Библиографическое описание:

Митенкова Т. В., Анищенко Л. К., Шевелёва С. А. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 835-838.



 

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

          сохранение здоровья ребенка;

          развитие базовых качеств личности;

          построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача — разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.

Главная цель взаимодействия специалистов — повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ. Учитывая это, возникает необходимость интеграции образовательных областей «Речевое развитие» и «Физическое развитие», что обусловливает необходимость взаимосвязи в работе логопеда и инструктора по физической культуре. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии. Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Речь — такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость [3, с. 198].

В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи большое значение придается моторному развитию ребенка. Поскольку группа детей с нарушениями речи очень неоднородна по своему составу, то и двигательное и психомоторное развитие детей этой категории варьируется в достаточно широких рамках. Так, у детей с дислалией, как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. При ринолалии наблюдаются значительные нарушения общей, тонкой произвольной, лицевой и речевой моторики. У этих детей отмечаются астенизация организма, сниженный мышечный тонус, нарушения координации, плавности движений. У детей с дизартрией встречаются разной степени выраженности нарушения мышечного тонуса, гиперкинезы, стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При разных формах заикания отмечается разное состояние моторной функции. У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других — отставание в развитии моторных функций. Движения этих детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью; выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движений, страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости, а также заторможенных с явлениями вялости, адинамичности.

Во всех коррекционных программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи обязательно выделяется работа по разделу «моторное развитие». В этом разделе предусматривается формирование полноценных двигательных навыков, овладение точно координированными и специализированными движениями рук. В процессе правильно организованных занятий устраняются некоординорованные, скованные, недостаточно ритмичные движения; дети обучаются дифференцированным навыкам. Коррекция особенностей моторного развития осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма. Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук [5, с. 32].

Использование физических упражнений как средств коррекции речи у дошкольников обосновывается следующими утверждениями:

          тело и психика развиваются неразрывно друг от друга. Движение, прежде совершенно простое, а потом всё более и более сложное, предоставляет ребёнку возможность постигать мир, взаимодействовать с окружающими, а значит, учиться и овладевать;

          движение как сложная, многослойная система, с одной стороны, — «зеркало» состояния ребёнка, а с другой — «окошко», через которое можно влиять на его развитие [4, с. 36].

Учёные института физиологии детей и подростков АПН в своих исследованиях доказали, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, следовательно, при наличии речевого нарушения у ребёнка пристальное внимание стоит уделять развитию двигательной сферы [1, с. 8]. Рассмотрим возможность использования физических упражнений как средства коррекции речи в старшем дошкольном возрасте. Развитие двигательных качеств наиболее интенсивно происходит в возрасте 5–6 лет. Поэтому в процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяют следующим разделам работы:

          развитию основных движений (ходьбы, бега, лазания, метания, прыжков равновесия);

          выполнению общеразвивающих упражнений для разных групп мышц;

          развитию статической и динамической координации движений, пространственной ориентировки;

          развитию быстроты двигательной реакции, точности движений, пластичности, гибкости;

          нормализации мышечного тонуса;

          совершенствованию дыхательных функций;

          развитию мелких мышц рук и пальцев;

          развитию артикуляционной моторики [7, с.186].

При различных нарушениях речи в коррекционной работе широко используются занятия логопедической ритмикой, подробно рассмотренные Г. А. Волковой [2, с.56]. Логопедическая ритмика — это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. В логоритмике можно выделить два основных звена. Первое — развитие и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией. Второе — развитие речи и коррекция речевых нарушений, воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха. Основной принцип всех видов работы — тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. В упражнениях большое внимание уделяется слову. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным режимом, а режимом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий. Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения. Здесь важен как четкий ритмический рисунок, так и художественное содержание.

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций. Дошкольники усваивают слова, обозначающие движения, игрушки, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях.

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность, овладение тонко координированными движениями рук — необходимые звенья в общей системе коррекционного воздействия. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно только усилий логопеда. Необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

Хотелось бы отметить, что если занятия физическими упражнениями для ребенка без речевых недостатков — способ активного развития, то для дошкольника с нарушениями речи физкультура — одно из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Результатом интеграции речевой и двигательной деятельности является следующее:

          улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха; качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает огромное влияние на восприятие любого вида информации в целом;

          положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;

          заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика;

          у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный;

          творческие способности детей проявляются намного активнее.

Таким образом, можно утверждать, что работа по внедрению речедвигательной деятельности во все процессы воспитания и обучения дошкольников необходима. А главное, эти занятия очень нравятся детям и, следовательно, дают прекрасный результат.

 

Литература:

 

  1.                Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2.                Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  3.                Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2011.
  4.                Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е. Б. Терешкова. — Волгоград: Учитель, 2009.
  5.                Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6.                Физкультминутки /авт.-сост. С. А. Лёвина, С. И. Тукачёва. — Вып. 1. — Волгоград: Учитель, 2011.
  7.                Якубович М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя / М. А. Якубович, О. В. Преснова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): детей с нарушениями речи, упорядочение темпа движений, двигательных навыков, образовательных областей, дошкольного образования, полноценных двигательных навыков, ФГОС дошкольного образования, запоминание серии двигательных, условиях реализации ФГОС, серии двигательных актов, мышечного тонуса, развитие статической выносливости, и воспитания детей с нарушениями, Похожая статья, нормализацию мышечного тонуса, воспитание быстроты реакции, коррекции речи, полноценного становления навыков, нарушения одновременности движений, обучения и воспитания детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle