Библиографическое описание:

Солониченко С. Е. Современное общественное развитие и гуманизация общего образования: векторы взаимодействия // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 865-867.



 

В наши дни мир подвергается постоянной трансформации, связанной с феноменом быстрого старения текущих жизненных атрибутов. Следовательно, большое практическое значение приобретают такие человеческие качества как широта и гибкость мышления, свободная ориентация в социальной и информационной сфере, профессиональная компетентность. Это означает существенное повышение требований к целям, содержанию и, наверное, самим принципам подготовки подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности. Все это вызывает необходимость радикального углубления по траектории развития «человеческого капитала». То есть, в сфере образования должен находиться целостный человек, воплощающий запасы способностей, интеллекта, навыков, традиций и мотиваций.

В данных условиях главным назначением системы образования становится обеспечение эффективного взаимодействия человеческих поколений с целью передачи и восприятия жизненного опыта. Поэтому образование было и остается предметом серьезного научного и общественного внимания. Так, по мнению ведущих отечественных педагогов, «крайне актуальной становится задача нового прочтения смыслов образования и образовательной деятельности». Образование, рассматриваемое в качестве главного национального ресурса развития, выдвигается в число решающих предпосылок глобальной интеграции.

Конкретный индивид, наполненный собственными мыслями, чувствами, нравами, теперь становится самым значимым элементом человеческого сообщества. Другими словами человек, горизонтом которого длительное время было «мы», все увереннее размещается в перспективе собственного «я». Однако человеческая ситуация не легка, индивид должен находиться в согласии со своим разумом, действовать с полным сознанием дела. Он не должен принимать иное мнение без достаточного на то основания. Поэтому главное внимание теперь уделяется контекстам и взаимосвязям. В этом смысле сегодняшнее движение к более разнообразному миру выглядит как важный шаг вперед — подобно тому, как в эволюции природы важны обе тенденции: объединение и дифференциация. В то же время нарастание темпов исторических и пространственных изменений влечет за собой колоссальное напряжение, как для отдельного человека, так и для социальных институтов, стимулируя формирования негативных процессов и тенденций различного генезиса. Напряженность настолько сильна, что возможность принимать компетентные решения часто становится трудно выполнимой задачей. Все это ведет к «шоку от будущего» для преодоления которого необходимо осознанно перейти в новые гуманитарные форматы.

Гуманистический подход в современном образовании следует считать фундаментальным явлением. Значит, процесс обучения и воспитания должен определяться не столько социально-экономическими условиями и практикой, сколько сугубо личностными чертами. Поэтому одной из теоретических проблем современного образования следует считать идею самоценности жизни, личности и мира.

Таким образом, в современном образовании требуется новый взгляд на гуманистическоенаправление. Суть гуманистических представлений должна заключаться в том, что окружающий мир проникает в человека через культурологическую и личностную сенсорику традиций и воображений в соответствии с субъективными оценками и предпочтениями. В гуманистическом образовании акцент должен ставиться на соотношение объекта познания и субъективного сознания, через фильтры которого преломляется реальность. Такое изменение целей и содержания процесса образования требует специальной методологии и методики, адекватной предмету.

Тем временем нынешний мир обретает не столько ответы на поставленные вопросы, сколько новые вызовы, которые должны быть преодолены на основе человеческого разума. При этом следует помнить, что прошлое и будущее в жизни социума не существуют сами по себе как автономные таксоны. Они, слитые едином потоке времени, объединены главным субъектом деятельности — человеком. Формы земного бытия, социального мироустройства в сущности являются не чем иным, как воплощением человеческого разума — этой интеллектуальной субстанции устойчивого бытия, своеобразной «морализированной» идеологии, где есть нечто общее между самыми полярными представителями человеческого рода. Не события и факты определяют характер обустройства современной действительности, но сам человек настойчиво навязывает окружению свою логику существования. И хотя физический мир существует независимо от воли человека, однако мир социальный полностью творится людьми. Поскольку человек обладают ярко выраженным духовным началом, пространство общественного бытия складывается из многих индивидуальных реальностей. Соответственно и решение фундаментальных социальных проблем лежит в плоскости использования духовных принципов.

Одна из основных современных гуманистических идей состоит в том, что характерным свойством и основной функцией нынешнего человечества является сохранение мирового равновесия и способность «продуцировать» общественную идентичность. Поэтому в основе современной гуманистической методологии познания мира лежит принцип его онтологической иерархичности. Люди начинают все глубже проникать в пространство вещей. Человеческий мир существует в интеллектуально-нравственном контексте, поэтому его значимость и существование следует воспринимать именно в опыте познавательно-нравственного выбора. Таким образом, мир, откуда происходит человек, не ограничивается свойствами физических явлений.

Важнейшей задачей человека является необходимость мыслить честно, логично, последовательно. Однако этот долг может быть реализован лишь при условии, что человек хочет и способен мыслить. Человек отражает мир творчески и при этом сознание формирует образы, опережающие развитие материальной среды. Становясь целью, образ определяет дальнейшее поведение людей, а достижение цели в свою очередь проявляется в акте материального творчества. Поэтому вне мышления человеческое существование невозможно. Следовательно, важнейшая функция общества заключается в развитии мышления, которое должно трансформироваться в качество знаний,обладающее личностной природой. В свою очередь решение указанной задачи возможно только в контексте образовательной системы. Основания духовности в образовании имеют очень глубокие корни. При этом духовность отличается консервативностью, ибо на ней держится культурно-историческая связь поколений. Поэтому недостаток духовности всегда имеет неизбежный финал в виде деградации или гибели личности, государства, культуры.

 

Литература:

 

  1.                Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2.                Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
  3.                Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
  4.                Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
  5.                Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
  6.                Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
  7.                Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
  8.                Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9.                Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  10.            Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
  11.            Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  12.            Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
  13.            Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle