 24].

На этом основании целесообразным представляется изучение этнополитического менеджмента, понимаемой как системы регионального управления этническими процессами, основанного на достоверной оценке этих процессов, построению сценарной модели управления с учетом региональных (меж)этнических характеристик и соответствующим типом властного поведения, а также подготовке менеджеров соответствующей квалификации и высоким уровнем межкультурной компетентности, в целях создания условий для взаимодействия и саморазвития этнокультурных сообществ в структуре гражданского общества.

 

Литература:

 

  1.      Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. — М.: Дело, 2005. — 472 с.
  2.      Акопян К. В. Проблемы реализации мультикультурных моделей управления социальо-политическими процессами: зарубежный опыт и перспективы для России: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. — Нижний Новгород, 2012. — 32 с.
  3.      Аствацатурова М. А. Макрорегиональная этнополитология: некоторые обобщения в управленческом контексте // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. — 2009. — № 3. — С. 120–121.
  4.      Аствацатурова М. А. Северный Кавказ: перспективы и риски (Трансформация регионального этнополитического пространства). — М.: Московское бюро по правам человека. 2011. — 192 с.
  5.      Барсуков Р. Р. Социальное управление полиэтническими процессами: региональный аспект: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.08. — Новосибирск, 2008. — 20 с.
  6.      Борисов А. А., Василенко Ю. В. Управление этнокультурными процессами на региональном уровне: опыт Пермского края // ArsAdministrandi. — 2009. — № 1 — С. 121–133.
  7.      Бурцев Ю. Д. Институционализация политико-административного управления этническими процессами: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. — Ставрополь, 2009. — 213 с.
  8.      Евтух В. Этносоциология: объектно-предметное поле и перспективы исследований // Социология: теория, методы и маркетинг. — 2007. — № 2. — С. 5–16.
  9.      Кудашова Ю. В. Эффективность государственного управления в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (по материалам Оренбургской области) // Вестник ОГУ. — 2010. — № 4. — С. 32–39.
  10. Красильников Д. Г., Троицкая Е. А. Новый государственный менеджмент и административная реформа в Пермском крае // Ars Administrandi. — 2009. — № 1. — С. 74–84.
  11. Майборода О. Принцип системности в управлении этнополитической сферой: проблемы и пути решения // Научные записки Института политических и этнонациональных исследований им. И. Ф. Кураса НАН Украины. — Киев, 2008. — Вып. 40. — С. 3.
  12. Максимова О. Н. Этнополитическая культура современного российского региона: автореф. дис. … д-ра полит. наук: 23.00.02. — М., 2015. — 48 с.
  13. Межитов А. Потенциал гражданского общества (этнополитический менеджмент в Дагестане) // Дагестанская правда, 17 января 2008 г.
  14. Местное управление многоэтничными сообществами в странах СНГ / под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. — М.: ОАО Авиаиздат, 2001. — 400 с.
  15. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: пять стратегий обновления государства. — М., 2001. — 536 с.
  16. Основа — мир и согласие // Наша власть: дела и лица. — № 03–04 (119). — 2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://nashavlast.ru/article_description/134/2081.html (дата обращения 02.10.2015).
  17. Политическая идентичность и политика идентичности. — Т. 1–2. — М.: РОССПЭН, 2012. — Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий / [редкол. Тома И. С. Семененко и др.]. — 2012. — 204 с.; Т. 2: Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке / отв. ред. И. С. Семененко. — 2012. — 470 с.
  18. Радаев В. В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис. — 1993. — № 5. — С. 73–86.
  19. Рязанцев С. В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. — 2000. — № 5. — С. 74.
  20. Соловьев Э. Ю. Этнополитический менеджмент как средство трансформации повестки дня в современной мировой политике // Жамият ва бакарув. — 2013. — № 2. — С. 102–105.
  21. Фадеичева М. А. Легитимность власти и стратегии государства в управлении этнополитическими процессами // Вопросы политологии и социологии. — 2011. — № 1. — С. 60–69.
  22. Хоперская Л. Л. Проблема радикализма и экстремизма в Южном федеральном округе // Гуманитарная мысль Юга России. — 2005. — № 1. — С. 21–36.
  23. Хоперская Л. Л., Харченко В. А. Управление локальными и межэтническими конфликтами: теория и практика // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2004. — Т. VII. — № 3. — С. 161–181.
  24. Цапко М. И. Управление этническими процессами на региональном уровне: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. — Ставрополь, 2005. — 183 с.
  25. Ценности и идеалы независимого Казахстана: коллективная монография / под общ. ред. Шаукеновой З. К. — Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. — 322 с.
  26. Червеняк А., Остапец Ю. Политико-правовые аспекты этнополитического менеджмента в этнонациональной политике Украины // Публичное управление: теория и практика. — Харьков: ДокНаукДержУпр, 2011. — №. — С. 219–222.
  27. Чернова Е. А. Этнополитический менеджмент в феномене национальной диаспоры // Украинский социум. — 2007. — № 1 (18). — С. 115–122.
  28. Черноус В. В. Северный Кавказ в социологическом измерении (размышления над монографией: Дзуцев Х. В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 734 с. с прилож.). — 2013. — № 3. — С. 31–35.
  29. Этнополитический конфликт: пути трансформации: настольная книга Бергхофского центра / Пер. с англ. яз.; под ред. В. Тишкова, М. Устинова; Бергховский исследовательский центр конструктивного урегулирования конфликтов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-МаклаяРАН. — М.: Наука, 2007. — 583 с.
  30. Waldinger R., Ward R., Aldrich H. Ethnic Business and Occupational Mobility in Advanced Societies // Sociology. 1985. Vol. 19. No. 4. November.
Основные термины (генерируются автоматически): этнополитический менеджмент, государственное управление, процесс, Этническое предпринимательство, государственный менеджмент, межэтническая напряженность, региональный уровень, украинский, гражданское общество, достоверная оценка.


