Библиографическое описание:

Кондратьева Н. В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 818-820.



 

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. «Уроки эстетического цикла» всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы ребенка.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

        создание условий для развития творческого мышления и активности у старших дошкольников;

        развитие у детей дошкольного возраста познавательных процессов,

        формирование патриотических качеств личности дошкольников;

        привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

        повышение компетентности родителей в решении задач, связанных с патриотическим воспитанием;

        развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Комплексное взаимодействие всех субъектов деятельности, направленное на формирование патриотических чувств дошкольника осуществляется на условиях:

        гуманизации отношений;

        равноправного сотрудничества;

        деятельностного подхода со стороны всех участников образовательного процесса.

При этом сотрудничество строится на основе педагогических принципов:

        принцип взаимосотрудничества представляет собой способ организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;

        принцип гуманизации установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социально — эмоционального здоровья ребёнка;

        принцип деятельного подхода упор делается на объединение всех программ в одно предметное поле, развивающую среду;

        культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какому-то народу, государству.

        принцип индивидуально — дифференцированного подхода ориентирован на каждого ребёнка, где ему создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей.

Для реализации этих принципов необходима благоприятная развивающая среда. Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе. Для этого в группах создаётся такая атмосфера, в которой преобладают доверительные гуманные отношения, перспективы личностного роста. В ней заложены возможности творчества, эстетического и патриотического развития, получения наслаждения от совместного общения и действий в целом.

Работа по патриотическому воспитанию детей дошкольного ведётся по таким направлениям:

        организация образовательного процесса с детьми;

        совместная деятельность с семьями воспитанников;

        социальное партнерство.

Решение программных задач осуществляется как в совместной деятельности педагога и детей, так и в самостоятельной деятельности детей, а также в работе с родителями.

В ходе реализации данных целей стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его в социально — значимую деятельность.

Работа ведётся по следующим направлениям:

        Моя семья.

        Малая родина.

        Защитники Отечества.

        Культура и традиции.

В содержание педагогической деятельности включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта деятельности происходит на выставках, конкурсах, практических занятиях, акциях.

Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательская деятельность.

Наилучшего результата в работе достигли, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.

Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы — ему помогает взрослый. Развивая творческую и поисковую активность в ходе реализации методов обучения, учитывался ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации.

Дети активно принимают участие в различных акциях, таких как «Посади дерево», «Помоги другу» и так далее.

В нетрадиционной форме проводятся праздники, посвященные Защитникам Отечества. В группе организуются выставки военной техники, создаются фотоальбомы «Служу Отечеству», стенгазеты «Будущее России — в наших руках», конкурсы рисунков «Пусть всегда будет солнце». Данные мероприятия позволяют вовлечь родителей в образовательный процесс, сплотить детско-родительский коллектив.

В социально-значимую и общественную деятельность дети вовлекаются через проведение мероприятий, направленных на воспитание у детей патриотического сознания, любви к Родине. Дети совместно с педагогами и родителями изготавливают сувениры — открытки для ветеранов, посещают школьный музей, где рассматривают экспонаты ВОВ. Общение с ветеранами у памятников вызвали положительный эмоциональный отклик у дошкольников и взрослых и способствовали формированию уважения к старшему поколению.

Вся работа по патриотическому воспитанию дошкольников осуществляется в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка. Именно родители служат для ребенка непосредственным образцом поведения.

Для родителей готовятся консультации на темы:«Патриотическое воспитание дошкольников», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне», рекомендации «Как воспитать маленького патриота».

Вопросы патриотического воспитания детей дошкольного возраста обсуждаются и на родительских собраниях.

Работа в таком направлении дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию патриотических чувств и в дальнейшем позволяет успешно адаптироваться к обучению в школе.

В ходе проведенной работы дети научились не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям; у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о способах поддержания родственных связей; проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.

Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагог — родители». Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с воспитателем, родители — готовы к содержательному общению.

Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование таких методов в целях формирования патриотических чувств у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

 

Литература:

 

  1. Доможакова, Т. Н. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста//
  2. Управление ДОУ. — 2006. — № 8. — 80с.
  3. Леонова Н. Н. «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle