Библиографическое описание:

Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787-792.

 

Современная школа находится на стадии обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. Не смотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Основная задача учителя в средней общеобразовательной школе — создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности. Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

Многими специалистами и учёными уделялось внимание вопросам мотивации учения школьников.

В отечественной педагогике — в трудах М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. — разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах психологов Л. И. Божович [3, с.53], А. Н. Леонтьева [6] и других. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер [23], Д. Брунер [там же], Т. Новацкий [там же], Х. Хекхаузен [12, с. 18–28] и другие.

Г. И.Щукина высказывает мнение о том, что актуализации эмоций у школьников способствуют дидактические игры, развивающие познавательную деятельность []. Уточняет факторы активизации учения, конкретизируя её как проблему формирования мотивации учения школьников средствами познавательной деятельности. Основные подходы к изучению мотивации:

1)     научный подход;

2)     психологический подход [13, 14].

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Школьная успеваемость — это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, сложно получить знания и применить их на практике. От того, как ученик относится к учению, зависит его умение учиться. По И. А. Марковой, существует четыре типа отношения к учению [8, с. 96]. Информация для наглядности предоставлена в виде таблицы.

Таблица 1

Тип отношения

Его характеристика

Отрицательное

Бедность и узость мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату.

Учебная деятельность не сформирована.

Положительное («аморфное, нерасчлененное»)

Неустойчивые переживания новизны, любознательности, широкие социальные мотивы долга, понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем.

Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу; самоконтроль по образцу.

Положительное («познавательное, осознанное, инициативное»)

Переопределение и доопределение задач учителя, постановка новых целей, рождение новых мотивов. Учебная деятельность включает выполнение действий по собственной инициативе.

Положительное («личностное, ответственное, действенное»)

Устойчивость мотивационной сферы, умение ставить нестандартные цели и реализовывать их (включая учебную деятельность), гибкость и мобильность способов действий, освоение учебных действий до уровня навыков и привычек.

 

Таким образом, отношение школьников к учению связано с сформированностью учебной деятельности. Без учета умения школьников учиться, учителю невозможно проникнуть в суть отношения школьников к учению. В зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения мотивация к обучению изменяется. Каждый ученик обладает силой, благодаря которой он способен учиться. Необходимо направить ученика и предоставить самостоятельность, развить в нем понимание цели мотивационного взаимодействия.

Каждый возраст характеризуется своими особенностями умения учиться, учебной деятельности и мотивации.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. Познавательные мотивы могут преобразоваться в учебно-познавательные; мотивы самообразования представлены простой формой — интересом к дополнительным источникам знаний. Социальные мотивы — желание ребенка получить одобрение учителя. В учении развивается целеполагание.

В среднем школьном возрасте укрепляются познавательные и учебно-познавательные мотивы. Мотивы самообразования поднимаются на следующий уровень. Основными мотивами становятся социальные. Развиваются процессы целеполагания: подростку доступно постановка не одной цели, а последовательность целей и не только в учебной работе.

В старшем школьном возрасте познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает основы наук и закономерности учебного предмета. Учебно-познавательный мотив совершенствуется. Мотивы самообразования связываются с целями и перспективами выбора профессии.

Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который складывается у учащихся в зависимости от их реального участия и активного включения в учебную деятельность, индивидуально — психологических особенностей прошлого опыта и т. д. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации каждого ребенка, педагогу необходимо изучать её в разных ситуациях. Различают две группы мотивов:

1)        познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника «мотива достижения». Данные познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу.

2)        социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Например, «мотивация благополучия» проявляется в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Мотив социального сотрудничества — основа самовоспитания и самосовершенствования личности [9].

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

II — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

III — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.

IV — низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

V — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру: от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Формирование мотивации на отдельных этапах урока:

          Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может использовать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

          Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление к разным способам сотрудничества с другим человеком. Данный этап важен так, как учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности.

          Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик получил от деятельности положительный личный опыт и в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главное — усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Основные развивающие ᴨедагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться:

1)                 формировать у школьников умение учиться;

2)                 формировать понимание целей, задач, их активное принятие для себя, самостоятельную их постановку и формулирование;

3)                 формировать умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно);

4)                 обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки;

5)                 обучать умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия, их последовательность, преодолевать затруднения при их реализации, рассчитывать свои силы;

6)                 формировать умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор [11].

Рассмотрим пути и средства повышения мотивации учащихся, наиболее продуктивные на современном этапе развития образования:

А) «Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Таким образом, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

Б) «Кредит доверия»

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Для ученика это шанс проявить себя, доказать свою состоятельность. При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, давать оценки, задавать вопросы. Таким образом внимание к ответам одноклассников повышается.

В) «Учебное портфолио» — одна из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Идея портфолио — научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать себя». Содержание портфолио можно разбить на категории работ: обязательные, промежуточные и итоговые письменные проверочные работы; поисковые; ситуативные; внешние [20].

Для изучения мотивации учения школьников старшего возраста было проведено исследование, которое проводилось на базе МБОУ “СШ № 2 — многопрофильная” г. Нижневартовска в следующих классах:

Социально — гуманитарный — класс 10«А» — 27 человек;

Физико-математический — класс 10«Б» — 23 человека;

химико-биологический — класс 10«В» — 22 человека.

Цель исследования:провести анализ мотивации учения у учащихся 10-х классов.

Задачи:

  1. Выявить мотивацию учения школьников.
  2. Проанализировать особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте.

В ходе исследования необходимо определить, какой из уровней мотивации больше всего присутствует у учащихся 10-х классов. Известно, что в большинстве случаев у учащихся существует проблема с положительной мотивацией к учебной деятельности.

Гипотеза: если развивать у школьников мотивацию к учению, то качество обученности повысится.

Исследование проводилось методом письменного анкетирования, что позволило охватить наибольшее количество школьников. Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы выявить какой уровень мотивации присутствует у учащегося. В анкете описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у респондентов. Каждый из респондентов должен выбрать из пяти возможных ответов тот, который наиболее полно характеризует его поведение в школе.

Перед анкетированием в каждом классе данной параллели учащиеся были информированы о цели проводимого исследования. Желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснение значения непонятных слов и выражений, встречающихся анкете.

По результатам проведенного исследования можно будет судить о том, какой уровень мотивации характерен для учащихся данного учебного заведения. После обработки полученных данных будет определён самый «популярный» уровень мотивации. Попытаемся разобраться, почему большинство выбрали именно тот или иной ответ.

Анализ результатов исследования

В исследовании на параллели 10 классов по выявлению уровня мотивации приняло участие 72 человека.

Таблица 1

Результаты опроса (входной)

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

10 А

2

7 %

8

30 %

11

41 %

5

19 %

1

4 %

10 Б

1

4 %

9

39 %

8

35 %

3

13 %

2

9 %

10 В

3

14 %

7

32 %

7

32 %

4

18 %

1

5 %

 

 Из таблицы видно, что во всех трёх классах преобладает мотивация II и III уровней. А мотивация I и V уровней во всех классах оказалась на низком уровне.

Мотивация I уровня свойственна отличникам, лидерам класса и тем детям, про которых говорят — «ботаник». Они стремятся выполнять требования учителя, добросовестны, ответственны, на уроках стараются ответить лучше всех. Одноклассники понимают, что их ответы лучше, но у большинства из них не складываются нормальные отношения с классом. Результаты исследования показали, что I место в двух классах занимает мотивация 3 уровня. У учащихся с такой мотивацией в целом положительное отношение к школе, школа их привлекает внеучебной деятельностью. Для таких детей школа — место, где можно пообщаться со своими друзьями, узнать от них много нового, интересного. Учебный процесс отходит на второй план, на уроке хочется заниматься своими делами, но только не учиться.

Полученные результаты исследования показывают, что достаточно высок IV уровень мотивации. В каждом из исследуемых классов 4–5 человек выбрали именно этот вариант в анкете. Это означает, что у детей данной группы хуже обстоят дела в школе. В отличие от тех, у кого присутствует мотивация III уровня, они неохотно посещают школу, предпочитая пропускать занятия. Такие ребята испытывают затруднения в учебной деятельности. В итоге у них может сформироваться и низший -V уровень мотивации, когда у ребёнка присутствует школьная дезадаптация. Такие ученики запускают учёбу, так как не видят в ней смысла. Родители, ранее заставлявшие ребёнка посещать школу, бессильны перед такой проблемой. Часто у детей с V уровнем мотивации наблюдаются нервно — психические нарушения.

Таблица 2

Результаты опроса (промежуточный)

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

10 А

4

15 %

16

59 %

10

37 %

4

15 %

1

4 %

10 Б

2

9 %

15

65 %

7

30 %

3

13 %

1

4 %

10 В

6

27 %

18

82 %

6

27 %

3

14 %

1

5 %

 

Из данной таблицы видно, что повысился I уровень мотивации во всех 3-х классах и значительно увеличился процент II уровня, что свидетельствует о хорошей школьной мотивации учащихся. Чуть снизился показатель IV уровня, что предполагает увеличение числа учащихся с хорошей школьной мотивацией.

Таблица 3

Результаты опроса (итоговый)

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

10 А

10

37 %

22

81 %

6

22 %

2

7 %

1

4 %

10 Б

6

26 %

18

78 %

3

13 %

1

4 %

1

4 %

10 В

10

45 %

20

91 %

3

14 %

1

5 %

0

5 %

 

Из данной таблицы видно, что V уровень значительно снижен, что свидетельствует о том, что учащиеся с удовольствием посещают школу, познавательные мотивы сформированы на достаточно высоком уровне.

Главная задача мотивации учения — организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. В педагогической практике существует множество методов формирования и развития мотивационной сферы. Современной психолого-педагогической наукой выделяются основные ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:

          совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

          создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

          создание ситуации успеха;

          использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

          нестандартные формы проведения урока; гибкая система поощрения и порицания;

          использование игровых и информационных технологий.

Это позволяет учителю выполнить основную задачу в своей деятельности: привить интерес к учебному процессу и изучаемому предмету. Важно это не только для развития современного образования, но и для развития страны в целом, в силу тех задач, которые необходимо решить в ближайшее будущее.

Как показал анализ научных исследований по проблеме мотивации, этот вопрос рассматривался в разных аспектах многими исследователями и учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников, необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть. Предложенная система педагогических методов и приёмов позволит учителю решить задачу повышения мотивации школьников на уроках.

Мотивация — многофакторное явление, так как на её уровень влияют различные факторы, идущие как от специфики государственной политики в области образования в целом и принятых в культуре стилей воспитания, от содержания, методов и форм обучения.

 

Литература:

 

  1.      Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. — 158 с.
  2.      Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан- Удэ, 2004. — С. 90.
  3.      Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — 53 с.
  4.      Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие — М.: Академия, 2002. — 138 с.
  5.      Корягина О. П. Проблема подросткового возраста. // Классный руководитель. 2003. — № 1.
  6.      Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971; он же. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1977.
  7.      Лернер И. Я. Проблемное обучение — М., 1974.
  8.      Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  9.      Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М., Просвещение. 2003. -192с.
  10. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применении: сборник материалов ХLI Международной научно — практической конференции /Под общ. ред. С. С.Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС,2014. — 174 с.
  11. Скрипкин И. Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-методическое издание / И. Н. Скрипкин — Научно-методическое издание ЛИПЕЦК 2010. — 245 с.
  12. Хекхаузен Х. Основные подходы к изучению мотивации. Возможные классификации мотивов // Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. С. 18–28, 105–112 /с сокр./ (1, 2)
  13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  14. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979; ее же. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.,1998.

15.    Божович Л. И. О мотивации учения [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/28.php (дата обращения: 23.09.2015).

  1. Дудина О. Н.Формирование у школьников желания и умения учиться. Развитие учебной мотивации младших школьников [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/566438/-(дата обращения: 25.09.2015).

17.    Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studmed.ru/markova-ak-formirovanie-motivacii-ucheniya-v-shkolnom- vozraste_dbdd3e70456.html (дата обращения: 23.09.2015).

  1. Методика Мотивы учебной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/525038/pril4.doc — (дата обращения: 23.09.2015).
  2. Мотивация учения. Причины снижения мотивации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://shcool5.edusite.ru/p52aa1.html.- (дата обращения: 21.10.2015).

20.    Проблема развития школьной мотивации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/06/11/problemy-razvitiya-uchebnoy-motivatsii-v-mladshem-shkolnom — (дата обращения: 25.10.2015).

21.    Повышение мотивации на уроках истории [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://easyen.ru/load/istorija/mp/povyshenie_motivacii_na_urokakh_istorii/349–1-0–8664.- (дата обращения: 25.10.2015).

  1. Современная психология мотивации (сборник) Серия «Психологические исследования» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5975752 (дата обращения: 05.06.2015).

23.    Теоретические основы развития мотивации учения младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a3bc79b5d43a88521316d37_0.html (дата обращения: 05.10.2015). (Брунер, Новацкий, Вайнер)

  1. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gatchina-psi.narod.ru/05_arsenal/05_download/moti_uchenija.doc (дата обращения: 01.11.2015).
  2. Формирование мотивации учения старшеклассников на уроках [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=649174 (дата обращения: 02.11.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle