Библиографическое описание:

Толпова Р. С. Гигиена учебного процесса как фактор повышения умственной работоспособности школьников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 867-869.



 

На работоспособность человека, производительность его труда и здоровье в целом существенное влияние оказывают санитарно-гигиенические условия. Так неправильное распределение учебной нагрузки влечет за собой не только ухудшение восприятия нового материала и успеваемости, но и состояние здоровья учащихся. В последние годы в связи с достаточно многочисленными изменениями в сфере образовательной деятельности, произошло существенное усиление учебной нагрузки в школах. При этом состояния здоровья учащихся находится на достаточно низком уровне.

Данные факты свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к гигиене учебного процесса. В современных школах используется разнообразные формы обучения, как аудиторные, так и внеклассные. Для школьника, прежде всего, необходимо умение правильно организовать свою самостоятельную учебную деятельность, так как в домашних условиях он не подвергается непосредственному контролю школьного педагога. При этом организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, знания своих индивидуальных особенностей.

Выделяется три вида умственной деятельности:

        к первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при её выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения;

        второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У школьников это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык. В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться не более 1,5–2 часов;

        к третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такой деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации может оказать существенную помощь учащимся в правильной организации своего учебного труда. Так специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5–2 часа, а при третьем виде умственной деятельности — через 40–50 минут. Следует также подчеркнуть, что мыслительные процессы в связи с физиологическими особенностями головного мозга затухают достаточно медленно. Поэтому 5–10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга. Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Эффективность такого активного отдыха, при котором мышцы как бы «подзаряжают» мозг доказана многочисленными научными исследованиями.

Немаловажное влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна находиться в пределах от 18 до 22 градусов, а относительная влажность составлять 50–70 %. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25–27 градусов приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается как на качестве выполняемой работы, так и на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. При этом гигиена умственного труда предъявляет также требования и к одежде. Важно помнить, что она должна свободно облегать тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи, затрудняя кровоснабжение мозга.

Часто приходится наблюдать, как учащиеся сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. По этому школьнику следует тщательно контролировать осанку. Сидеть нужно со слегка наклоненным туловищем (на 75–80 градусов) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги, вместо которой можно использовать стопку книг, картонную коробку и т. д. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

В заключении целесообразно привести общие рекомендации, важные для успешного умственного труда:

                    втягиваться в работу следует постепенно, как после ночного сна, так и после отпуска;

                    нужно подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы (оптимальным считается равномерный, средний темп; утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда);

                    необходимо соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы (работоспособность значительно повышается, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда);

                    целесообразно установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха, что поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, её поддержанию на оптимальном уровне.

Соблюдение данных принципов и норм будет способствовать не только существенном повышению умственной работоспособности учащихся, но и сохранению их здоровья.

 

Литература:

 

  1.                Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2.                Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
  3.                Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
  4.                Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
  5.                Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
  6.                Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
  7.                Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
  8.                Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9.                Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  10.            Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
  11.            Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  12.            Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
  13.            Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle