Библиографическое описание:

Фролова И. Е. Организация учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогические аспекты // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 879-881.



 

В качестве психологической основы процесса обучения выступают следующие профессиональные направления: познавательные психические процессы и их регулирование; язык и сознание; эмоции, их формы и функции; личность и личностно-ориентированное обучение; мотивация в структуре личности; характер; деятельность и способности личности; общение.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы внешней среды, а также внутренний мир человека, называются познавательными психическими процессами. Именно они обеспечивают получение людьми знаний не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эти знания в свою очередь являются главнейшим фактором, определяющим поступательное движение личности. При этом деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер. Феноменальным здесь является то, что предметное содержание, изучаемой дисциплины, полностью умещается в человеческом сознании. Загадка заключается в том, что образ мира создается на основе впечатлений, получаемых с помощью чувств и ощущений соприкасающегося с окружающей действительностью человека. Сенсорные способности обучаемых являются тем экраном, на который проецируется весь окружающий мир, т. е. единственным средством и источником, с помощью которого воспринимается и строится сознательный образ существующей реальности. В этой связи огромную важность приобретает необходимость внедрения в учебный процесс средств и методов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Как известно основными познавательными психическими процессами являются ощущение, восприятие, мышление, память, имеющие определенную эмоциональную окраску. Итогом познавательной психической деятельности становится понимание изучаемого материала.Следовательно, до тех пор, пока отношения и связи в каких-либо изучаемых объектах не будут понятыучеником, их отражение в его психике размещается на сенсорном уровне. При этом исходным условием для достижения понимания является не только предметная деятельность учащихся, но также и коммуникативная среда.То есть, понимание достигается не созерцанием, но совместной деятельностью, которая, по мнению выдающегося отечественного психолога и философа С. Л. Рубинштейна «несет мышление на проникающем в объективную действительность острие». Признаком формирования мыслительного процесса учащихся является «понимание непонятного».

Очевидной и неоспоримой данностью человека является его сознание, которое выступает как своеобразная сцена, на которой разворачивается человеческая жизнь. Сознание человека проявляется в семантической системе. Поэтому полное понимание какого-либо явления, его осознание наступает только тогда, когда оно выражается в словесной форме языком. Как говорил отечественный психолог Л. С. Выготский, речь — это коррелят сознания, то есть речь не является сознанием, но соответствует его содержанию. Следовательно, чем богаче человеческий язык, тем содержательнее его сознание. Отсюда втекает необходимость постоянной устной коммуникации между учениками и учителем.

Важнейшей частью человеческой а, особенно детско-подростковой психики являются эмоциикак индивидуально-личностное переживание жизненного смысла или ситуации. Ученик может последовательно переживать различные эмоциональные реакции, эмоциональное состояние и эмоциональные отношения. Реакции имеют скорость, качество и знак (положительный или отрицательный). Отсюда у школьника возникает определенное настроение, связанное с текущими успехами или неудачами. При этом чувства, испытываемые учеником, выражают его эмоциональные отношения. Эмоции выполняют очень важные функции, оказывающие активизирующее или, напротив, депрессивное влияние, тем самым, повышая или понижая эффективность познавательных психических процессов. При этом учителю необходимо всегда помнить, что эмоции — это индивидуальная сфера личности.

Человек одновременно является индивидоми личностью. При этом если индивидом человек рождается, то личностью — становится. Поэтому важнейшей задачей педагога является формирование человеческой личности посредством усвоения и воспроизводства обучаемым социального опыта. При этом основной парадигмой, которой должен руководствоваться учитель является принцип «от социального к индивидуальному», что обусловлено многими факторами внутреннего и внешнего порядка. Таким образом только в рамках личностно-ориентированного обучения у школьника формируются необходимые социальные качества, гарантирующие позитивное мышление и положительное отношение к окружающему миру.

Устойчивые индивидуальные психические особенности школьников непременно проявляются в процессе их обучения, в поведении и общении, составляя характер личности. Характер в динамическом смысле выражает отношение жизни к действию, то есть характер — это форма подвижной экзистенции, адаптация потребностей человека к определенному способу существования данного общества. Характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. При этом свойства характера проявляются в предрасположенности конкретного индивида к определенному «типовому» поведению, соответствующему его характеру. Следовательно, характер одновременно является и выражением личностных особенностей. Именно здесь возникает своего рода точка соприкосновения, выражающая единство человеческого характера с научной картиной мира и учебно-воспитательными задачами. Поэтому педагогическая деятельность теснейшим образом связана с особенностями человеческого характера.

Следует также отметить, что наступивший век прогнозируется как время интенсивного развития гуманитарных наук о человеке. К человековедению относятся такие научные направления как психология и педагогика, раскрывающие закономерности, принципы организации и механизмы учебно-воспитательной деятельности на разных этапах формирования и становления личности человека. Таким образом, психолого-педагогическая подготовка является обязательным условием любого вида социальной деятельности, и, прежде всего, профессиональной деятельности учителя.

 

Литература:

 

  1.                Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2.                Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
  3.                Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
  4.                Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
  5.                Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
  6.                Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
  7.                Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
  8.                Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9.                Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  10.            Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
  11.            Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  12.            Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
  13.            Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle