Библиографическое описание:

Хаджаев Х. С. Оценка бизнеса в мире и ведение бизнеса в Узбекистане // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 499-502.



 

Как мы знаем, развитие рыночных отношений требует развития частной собственности, которое играет важную роль в создании условий для конкуренции. Именно поэтому, многие страны формирующие рыночные отношения уделяют большое внимание к развитию малого бизнеса и частного предпринимательства как фактора экономического роста. Так как малый бизнес обладает некоторыми отличающими особенностями, такими как высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке, отсутствия четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности, содействие формированию класса собственников. Связи с этим начиная с 2003 года специалистами Всемирного банка составляется рейтинг «Ведение бизнеса», оценивающий деловую активность в странах мира, особенности ведения бизнеса и ограничения, существующие в странах. При осуществлении оценки до 2015 года в экономика 189 стран мира по уровню ведения бизнеса были использованы 11 показателей, а в этом году использовалось только 10 из них, но 11-й показатель также рассматривается в контексте остальных 10-ти. Рейтинг оценивает позиции страны по регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности, а особенности регулирования рынка труда в этом году также рассматривается в рейтинге, но в качестве ключевого индикатора не выделен. Каждый из этих показателей оценивался в отношении к другим странам мира (в целом) и внутри региона. [1]

Если обратим внимание на данные ниже приведенной таблицы 1 лидером по ведению бизнеса в 2015 году был Сингапур. Помимо Сингапура в десятку лидеров Рейтинга входят Новая Зеландия, Гонконг (Китай), Дания, Республика Корея, Норвегия, США, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия и Австралия. По рейтингу «Ведению бизнеса-2016», Сингапур также остался лидером. Стоит отметить, что в индивидуальном про файле этой страны практически по всем параметрам наблюдается отсутствие изменений положения в рейтинге. Однако по таким показателям как регистрация бизнеса, получение кредитов, разрешение неплатежеспособности и регистрация собственности наблюдается спад. Это не говорит о том, что в законодательстве страны были существенные изменения, это говорит о том, что изменения произошли в законодательствах других стран, которые сделали ведение бизнеса в них комфортнее, чем в Сингапуре. В десятку лидеров вошли Швеция и Тайвань (Китай), вытеснив Австралию.

Таблица 1

Лидеры по ведению бизнеса по рейтингу «Ведение бизнеса — 2015"*

Страна

Рейтинг, опубликованный в докладе «Ведение бизнеса — 2015"

Рейтинг, с учетом текущих данных и результатов симуляции

Совокупный показатель удаленности от передового рубежа (1–100 баллов)

Сингапур

1

1

88,27

Новая Зеландия

2

2

86,91

Гонконг, Китай

3

3

84,97

Дания

4

4

84,20

Республика Корея

5

5

83,40

Норвегия

6

6

82,40

Соединенные Штаты Америки

7

7

81,98

Соединенное Королевство Великобритании

и Северной Ирландии

8

8

80,96

Финляндия

9

9

80,83

Австралия

10

10

80,66

 

*Источник.DB15-Simulator-Russian.xls

Как отмечают составители «Doing Вusiness», набор индикаторов для сравнения намеренно узкий, и охватывает лишь те аспекты, которые продемонстрируют показатели страны в части разрешительных процедур, экспорта-импорта товаров и другие актуальные позиции развития экономик стран, не касаясь других сфер, таких как политика и прочие, если они напрямую с экономикой не связаны.

Согласно Рейтингу «Doing Business–2016» измерение качества регулирования и эффективности, составленному, по легкости ведения бизнеса среди 189 стран мира позиции стран СНГ следующие: Армения (35 место), Казахстан (41), Республика Беларусь (44), Российская Федерация (51), Молдова (52), Азербайджан (63), Республика Кыргызстан (67), Украина (83), Узбекистан (87), Таджикистан (132). Туркменистан в Рейтинге не рассматривался. Как видно Узбекистан занимает 87 позицию. В предыдущем Рейтинге «Doing Business–2015»: выходя за рамки эффективности республика находилась на 103 месте.

Реформы в сфере бизнеса в Узбекистане упрощают условии регистрации, получения разрешительных документов для субъектов предпринимательства. Это привело к значительному росту Узбекистана. С учетом методологии рейтинговой оценки такой успех обеспечили индикаторы получение кредитов, регистрация собственности, регистрация предприятий, налогообложение. На стабильном уровне остались показатели обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности. Потери были в показателях подключении к системе электроснабжения, получение разрешений на строительство, защита миноритарных инвесторов и международная торговля. Необходимо отметить, что по показателям получение кредитов и регистрация предприятий Узбекистан занимает 42 позицию в мире. Рост в показателе «Получение кредитов» говорит о хорошем взаимодействии банков с предпринимателями, в том числе и с выпускниками колледжей. Что касается самих процедур их оформления, банки страны, а также организации, нацеленные на поддержку малого бизнеса, охотно помогают в оформлении соответствующей документации. Не последнюю роль сыграло и наличие Единого залогового реестра, который был внедрен в качестве механизма по обеспечению кредитных обязательств обратившегося. В рамках данного показателя оценивались и юридические права: а именно в какой степени законодательство по обеспечению обязательств и банкротству защищает права заемщиков и кредиторов, способствует кредитованию. По позиции «Регистрация собственности» — 87 место. Стабильные показатели «Обеспечение исполнения контрактов» и «Разрешение неплатежеспособности» обеспечили Узбекистану 35 и 75 места в общемировом Рейтинге. Но вместе с тем, Узбекистан потерял свою позицию по защите миноритарных инвесторов спустившись на 88, по подключению к системе электроснабжения на 112, по получению разрешения на строительство на 151, а по международной торговли на 159 места. [2]

В результате принятых мер по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в 2014 году создано свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств, а их общее количество составило свыше 195 тысяч, а доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла до 56 процентов, а в производстве промышленной продукции –до 31,1 процента. В 2014 году в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе. В настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения. В опубликованном Всемирным банком обновленном рейтинге стран по уровню экономического развития, определяемого по размеру валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательской способности, среди 190 стран мира Узбекистан поднялся на 66-е место.

В целях создания благоприятной деловой среды для развития малого бизнеса разработаны 20 проектов нормативно-правовых актов, в том числе 5 проектов законов, 5 проектов решений Президента Республики Узбекистан, 10 проектов решений правительства. В целях поддержки развития предпринимательской деятельности и содействия в организации малых производств в течение I полугодия 2015 года субъектам малого бизнеса выделены кредиты в размере 6,4 трлн. сум., рост в 1,3 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

В I полугодии 2015 года Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при Национальном банке внешнеэкономической деятельности активно оказывал организационные, правовые и финансовые услуги по экспорту продукции. В результате экспорт продукции (товаров и услуг) в текущем полугодии увеличился до 1718,6 млн. долл. США, что составило 27,0 % общего его объема. Доля частного сектора в экспорте составляет 3,5 %. Объем импорта малого предпринимательства составил 2759,2 млн. долл. США, или 44,0 % общего его объема, при этом доля частного сектора составила 5,6 %. В рамках реализации Программы дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015–2019 годы одним из важнейших стратегических программных направлений отмечено повышение участия субъектов малого предпринимательства в обеспечении сохранения высоких темпов роста и положительной динамики всех макроэкономических показателей экономики республики. [3]

Хотя в Узбекистане наблюдается стабильный рост и происходит развития бизнеса, несмотря на это современное состояние деловой среды и условия ведения бизнеса в стране пока в полной мере не отвечают требованиям и принципам свободной рыночной экономики, общепринятым международным нормам. Предприниматели Узбекистана по-прежнему сталкиваются с неустойчивым энергоснабжением, неразвитостью производственной и дорожной инфраструктуры в сельской местности, большим количеством проводимых проверок, а также со слабой исполнительской дисциплиной на местах. Необходимо усилить нормы законодательной защиты прав и гарантий для субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности. И здесь первостепенное значение имеет повышение роли судебных органов в защите законных прав и интересов частных собственников, усиление ответственности должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за незаконное вмешательство в хозяйственную и финансовую деятельность субъектов предпринимательства. Учитывая эти недостатки, приходится еще и еще раз обращать внимание на дальнейшее сокращение сроков, упрощение и удешевление различных разрешительных процедур для организации и ведения предпринимательской деятельности, а также устранение и недопущение излишних бюрократических барьеров на пути предпринимательства.

В заключении можно отметить, что учитывая, изменения таможенных процедур, упрощающих деятельность предпринимателей и онлайн-магазинов, пересмотр Закона «Об электронной коммерции», процедур подключения к электрическим сетям, что с 1 января 2016 года предприниматели будут получать 16 услуг посредством центров «одно окно», что значительно упростит их взаимодействие с государственными органами и уполномоченными организациями. Среди нововведений, которые, возможно, будут отмечены составителями Рейтинга 2017 года, станут отмена круглой печати для субъектов предпринимательства и другие процедуры, упрощающие их деятельность.

 

Литература:

 

  1. «DoingBusiness-2016»: Узбекистан улучшил позиции. http://www.norma.uz/ nashi_ obzori/ doing_business-2016
  2. Узбекистан в Doingbusiness 2015: причины роста. http://www.norma.uz/nashi_obzori/ vedenie_biznesa_v_uzbekistane_prichiny_uspeha
  3. Экономика Узбекистана информационно-аналитический бюллетень за январь-июнь 2015 года.http://www.cer.uz
  4. И.Каримов. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. Т «Узбекистан». 2015 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle