Комплексная реабилитация детей с расстройствами непсихотического уровня в условиях стационарного отделения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 06.11.2015

Статья просмотрена: 893 раза

Библиографическое описание:

Гоголева, Е. А. Комплексная реабилитация детей с расстройствами непсихотического уровня в условиях стационарного отделения / Е. А. Гоголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23105/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Одна из актуальных и социально-значимых проблем современной медицины — распространенность пограничных психических расстройств в детском возрасте, приводящих к нарушению их функционирования в социуме. За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Среди патологических состояний, требующих не только применения психотерапевтических методов, но и длительных комплексных реабилитационных мероприятий, следует выделить синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержки психического и речевого развития, энурезы, тики и др.

Ключевые слова: реабилитация у детей, расстройства непсихотического уровня, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка психо-речевого развития, энурез, тики.

 

Актуальность. На общую частоту тиков (4 %) и ее наибольший пик (10 %) у детей 6–7-летнего возраста указывает J.Jankovic(2001). Шведские исследователи N.Khalifa, A.vonKnorring (2003) обнаружили тики у 6,6 % школьников в возрасте от 7 до 15 лет. По данным В. П. Зыкова (2006) тики в Московском регионе встречаются в 6 % случаев. Диагностика ночного энуреза возможна с 2,5 лет. Энурез — одно из самых распространенных заболеваний детского возраста. Он встречается у 12–15 % мальчиков и 7 % девочек (справочник по психологии и психиатрии «Питер» 1999г. стр.470). Среди 5-летних детей ночным энурезом страдают 14 %, среди 7-летних — 7 %, среди 14-летних — 2 % детей. СДВГ — широко распространённое в детском возрасте расстройство; его изучают специалисты различных направлений (психиатры, неврологи, психологи). Междисциплинарный подход к данной проблеме создаёт определённые трудности в правильной интерпретации, обобщении и стандартизации получаемых результатов. С этим во многом связана широкая вариабельность данных по распространённости СДВГ. Так, по данным на 2000 год, в США СДВГ обнаруживали у 3–6 %, в Великобритании у 1–3 %, в Италии у 3–10 %, в Китае у 1–13 %, в Австралии у 7–10 %, в России у 4–18 % детей. Преобладание СДВГ у мальчиков считают достоверным, однако в различных исследованиях этот показатель также имеет широкие границы — у мальчиков от 4 до 9 раз чаще, чем у девочек. Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20 % имеют это заболевание.

Материалы и методы исследования.

Нами проведен анализ результатов комплексной реабилитации 210 детей с расстройствами непсихотического уровня, системными неврозами в возрасте от 3 до 14 лет, находившихся на лечении в отделении медицинской реабилитации Детской Городской Клинической Больницы № 1 в 2015 году. Из них синдром дефицита внимания с гиперактивностью имел место у 75 детей (36 %), задержка психо-речевого развития у 71 ребенка (34 %), тики у 39 детей (18 %), ночной и дневной энурез у 25 детей (12 %).етей, энуреВ отделении осуществляется 2-й стационарный этап комплексной реабилитации детей, в том числе детей-инвалидов. Реабилитация детей включала методы медикаментозной терапии (ноотропы, ангиопротекторы, психотропные препараты, дегидратация), немедикаментозной коррекции (массаж, лечебная физкультура, кинезиотерапия, развитие мелкой моторики, рефлексотерапия, физиотерапия), психокоррекция, логопедические занятия. Проводилась также гипербарическая оксигенация.

Программа лечения каждого пациента разрабатывалась индивидуально.

При проведении курсов медикаментозной терапии использовались различные сочетания препаратов: сосудистые препараты (винпоцетин, циннаризин, никотиновая кислота), ноотропные (пирацетам, пикамилон, глиатилин, цераксон, кортексин, милдронат), биогенные препараты (актовегин, мексидол, церебролизин), витаминотерапия (витамины группы В), дегидратирующие препараты (магния сульфат 25 %, диакарб), психотропные (сибазон, адаптол, грандаксин, амитриптилин, неулептил, сонапакс, метоклопрамид, тиаприд, тералиджен, персен). Из физиотерапевтических методов использовались: электрофорез лекарственных препаратов, магнитотерапия, лазеротерапия, СМТ, КВЧ, общее УФО. Рефлексотерапия включала иглорефлексотерапию, Су-Джок-терапию. Использовались методики ЛФК: пальчиковая гимнастика, упражнения для мелкой моторики, звуковая дыхательно-эвритмическая гимнастика, комплекс упражнений для детей с энурезом, занятия в сухом бассейне, на тренажерах. Комплекс реабилитационных мероприятий включал также мануальную терапию, ГБО. Психологическая и логопедическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Оценка эффективности реабилитационных мероприятий проводилась на основе данных исследования психического и неврологического статуса, психологического обследования (методики: корректурная проба, 10 слов, методика Векслера — детский вариант, Люшер, ЦТО, проективные методики — рисунок семьи, дерева, человека, несуществующего животного и др.), дополнительных нейрофизиологических методов обследования (ЭЭГ, УЗДГ).

В результате лечения отмечена положительная динамика в виде полного купирования симптоматики (эпизодов ночного и дневного недержания мочи, тиков, нормализации поведения) в 35 % случаев, значительного урежения и уменьшения выраженности симптомов, улучшения речевой функции и эмоционального состояния — 60 %, незначительная положительная динамика при тяжелом органическом поражении ЦНС — в 5 % случаев.

В отделении осуществляется пролонгированное наблюдение за пациентами в катамнезе. Большинству детей рекомендовались повторные курсы лечения в отделении. Отмечено, что с каждым последующим курсом терапии состояние больных существенно улучшается.

Выводы. Курсы реабилитации с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой и др.) терапии позволяют добиваться действительно высоких результатов в лечении т. н. системных неврозов (энурез, тики), СДВГ, задержек психо-речевого развития у детей. Дети после лечения лучше адаптированы к обучению в общеобразовательной школе, общению со сверстниками и повседневной жизни.

 

Литература:

 

1.        Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок. — М., Издательство института Психиатрии, 2002. — 96 с.

2.        Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М., Академия, 2005. — 256 с.

3.        Заваденко Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей // РМЖ. — 2006. — Т. 14. —№ 1. — С. 51–56.

4.        Зыков В. П. Тики детского возраста. — М.Антидор, 2002. — 180 стр.

5.        Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Рук для врачей. — М.: Медицина, 1979. — 607с.

6.        Куташов В. А., Немых Л. С., Евланова С. М..Терапия детской тревожности семейной средой//Прикладные информационные аспекты медицины.-2014.Т.17.№ 1.С.78–80.

7.        Куташов В. А., Савинкова А. А. Клинико-психологические взаимоотношения матери и ребенка, страдающего тикозным расстройством// Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и

8.        Есауленко И. Э., Куташов В. А., Куташова Л. А. Преодоление психологического стресса у студентов-медиков первого года обучения. Монография. Воронеж, 2013. 121с.

9.        Куташов В. А., Барабанова Л. В., КуташоваЛ. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

10.    Куташов В. А., Кунин В. А., Куташова Л. А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013.-224 с.

11.    Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. — 2014. — Т13,№ 4. — С.993–996

12.    Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с.

13.    Куташов В. А., Сахаров И. Е., Куташова Л. А. Головная боль. Клиника. Диагностика. Лечение. Монография / Воронеж: 2015. — 481 с.

14.    Куташов В. А., Сахаров И. Е. Неврология и психиатрия детского возраста. Монография. Воронеж:2015.-703 с.

15.    Лис А.Дж (LeesA.J.) Тики. — Пер. с англ. — М., 1989. — 336 стр.

16.    Мусатова Н. М. Пантокальцин в лечении синдрома гиперактивности и дефицита внимания // Трудный пациент. — 2006. — № 6. — Т. 4. — С. 41–44.

17.    Сухотина Н. К., Крыжановская И. Л., Коновалова В. В., Куприянова Т. А. Опыт применения ноотропов при пограничных психических расстройствах у детей // Психиатрия и психофармакотерапия им. П. Б. Ганнушкина. — 2004. — Т. 6. — № 6. — С. 298–301.

18.    Тумашенко А. Ф. Эффективность пантокальцина в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков // ConsiliumMedicum. Педиатрия. — 2006. — № 2. — С. 56–58.

19.    Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб., издательский дом СПбМАПО, 2004. — 112 с.

20.    Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. — СПб.: Хока, 2007. — 136 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский возраст, психо-речевое развитие, синдром дефицита внимания, задержка, медикаментозная терапия, мелкая моторика, непсихотический уровень, ночной энурез, препарат.


Ключевые слова

реабилитация у детей, расстройства непсихотического уровня, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка психо-речевого развития, энурез, тики., тики

Похожие статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно...

Задержка развития речи. Тики или другие навязчивые движения. Жалобы на головные боли, нарушения сна. Энурез.

— СПб.: Речь, 2008. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.

Особенности терапии при синдроме дефицита внимания...

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как правило, отмечаются у ребенка, начиная с 3–4-летнего возраста, и всегда — до 7 лет.

При медикаментозной терапии СДВГ показаны препараты, оказывающие стимулирующее...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и

Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии.

Ноотропы как лекарственные средства, влияющие на высшие...

В детской практике показаниями к назначению ноотропов являются задержка психического и речевого развития, умственная отсталость, последствия перинатального поражения ЦНС, детский церебральный паралич, синдром дефицита внимания.

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Развитие мнемических функций, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания...

Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.

Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение.

Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных...

Наиболее значимым условиями, способствующими развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, являются дефекты воспитания, а также проблемы школьной дезадаптации.

Расстройства спектра аутизма у детейсиндром Аспергера.

Диагноз: Синдром Аспергера с интеллектуально-когнитивным дефицитом.

Диагноз: Синдром Аспергера. Вторичная когнитивная задержка. Нарушение речи II уровня.

От медикаментозного лечения мать ребенка категорически отказалась.

Похожие статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно...

Задержка развития речи. Тики или другие навязчивые движения. Жалобы на головные боли, нарушения сна. Энурез.

— СПб.: Речь, 2008. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.

Особенности терапии при синдроме дефицита внимания...

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), как правило, отмечаются у ребенка, начиная с 3–4-летнего возраста, и всегда — до 7 лет.

При медикаментозной терапии СДВГ показаны препараты, оказывающие стимулирующее...

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и

Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии.

Ноотропы как лекарственные средства, влияющие на высшие...

В детской практике показаниями к назначению ноотропов являются задержка психического и речевого развития, умственная отсталость, последствия перинатального поражения ЦНС, детский церебральный паралич, синдром дефицита внимания.

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Развитие мнемических функций, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания...

Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.

Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение.

Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных...

Наиболее значимым условиями, способствующими развитию тревоги у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, являются дефекты воспитания, а также проблемы школьной дезадаптации.

Расстройства спектра аутизма у детейсиндром Аспергера.

Диагноз: Синдром Аспергера с интеллектуально-когнитивным дефицитом.

Диагноз: Синдром Аспергера. Вторичная когнитивная задержка. Нарушение речи II уровня.

От медикаментозного лечения мать ребенка категорически отказалась.

Задать вопрос