Ключевые слова

государственное управление, межэтническое взаимодействие, регион, регион., этнополитический менеджмент, этническое предпринимательство

Похожие статьи

Методологические подходы к обеспечению межнациональной...

Реальность сегодняшнего дня — рост межэтнической и межконфессиональной напряженности.

Степень взаимодействия зависит от таких качественных характеристик, как проявление гражданской солидарности общества; уровня национальной преступности...

Этностатусные позиции украинцев в полиэтничном Крыму

Ключевые слова: Крым, этнический статус, региональная идентичность, межнациональная

Уровень урбанизации украинского этноса Крыма являлся средним и составлял 52,6 %, что

Кроме того, процессам этнической консолидации русских и украинцев Крыма, в немалой...

Национальные интересы и социальная идентичность

Когда члены групп меньшинства и выходцы из межэтнических браков, проходят через

285с. Дробижева Л. М. 2013. Гражданская, этническая и региональная идентичность.

Данные Управления государственной статистики Республики Абхазия от 29.12.2011г.

Национальный вопрос. Опыт. Проблемы. Перспективы

На региональном и местном уровнях усилились такие тенденции, как рост межэтнической разобщенности и обособленности

Требуется анализ, мониторинг и ежедневное управление межнациональными отношениями, своеобразный этнополитический менеджмент.

Государство, этнос и нация: соотношение и взаимосвязь

Изучая эти вопросы, необходимо отметить, что государство — это система управления и форма самоорганизации общества, которая имеет суверенитет.

Этническая общность лучше всего проявляет себя в различных этнических процессах: ‒ слияние этносов

Государство и общество «третьей волны» | Статья в журнале...

[1] Статья выполнена по гранту Благотворительного Фонда В. Потанина разработка нового учебного курса «Правовое проактивное управление межэтническими процессами и сферой государственно-конфессиональных отношений» магистерской программы...

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной...

...ориентированное государственное управление гуманитарными процессами, свобода

Это совокупность явлений, происходящих в этнической, национальной жизни данного общества, связанные с

Напряженность в межконфессиональных отношениях возникает при условии

Психолингвистические способы измерения этнической...

В соответствии с этим положением межэтническая напряженность — это итоговое нарушение баланса взаимоотношений на всех уровнях поликультурного общества, в результате которого происходит раскол массового сознания на множество этнических идентичностей...

Основные направления современной региональной культурной...

Таким образом, региональная культура является своеобразным интегратором этнически разнородных элементов, обеспечивающим в рамках определенной территории возможность плодотворного межэтнического и межкультурного взаимодействия, что на практике означает...

Похожие статьи

Методологические подходы к обеспечению межнациональной...

Реальность сегодняшнего дня — рост межэтнической и межконфессиональной напряженности.

Степень взаимодействия зависит от таких качественных характеристик, как проявление гражданской солидарности общества; уровня национальной преступности...

Этностатусные позиции украинцев в полиэтничном Крыму

Ключевые слова: Крым, этнический статус, региональная идентичность, межнациональная

Уровень урбанизации украинского этноса Крыма являлся средним и составлял 52,6 %, что

Кроме того, процессам этнической консолидации русских и украинцев Крыма, в немалой...

Национальные интересы и социальная идентичность

Когда члены групп меньшинства и выходцы из межэтнических браков, проходят через

285с. Дробижева Л. М. 2013. Гражданская, этническая и региональная идентичность.

Данные Управления государственной статистики Республики Абхазия от 29.12.2011г.

Национальный вопрос. Опыт. Проблемы. Перспективы

На региональном и местном уровнях усилились такие тенденции, как рост межэтнической разобщенности и обособленности

Требуется анализ, мониторинг и ежедневное управление межнациональными отношениями, своеобразный этнополитический менеджмент.

Государство, этнос и нация: соотношение и взаимосвязь

Изучая эти вопросы, необходимо отметить, что государство — это система управления и форма самоорганизации общества, которая имеет суверенитет.

Этническая общность лучше всего проявляет себя в различных этнических процессах: ‒ слияние этносов

Государство и общество «третьей волны» | Статья в журнале...

[1] Статья выполнена по гранту Благотворительного Фонда В. Потанина разработка нового учебного курса «Правовое проактивное управление межэтническими процессами и сферой государственно-конфессиональных отношений» магистерской программы...

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной...

...ориентированное государственное управление гуманитарными процессами, свобода

Это совокупность явлений, происходящих в этнической, национальной жизни данного общества, связанные с

Напряженность в межконфессиональных отношениях возникает при условии

Психолингвистические способы измерения этнической...

В соответствии с этим положением межэтническая напряженность — это итоговое нарушение баланса взаимоотношений на всех уровнях поликультурного общества, в результате которого происходит раскол массового сознания на множество этнических идентичностей...

Основные направления современной региональной культурной...

Таким образом, региональная культура является своеобразным интегратором этнически разнородных элементов, обеспечивающим в рамках определенной территории возможность плодотворного межэтнического и межкультурного взаимодействия, что на практике означает...

Задать вопрос