Библиографическое описание:

Басаев В. А. Институциональная характеристика иных мер уголовно-правового характера как правовых последствий запрещенного уголовным законом деяния // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 555-557.

 

Вопрос о том, являются ли «иные меры уголовно-правового характера» институтом уголовного права возник с момента введения в УК РФ раздела VI «иные меры уголовно-правового характера». Как отмечалось, данный раздел, кроме существовавших ранее норм о принудительных мерах медицинского характера (гл. 15), включает в себя нормы о конфискации имущества (гл. 15). Ретроспективный анализ отечественного уголовного законодательства убеждает нас в том, что указанные «иные меры уголовно-правового характера» как правовые последствия запрещенного уголовным законом деяния, как средства реагирования на их совершение, существовали всегда, являясь необходимым инструментом уголовного права. Хотя в совокупности в качестве мер одного института уголовного права никогда не указывались.

Российское уголовное право как система взаимосвязанных юридических норм слагается из соответствующих уголовно-правовых институтов. Общая теория права относит институт права к структурным элементам системы права наряду с нормами права и отраслью права. Общепризнано, что институт права является системообразующей единицей права.

«Иные меры уголовно-правового характера» — один из крупных институтов, уголовного права однако на сегодняшний день в доктрине он широко не признан. Специальных исследований «иные меры уголовно-правового характера» как института не проводилось. Чаще обращалось внимание на отдельные виды «иные меры уголовно-правового характера» без объединения их в обособленный (как это сделано уже в УК РФ) институт.

Обособленность норм института «иные меры уголовно-правового характера» видится в том, что они обеспечивают разностороннее регулятивное воздействие на конкретную сторону уголовно-правовых отношений. Уголовный закон устанавливает, при наличии достаточных на то оснований, возможность применения к лицу, совершившему запрещенное уголовным законом деяние, не только наказания, но и «иные меры уголовно-правового характера»; следовательно, применение норм последних свидетельствует об их нацеленности на регулирование возникающих уголовно-правовых отношений. Нормы института «иные меры уголовно-правового характера» и являются инструментом полного, законченного регулирования этих отношений, в случаях, когда закон устанавливает возможность их применения. К примеру, нормы гл. 15 УК РФ, регулирующие применение принудительных мер медицинского характера, в полной мере демонстрируют самостоятельное, полное, законченное регулирование возникших уголовно-правовых отношений. Это же можно сказать и о нормах гл. 151 УК РФ, а также о нормах уголовного закона, регулирующих применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.

Итак, законодательно закрепленные в разделе VI УК РФ виды «иные меры уголовно-правового характера» демонстрируют собой обособленное, полное, законченное регулирование возникших уголовно-правовых отношений; в своей совокупности они представляют собой правовой институт, содержащий в себе все аспекты регулятивного воздействия на возникающие уголовно-правовые отношения.

В мерах, отнесенных к институту «иные меры уголовно-правового характера», проявляется сочетание принуждения с другими способами правового регулирования. Например, метод принуждения в сочетании с убеждением, обязыванием, рекомендацией проявляется в принудительных мерах воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего, освобожденного от наказания, в специальное учебно-воспитательное учреждение, направленное на достижение цели перевоспитания и предупреждения совершения им новых преступлений.

Изложенное убеждает нас в том, что имеющиеся в УК РФ «иные меры уголовно-правового характера» по методу уголовно-правового регулирования отвечают признакам уголовно-правового института.

В завершение изложим наши соображения по вопросу классификации института «иные меры уголовно-правового характера». При этом мы будем опираться на принятые в общей теории права критерии, позволяющие раскрыть сущность классифицируемого объекта — института «иные меры уголовно-правового характера». [1]

По способу регулирования общественных отношений он относится к материальным правовым институтам. Поскольку уголовное право является отраслью материального права, то и указанный институт как его часть является материально-правовым институтом. При этом отметим наличие в уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве норм, регулирующих применение и исполнение этих мер. Нормы уголовного права по отношению к нормам указанных отраслей являются базовыми. Именно уголовное право формирует понятийно-категориальный аппарат «иные меры уголовно-правового характера». В свою очередь нормы уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права призваны, претворять в жизнь нормы, составляющие рассматриваемый институт, обслуживая процессы его реализации; совершенствование норм института «иные меры уголовно-правового характера» в уголовном праве, требует согласования с положениями УПК РФ и УИК РФ.

По предметно-отраслевому признаку «иные меры уголовно-правового характера» относится к отраслевым институтам. Находясь в уголовном праве, он регулирует близкие по содержанию общественные отношения. Межотраслевые институты объединяют в себе нормы не одной, а нескольких отраслей права, отражая сложную связь между родственными общественными отношениями. Тесная связь института «иные меры уголовно-правового характера» с соответствующими нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права не свидетельствует о том, что рассматриваемый институт приобретает характер межотраслевого правового института. Нормы этих отраслей являются лишь механизмом реализации «иные меры уголовно-правового характера»; иначе они реализоваться не могут.

По сфере правового регулирования он относится к общим (функциональным) правовым институтам. В предмете уголовно-правового регулирования имеются две разновидности общественных отношений: охранительные и регулятивные. Регулированием общих (функциональных) институтов охватываются все общественные отношения в рамках отрасли права, т. е. весь предмет правового регулирования отрасли. Эти институты дают сквозную регламентацию отдельной операции в. правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений [2]. Специальные (предметные) институты, отражают специфику отрасли права, направлены на регулирование отдельных видов общественных отношений, которые являются составной частью сферы общественных отношений этой отрасли права. Каждый из специальных правовых институтов обслуживается всеми без исключения общими правовыми институтами. Общие институты внутри отрасли не дублируют друг друга, их отличает большая несхожесть между собой. В то же время специальные правовые институты не взаимоисключают друг друга, они существую параллельно, связаны только с общими правовыми институтами, обладают схожей юридической конструкцией. Если изъятие общего правового института может повлечь за собой изменение или разрушение механизма правового регулирования общественных отношений в рамках всей отрасли, то исключение специального правового института никак не отразится на всей отрасли в целом, а будет касаться лишь одного из видов общественных отношений»2. Примером специальных правовых институтов являются институты Особенной части УК РФ, регулирующие отдельные виды уголовно-правовых запретов.

В свою очередь общие правовые институты подразделяются на основные и общезакрепительные. Основные общие институты пронизывают и задают содержание всем институтами данной отрасли права. Таким является, например, институт задач и принципов уголовного права. Нормы гл. 1 УК РФ раскрывают задачи и принципы правового регулирования общественных отношений, взятых под охрану уголовным законом. Нормы-принципы (ст. ст. 3–7 УК РФ) в полном объеме являются исходными началами для всех институтов уголовного права. Рассматриваемый же нами институт «иные меры уголовно-правового характера» относится к общезакрепительным общим институтам, объединяющим в себе нормы, применяемые к различным видам общественных отношений, регулируемых отраслью права.

По функциональной роли в правовом регулировании общественных отношений институты права делятся на учредительные, регулятивные и правоохранительные. Институт «иные меры уголовно-правового характера», как и большинство институтов уголовного права, относится к правоохранительным институтам; предметом его регулирования являются охранительные общественные отношения.

Резюмируя, отметим:

1)        рассмотренные институциональные характеристики «иные меры уголовно-правового характера» позволяют придти к выводу о том, что в совокупности эти меры, соответствуя признакам правового института, представляют полноценный институт Общей части уголовного права. По сути, институт «иные меры уголовно-правового характера» не является совершенно новым образованием в уголовном праве, нормы его составляющие существовали на протяжении всей истории уголовного права России; скорее он давно существующий институт, но не признаваемый в качестве такового ранее;

2)        любой институт права имеет свое общественное назначение и устанавливается для выполнения определенных общественно важных функций. Необходимость развития и совершенствования института «иные меры уголовно-правового характера» как нового явления в уголовном праве диктуется социально-правовой потребностью, преследуя цель наиболее эффективного регулирования конкретных общественных отношений, взятых под охрану уголовным законом.

 

Литература:

 

  1.      Субботин А. Л. Классификация в уголовном праве. — М.: Омега-Л, 2011. — С. 116.
  2.      Денисова Л. В. Системные образования в структуре уголовного права //Вектор науки ТГУ. 2014. № 2. — С. 42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle