Библиографическое описание:

Мичурина Н. А. Стратегия формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 838-840.



 

Затронутая тема в большей степени адресована учителям-логопедам групп компенсирующей направленности для дошкольников с общим недоразвитием речи, родителям и психологам. Согласно Федеральному государственному образовательномустандарту на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, чувства. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

В ходе реализации адаптированной образовательной «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой в ДОУ были проведены исследования в группе компенсирующей направленности для дошкольников с ОНР. По результатам мониторинга у детей, у которых первично страдают все компоненты речи глобальным образом идёт задержка в формировании вербально-коммуникативных навыков, и как следствие этого возникают недостатки в умении вести диалог. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т. е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Учитывая результаты первичной диагностики, в своём опыте работы на тему: «Игры и игровые упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических категорий как средство развития диалогической речи дошкольников с ОНР в условиях ДОУ» предложила стратегию ведения традиционных и частично изменённых игр и игровых упражнений, что позволило в конце коррекционного периода обеспечить равные стартовые возможности в дальнейшем обучении детей группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи в массовой школе с учетом их психофизического развития и индивидуальных особенностей.

В основу опыта была положена теория формирования речевой коммуникации (Л. С. Выготский и А. Р. Лурия). Бесспорно, речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка, но основной и первоначальной является её коммуникативная функция, так как назначение речи быть средством общения. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

В процессе коррекционной работы традиционные дидактические лексико — грамматические игры и игровые упражнения в непосредственно организованной деятельности проводятся в форме диалога, при этом на разных этапах коррекционной работы вид диалога изменяется в зависимости от ведущей в ней роли либо взрослого, либо ребёнка:

        «ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЁНОК» дидактические игры — диалоги, игры — приветствия/ игры — итоги;

        «РЕБЁНОК — РЕБЁНОК» дидактические игры — диалоги, командные игры (участвует от трёх и более детей).

Хочу отметить, что диалог — самая естественная, природная форма речи. Это реактивная, ситуативно — непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. В этот момент педагогическая логика вступает в конфликт с логикой речевого общения, поэтому для контроля за ситуацией на занятиях и в свободной деятельности дошкольникам были предложены карточки — «семафоры» и визуальные правила ведения диалога.

Стратегия формирования диалогической речи старших дошкольников с ОНР.

№ Блока

Период коррекционной работы

Этап

 

Виды игр-диалогов

 

Средство реализации

I

 

1–2 квартал (1год обучения по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой)

1. Игры, направленные на непроизвольное усвоение ребенком ведения диалога.

2. Игры, направленные на усвоение этикета диалога (правила ведения диалога)

3. Игры, направленные на обучение дошкольников задавать вопрос.

  1. Игры-приветствия/ игры — итоги (в начале / в конце каждого занятия);
  2. Дидактически речевые игры — диалоги «ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЁНОК»;

(Взрослый задает вопрос, ребёнок отвечает)

На этом этапе проходит обучение дошкольников умению задавать вопрос.

(игры типа «Угадай, вопрос это или нет», «Задай вопрос и угадай, что в коробке» и т. д.)

1.Ритуалы начала и окончания занятия (по лексико-грамматическим категориям).

2. Лексико-грамматические игры и упражнения. («Кто? Что?», «Чего не стало?», «Один-много-несколько», «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот», «Кто где живет?», «Семейка», «Хорошо-лучше», «Скажи наоборот», «Чей хвост? Чья лапа?«Какой? Какая? какое?», «Исправь ошибку», «Я знаю пять названий (обобщающее слово)», «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное — несъедобное» др.)

II

3 квартал (1год обучения по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой)

1.Игры на закрепление усвоения правила ведения диалога.

2. Игры на закрепление взаимодействия и самостоятельности ведения диалога.

  1. Игры приветствия/ игры — итоги (в начале / в конце каждого занятия);
  2. Дидактически речевые игры — диалоги «ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЁНОК»; Закрепление умения ребёнком задавать вопрос.
  3. Дидактически речевые игры — диалоги «РЕБЁНОК — РЕБЁНОК»
  4. (игра «Юный логопед»);

1. Ритуалы начала и окончания занятия (по лексико-грамматическим категориям).

2. Лексико-грамматические игры и упражнения (те же).

III

2 год обучения по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой

 

1.Игры на закрепление взаимодействия и самостоятельности ведения диалога.

2.Игры-путешествия.

3. «Брейн — ринги»

4. «Поле чудес».

5. «Своя игра».

 

1.  Игры-приветствия/ игры — итоги (в начале / в конце каждого занятия);

2.  Дидактически речевые игры — диалоги «ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЁНОК»;

3.  Дидактически речевые игры — диалоги «РЕБЁНОК — РЕБЁНОК»(«Юный логопед»);

4.  Командные речевые игры (участвует от трёх и более детей).

1.Ритуалы начала и окончания занятия (по лексико-грамматическим категориям).

2. Лексико-грамматические игры и упражнения (те же).

 

Результаты мониторинга в конце второго года обучения в группе дошкольников компенсирующей направленности показали, что данная коррекционно-логопедическая стратегия по формированию диалогического взаимодействия у дошкольников с ОНР направлена на формирование вербально-коммуникативных умений и помогает эффективной социализации и обучению в целом. Следовательно, сознательно воздействуя на сферу коммуникации максимальным использованием учебных ситуаций в создании «поля общения», способствуя становлению или перестройке складывающихся отношений и взаимодействия дошкольников, мы эффективнее управляем процессом обучения, активизируя учебную деятельность детей с речевым недоразвитием.

 

Литература:

 

  1.                Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И. А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
  2.                Жукова Н. С., Мастюкова Е. Н., Филичева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников. Москва, 1990.
  3.                Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  4.                Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Москва, 1968.
  5.                Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  6.                Учимся общаться с ребенком // Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. и др. М., 1993.
  7.                Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва, 1993.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle