Библиографическое описание:

Корольчук В. В. Возможности школьной педагогики в вопросах профилактики негативного информационного воздействия // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 820-822.



 

Для реализации своего социального поведения в обществе в современных условиях человек нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации. Прекращение информационной связи может вызывать так называемый «сенсорный голод» который в свою очередь приводит к формированию различных психических аномалий вплоть до психических заболеваний.

Переход к качественно новому состоянию общества, которое характеризуется резким повышением роли информационных процессов и, в частности, созданием целой индустрии производства информации является отличительной особенностью нашего времени. По мнению ученых, современное общество находится в процессе перехода к качественно иной форме своего существования — информационному обществу и в более широком контексте — к информационной цивилизации.

Как известно, необходимую информацию человек может получать из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты, различные информационные системы, а также другие источники знаково-символического характера). Причем закономерностью общественного развития на современном этапе является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения. Основными информационными источниками выступают средства массовой информации (СМИ), которые являются исторически сложившимися формами передачи всевозможных сведений массовому потребителю.

Таким образом, средства массовой информации представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам — это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в мире, в стране, в регионе). Отличительные черты СМИ — это публичность, т. е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Основными видами средств массовой информации выступают: печатные издания, радиовещание, телевидение и всемирная компьютерная сеть. Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и передачи сведений. В тоже время средства массовой информации зачастую становятся источниками негативного информационного воздействия.

Усложнение и динамичность социальных процессов, непосредственное влияние общественных изменений на повседневную жизнь людей делают их все более зависимым от потока сообщений реализуемых с помощью средств массовой информации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, человек может получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Все больше необходимой социальной информации он приобретает при помощи теле- и радио программ, периодических изданий, сети Интернет. Особенно ярко это проявляется в формировании мнений по вопросам, которые не находят отражения в его повседневном жизненном опыте, например, об обстановке в других городах, регионах, странах, о политических лидерах, об экономической конъюнктуре и т. д.

Для реализации себя в обществе информация становится необходимым жизненным условием практически для каждого человека. На удовлетворение данной потребности, свойственной членам социума, потребности, которую человеку необходимо удовлетворить для самореализации, для создания более комфортных условий существования как раз и направлена деятельность СМИ. Все это говорит об огромном влиянии и незаменимой роли средств массовой информации в жизнедеятельности социума в целом и отдельных его индивидов. Во многом от деятельности СМИ сегодня зависит их существование, развитие и условия функционирования. При этом влияние на человека, социальные институты в всего общества оказывает не только сам факт наличия информационного воздействия, но, и различные его характеристики, такие как объем, содержание, структура и многое другое.

К сожалению, информационное воздействие, реализуемое через систему СМИ, часто несет в себе угрозы возникновения негативных последствий, проявляющихся как на социальном, так и на индивидуально-личностном уровне. На индивидуальном уровне — это выражается в формировании такого вида деструктивного поведения как информационная зависимость. Если не начать своевременное проведение мер профилактического воздействия, то данный вид зависимости может привести к развитию негативных последствий психологического характера, и даже стать причиной психических расстройств и соматических заболеваний.

Известно, что лица подросткового возраста являются группой риска возникновения зависимостей различной этимологии, поэтому формирование информационной зависимости у лиц данной возрастной категории представляет особую опасность. Таким образом, на современном этапе актуальной задачей, на решение которой необходимо направить потенциал школьной педагогики является разработка и внедрение в образовательную практику профилактических мероприятий препятствующих развитию данного деструктивного феномена.

 

Литература:

 

  1.                Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2.                Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
  3.                Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
  4.                Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
  5.                Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
  6.                Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
  7.                Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
  8.                Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9.                Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  10.            Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
  11.            Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  12.            Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
  13.            Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle