Библиографическое описание:

Попова А. Ф. Результативность общего образования: обзор методических подходов // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 859-861.



 

Образовательная система является одним из важнейших компонентов социума, чья деятельность направлена на воспроизводство социальных институтов и определения вектора развития всего общества. Отличительной чертой современного образования является изменение его характера, направленности, целей, содержания, ориентированных на «свободное развитие человека», на его творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с задачами обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации вызывают необходимость обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

Ответом на требования к подготовке выпускников средних общеобразовательных учреждений является внедрение в отечественную школу Федеральных государственных образовательных стандартов 2-го поколения (далее ФГОС). Данный стандарт позволит разработать систему объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего и полного общего образования. Разработанный с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации стандарт направлен на обеспечение ряда условий необходимых для качественного усвоения основных общеобразовательных программ, в основе которых лежит системно-деятельностный подход и ориентация на становление личностных характеристик выпускника.

Происходящие в современном обществе структурные изменения, диктуют необходимость модернизации всех сфер социального бытия. Человек должен идти в ногу с современными тенденциями развития мира и общества, каждому из нас необходимо быть готовым к различного рода инверсиям, которые несет за собой процесс глобализации. Все это позволяет сделать вывод о соответствии вносимых изменений современным требованиям образования.

Требования, предъявляемые сегодня к результатам освоения образовательных программ общеобразовательной школы возрастают. Результаты освоения в соответствие с ФГОС 2-го поколения подразделяются на:

        личностные;

        метапредметные;

        предметные.

В этой связи нельзя не учитывать значение дисциплин естественного цикла, занимающих в общей массе образовательных предметов школы значительное место. Именно благодаря данным дисциплинам у школьников формируется целостная картина мира. Человек, понимающий взаимосвязь всего живого на планете с процессами и явлениями, происходящими в окружающей среде, начинает воспринимать мир и себя в нем, как единое неделимое целое. Соответственно и его поведение будет направлено на созидание, а не на разрушение.

Однако с сожалением приходиться констатировать тот факт, что на сегодняшний день прослеживается тенденция к снижению результативности обучения в школьном образовании. Данное обстоятельство вызвано целым рядом причин:

                    пониженным интересом к предметам обучения;

                    низкой мотивацией к обучению;

                    высокой сложностью учебного материала;

                    общим снижением психофизиологических резервов.

В педагогической литературе описано достаточно много дидактических приемов, которые выполняют активизирующую функцию. Однако учитывая массовое применение данных дидактических методов на всех предметах школьной общеобразовательной программы, их эффективность значительно снижается. К решению данной проблемы существует множество методических подходов, однако учитывая специфику учебных предметов школы, наиболее актуальным является применение различных приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.

Повысить эффективность обучения с использованием дидактических приемов активизации познавательной деятельности, нам представляется возможным в случае сочетанного применения приемов дидактических и физиологических, таких, например, как самомассаж и КВЧ-воздействие. Выбор данных физиологических методик обусловлен рядом причин:

        расчёт на групповое применение;

        простота в применении;

        отсутствие побочных эффектов;

        кратковременность в применении.

Речь идет о сверхмалой мощности КВЧ-излучения частотного диапазона 43–44 ГГц, соответствующего так называемому миллиметровому участку длин электромагнитных волн, включающему волны от 10,0 мм до 1,0 мм., энергией излучения от 30–100 мкВт/см2, глубиной проникновения 300–500мкм. и авторском способе самомассажа головы и шеи.

Однако выбор дидактического приема активизации познавательной деятельности не должен быть произвольным. Он должен быть связан с целью, которую ставит перед собой педагог, как для курса в целом, так и для каждого урока в отдельности. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу малочисленные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной дидактический прием активизации познавательной деятельности, педагогу следует каждый раз учитывать многие аспекты. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу приемов, наиболее подходящих для достижения немеченых задач. Далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. Физиологические методы, в свою очередь, являются благоприятным фоном для любого дидактического приема активизации познавательной деятельности, нормализуя деятельность центральной нервной системы учащихся и тем самым увеличивая эффективность приемов дидактических и как следствие результативность обучения.

В заключении необходимо отметить, что грамотное применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естественнонаучного цикла позволяет значительно увеличивать результативность обучения. Материал, изложенный выше, имеет особое значение на этапе внедрения ФГОС 2-го поколения в общеобразовательную школу, являясь приоритетным направлением в развитие постмодернизационной системы образования в нашей стране.

 

Литература:

 

  1.                Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2.                Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
  3.                Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
  4.                Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
  5.                Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
  6.                Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
  7.                Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
  8.                Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9.                Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  10.            Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
  11.            Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  12.            Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
  13.            Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle