Библиографическое описание:

Балаева Н. А. Использование инновационных технологий по предмету «Композиция» // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 740-744.



 

Деятельность и обучение в учреждениях дополнительного художественного образования в настоящее время невозможно без использования инновационных образовательных и специальных технологий, позволяющих формировать художественно-эстетическую личность будущего учителя изобразительного искусства.

Внедрение и обучение по новым инновационным технологиям направлено на мобилизацию и самоорганизацию творческого потенциала студентов на факультете художественного образования по различным специальным дисциплинам (декоративно-прикладному искусству, компьютерному дизайну, истории изобразительного искусства, рисунку, живописи и композиции).

Все специальные дисциплины находятся в тесной интеграции между собой, их цель — обучение и формирование разносторонней развитой личности молодых специалистов с интегрированным целостным восприятием и осознанием мира в целом.

В настоящее время немаловажную роль в межпредметных «связях» и творчестве играют электронные и технические средства, такие как электронная книга, планшет, компьютер для графических работ. Их цель — увидеть информационный продукт и обучающие системы с включением материала по изобразительному искусству, графике, композиции, видео — материалами с аналогом работ художников разных времен и эпох, показом современных мастеров разных направлений, школы изобразительного искусства, помогающие не только расширить кругозор студента, но и решить задачи по темам и заданиям композиции.

Новые технологии — это совокупность методов обработки, изготовления, изменение состояния свойств, формы, которая осуществляется в процессе композиционной (дизайнерской) переработки увиденного информационного материала, и создание на этой основе — собственного «продукта» изображения. Представленные новые технологии и интегрирование их другими видами изобразительного искусства выполняют следующие важные задачи. Во-первых, они актуализируют потребности личности в саморазвитии, помогают находить в творчестве новые нестандартные решения, во — вторых, накапливают новый опыт открытий и достижений культурных ценностей в изучении и освоении специальной дисциплины «Композиция». В-третьих, данные технологии, интегрируя с другими видами изобразительного искусства, оказывают влияние на развитие «вкуса» и становление «глаза» будущего художника-педагога. Эти технологии дают возможность развить потенциальные способности специалиста, они действуют визуально, раскрывают талант для импровизации, творческого самовыражения, вносят элементы новизны в обучение. Методики внедрения новых технологий по композиции раскрывают следующие цели и задачи:

                    умение интегрировать синтезировать, по полученной информации, заданному материалу, теме, разделу, заданию;

                    развитие абстрактного мышления, навыков по графическому рисунку, дизайну, комбинаций новых форм, пластике и законам композиции, особенностям средств художественной выразительности;

                    формирование и познание целостного восприятия картины мира, в процессе освоения учебно-информационного, художественно-наглядного материала для выполнения творческих заданий по композиции;

                    развитие творческого, образного мышления на основе природных форм и художественной культуры, воспитание эстетического вкуса;

                    познавательная, исследовательская работа студента.

Основные положения методики проведения занятий по композиции заключаются в следующем:

                    — мотивация учебно-познавательной деятельности на основе интеграции и межпредметных связей изобразительного искусства, мировой художественной культуры, национально-регионального компонента;

                    организация творческой деятельности в сотворчестве и диалогичности при решении учебных проблем, с использованием наглядности не для копирования, а для комбинирования, создания выполнения заданий имеющих множество композиционных решений;

                    контроль развития творческого, образного воображения, абстрактного мышления, выполнение на основании оценки и самооценки воплощения замысла через диалог, анализ и сравнение, выполнение самостоятельных учебных упражнений, связанных с проверкой памяти, работой над понятиями, необходимыми для осмысленного выполнения творческого задания по композиции.

При изучении дисциплины «Композиция» студенты должны:

                    знать: основы композиции; типы композиции (открытая, замкнутая, ленточно-полосная, объемная, точечная, комбинированная, симметричная, ассиметричная), основы статики и динамики в композиции, основы формальной композиции и пользоваться ими, средства выразительности;

                    уметь: выполнять эскизы в разных материалах, вариантах компоновки в зависимости от замысла; находить новизну и оригинальность в композиции; доводить до конца основной фор-эскиз, раскрывая учебные и творческие задачи; показывать в эскизах различные импровизации в цвете, тоне; работать над формой, комбинировать, составлять, находить разные по пластике и выразительности комбинации в композиции; делать презентацию из своих работ; компоновать (располагать) простые формы (круг, овал, квадрат) усложняя комбинации, конус фигур, используя типы композиции (замкнутая, открытая и т. д.); перерабатывать в программе Photoshop изображение по заданию руководителя-педагога.

Программа по композиции — это практические задания, которые тесно «переплетаются» с достижениями в компьютерной графике, дизайне, основами школы изобразительного искусства, декоративно-прикладным искусством. Модернизация образования поставила перед педагогической наукой ряд задач, направленных на воспитание гуманного, творческого, готового к диалогу с окружающими людьми человека. Современное обучение на факультете художественного образования способствует развитию творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать, исследовать.

Приведу пример из практической работы со студентами по композиции. Тема: «Буквенные и цифровые знаки». Работа над этой темой включает:

  1.                Анализ и сравнение аналогов.
  2.                Переработка информации, осмысление увиденного, беседа-диалог. Примеры произведений разных стилей, стран, эпох. Сопоставление графических решений в орнаменте, знаков, букв.
  3.                Работа над эскизами:

        выбор формата, владение средствами выразительности — линия, пятно. Знание законов компоновки в выбранном формате.

        знание законов формальной композиции: целостность, соподчинение, уравновешенность. Материал: бумага, карандаш, тушь, перо.

        поиск разных решений в эскизах: использование знаний разных типов композиции: открытая, замкнутая, комбинированная. Выполнить на силуэт. Материал: бумага, тушь, перо.

        поиск решения буквы в цвете, тоне. Материал: бумага, гуашь, цветные мелки.

        Копия и переработка известных мастеров композиции, графики. Анализ латинского шрифта, готический стиль, барокко, модерна.

        Изучение «кириллицы», символики буквицы на Руси.

        Выполнение в цвете или тоне букву в виде птицы или растительного орнамента на основе наглядного материала.

        Композицию буквы выполнить в программе Photoshop, добиться двухмерного изображения буквы с фоном, использовать тональную растяжку, добиваясь «зеркальности» объекта.

В этом задании по композиции хотелось бы подробнее остановиться на создании как основной форме (орнамента, буквы) — форме природных форм.

Мастерская природы богата формами, виртуозно компонуя их, природа создала бесконечное множество сложных и удивительно выразительных форм. Формируя изображение, студент-художник интегрирует факторы, элементы, влияющие на форму, на основе их эстетического осмысления, образной пластики и стилизации, отбора. Создавая, студенты обращаются к разнообразным выразительным средствам графики для достижения того или иного впечатления образности. Геометрические, растительные или животные формы «требуют» своих приёмов и «эффектов» изображения. Остановимся лишь на нескольких основных группах приемов, с помощью которых можно получить статические и динамические композиции, плоскостные и композиции с выявлением объема и пространства, а также комбинации чередований формы изображения и фона. Однако одно дело передать статику или динамику в композиции и совсем другое — заставить зрителя почувствовать это движение или состояние аморфности, покоя. Опыт такого направления в искусстве, как оптическое искусство оп-арт, поп-арт, показывает, что и это можно выполнить путем создания графических построений.

Мастерская природы (птиц, растений) богата формами. Виртуозно компонуя их, природа создала бесконечное множество сложных и удивительно выразительных форм. Формируя изображение, студент-художник не «складывает» полезность, прочность и красоту — он интегрирует факторы, влияющие на форму, на основе их эстетического осмысления, образности. Графические приемы и эффекты, распространенные в орнаментальных изображениях. К графическим приемам относят все бесконечное разнообразие выразительных средств графики для достижения того или иного впечатления образности. Геометрические, растительные или животные формы требуют своих приемов и эффектов изображения. В качестве рабочей идеи художника может быть не изображение объекта, а достижение эффекта. Тогда возникает потребность определения мотива и характера его организации на поверхности. Остановимся лишь на нескольких основных группах приемов, с помощью которых можно получить статические и динамические композиции, плоскостные и композиции с выявлением объема и пространства, а также чередования объекта и фона. Правда техника оп-арта позволяет выявлять виды кажущегося движения и все же сильные конфигурации, приковывающие взгляд зрителя мерцанием, смещением, могут переломить устоявшиеся традиции к восприятию. Кроме того, эти иллюзии создают впечатление глубины, иного 2-х и 3-х мерного пространства. Этот эффект дает новые средства выразительности в графических композициях, в том числе, орнаментики буквенного знака, где есть возможность не только показать композицию буквы и использовать композиционные средства выразительности, но и за счет мерцания, тоновой растяжки.

Курс по программе композиции призван наиболее активно развивать творческие и изобразительные способности студентов, а также знать и исследовать художественную культуру разных стран, особенности национально-регионального компонента.

По теме «Буквенный, цифровой знак» исследование зарождения графики буквы, знака, необходимы. Анализируя графику и орнаментальность буквы, можно заметить, что в различные времена одна и та же буква имела плавные, текучие или резкие угловатые очертания. К примеру, латинский шрифт подчинялся законам готического стиля, причудливого барокко, невероятно замысловатого модерна. Если внимательно проанализировать графический знак латинского шрифта, можно узнать многое, как о кризисах, так и о взлетах художественной культуры страны в определенный исторический период.

Буквенный знак является носителем стиля и образности, содержания текста. Композиция буквы — самостоятельное произведение. На Руси новая строка текста выделялась большой буквой красного цвета (Красная означала красивая). Зачастую она была украшена причудливым орнаментальным узором и отличалась от всего текста. Заглавная буква как бы иллюстрировала содержание главы. В кириллице (древнерусская азбука) — это язык символа — образа. Каждая буква азбуки несет в себе определенный смысл. Буквы — живые элементы строительства материи, восхождения. Они учителя, лекари и сама жизнь. Азъ — Я, это человек с его внутренним осознанием самого себя. Это бог — живущий и созидающий на земле.

А — соответствующее числу 1. Б — боги — множество Богов в древнеславянской культуре, которые управляют вселенной существующей на земле и небесах. В — въди — ведать, а значит «знать», я «ведаю», «обладаю информацией» соответствующее числу 2. Г — глаголи — глаголить, говорить, передавать информацию другим людям число 3. И так далее.

В средние века не только на Западе, но и на Ближнем Востоке орнамент (буквы) занял исключительное место. Он украшал не только книги, но и фасад зданий, заполняя плоскости стен сложнейшими арабесками. В узорах использовались растительные мотивы и геометрический орнамент. Декором служили изречения из Корана, начертанные изысканным арабским шрифтом.

Шрифт и орнамент соединялись в орнаментальные композиции. История оставила нам великолепные образцы орнаментальных букв, украшающие иногда все поля и страницы европейских рукописей первопечатных книг. А ритмическая согласованность иероглифического письма в Китае и Японии неизменно поражает воображение художника.

Буквицы трактуются как самобытные элементы культуры и несут информацию наравне с различными памятниками искусства. В основе буквенных знаков в орнаменте лежит принцип украшения книги. Отсюда появление буквы — миниатюры в виде лица, фигуры, птицы, растения и т д.

Приведенные примеры могут служить рекомендациями для ознакомления в области создания композиции по теме «Буквенный, цифровой знак», варианты изучения разных стилей культуры изобразительного искусства — отбора выразительных приемов, элементов для создания своего композиционного проекта в эскизах.

На рубеже ХIХ и ХХ вв. в разных странах начался активный процесс поиска новых возможностей изобразительного искусства в графике, живописи. В 20-ые годы ХIХ века появились разные направления в искусстве, в том числе абстрактного (беспредметного) искусства, накопленный художниками опыт в области формальной композиции дал ряд важных открытий в решении задач в искусстве. В 50-е годы появилось движение оп-арта, поп-арта, (творчество абстракционизма) основанное на особенностях восприятия плоских и пространственных форм, оптических эффектах перемещения, парения, слияния объектов), они достигались комбинациями линий и пятен с введением цветовых и тоновых контрастов, ритмических поворотов, пересечением спиралевидных и решетчатых конфигураций. Эти эффекты двух- и трехмерного пространства уже в 60-ые годы использовали художники, дизайнеры в сфере моды, дизайне интерьера, рекламе и т д., эти открытия дали возможность использовать технические и графические комбинации для решения новых вариантов в композиционной пластике.

В современном искусстве большое внимание художники абстракционизма уделяют формальной композиции на плоскости. Частью этого опыта является опыт современного художника В. Н. Фаворского.

В целом, поиск новых выразительных средств, начатый в начале нашего века, еще не окончен. Освободившись от «оков» иллюзорности, графическая композиция открыла для себя множество творческих путей. В дальнейшем возможности выразительных средств композиции в графике были расширены в орнаментах, компьютерной графике. В заданиях по программе «композиция» значение всего арсенала средств изображения орнаментального мотива, в композиционных решениях, символа «знака», «буквы», и умение ими пользоваться позволили на занятиях по этому предмету студентам — художникам, а в будущем — педагогам в каждом упражнении по этому разделу правильно выбирать самое необходимое для выражения замысла в эскизах. При выборе средств композиционной выразительности (линии, пятна, ритма, тона и цвета, фактуры и т. д.) и определяется целесообразность применения различных материалов (бумаги, туши, перо, гуаши, мелков и т. д.), учитывая особенности их пластических и фактурных свойств, иллюзии создания различных эффектов и т. д.

Выбор композиционных средств подчинен главному: конкретной идейно-творческой и учебной задаче — глубинному изучению накопленного материала в области изобразительного искусства и воплощении своего замысла по данной теме, в эскизах (в том числе орнаментики буквы, знака). Без знаний и опыта овладения «языком» пластики орнамента это невозможно.

Изучение и сопоставление этих и многих других методик и течений в искусстве изобразительной грамоты в обучении студентов в виде этапов:

1)                 накопление знаний и навыков для четкого решения задач, поставленных по данной тематике учителем,

2)                 сосредоточение, самоорганизация в поисках дополнительной информации,

3)                 озарение, или инсайд, которое присутствует в решении творческих поисков выразительной композиционной пластике,

4)                 выработка идей, восприимчивость к новым идеям, замыслам, интеллектуальный и эмоциональный подъем восприятия информации, ее усвоение и синтез,

5)                 стадия инсайда (озарения) как нового «толчка» для создания произведения.

План работы над темой: «Буквенный, цифровой знак»

  1.                Анализ аналогов, сопоставление:

а)      изучение видов орнаментики (растительный, геометрический, смешанный),

б)     изучение стилей в орнаменте разных стран, эпох (готический, барокко, рококо, модерн и т. д.).

  1.                Получение и анализ информации по данной теме (видеофильмы, картины художников, видео-мастер классы в области каллиграфии).
  2.                Задания и упражнения, направленные на осмысление, закрепление знаний выразительных средств графики. Изучение типов композиции:

1)                 эскиз буквы: открытая, замкнутая, ленточно-полосная, комбинированная и т. д., различные варианты комбинаций;

2)                 изображение птиц, растений в виде буквы (стилизация, пластика форм, линий, пятна);

3)                 копии брендов известных мастеров (Востока, Древней Руси, Японии, Китая, современных художников);

4)                 выполнение буквы компьютерной графики. Передача 2–3-х мерного пространства, тип композиции: «наложение и врезка», целостность изображения, общий тон, цвет;

5)                 выполнение самостоятельного фор-эскиза (на основе синтеза и интеграции различных видов искусства и стилей в декоративно-прикладном искусстве, истории изобразительного искусства, компьютерного дизайна, рекламы и т. д.);

6)                 подведение итогов всех этапов работы в графике: экспозиция работ студентов.

В проделанной работе по теме «Буква, цифровой знак» студенты факультета художественного образования раскрывают свои наклонности, интересы, пристрастия, что важно для будущего педагога при планировании учебного процесса с учетом позитивной мотивации личности к художественному творчеству. В заключении статьи хочется отметить следующее: современный художник-педагог должен искать новые выразительные формы изображения в графическо-композиционной пластике, для передачи своих идей, замысла в творчестве и искусстве в целом, как «фундамент в обучении и строительства» в учреждениях дополнительного образования: школе, детском саду, студии, кружке, где будут использованы и применены эти навыки и знания. В школьной программе есть большой раздел «Флористика» (изучение орнаментальности и оформление панно, украшение посуды, книги и т. д.)

Выдающийся художник, архитектор И. В. Жолтовский справедливо отмечал: «Человечество уже все придумало, только надо быть настолько грамотным, чтобы это использовать…».

 

Литература:

 

  1.                Вагнер Т. К. 22 от символа к реальности / Развитие пластического образа в русском искусстве ХIV-ХV вв. — М.: Искусство, 1980.
  2.                Давыдова О. В. Ландшафтные фантазии средствами бумагопластики / Методическое пособие. Серия: Развитие воображения в процессе изобразительной деятельности. — Челябинск, 2007. — [58 с.]
  3.                Ивенский С. Г. Книжный знак. История, теория, практика художественного развития. — М., 1980.
  4.                Изобразительное искусство в школе / Научно-методический журнал. № 6. — М.: «Раменская типография», 2006.
    1.                Мировое искусство: (иллюстрированная энциклопедия). В 3-х т. — Санкт-Петербург: «Кристалл» СЗКЭО. 2007.
  5.                Художественный язык орнамента (учебное пособие для студентов вузов) Н. П. Бесчастнов — М.: Гуманитарное издание центр Владос, 2010. — [335 с.] (с ил: ил.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle