Библиографическое описание:

Некрасова С. В. Электронный учебник это программно-методический комплекс междисциплинарного курса // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 842-844.



 

Средства обучения должны соответствовать целям обучения, его содержанию, быть приспособлены к особенностям деятельности обучающихся, наилучшему овладению знаниями и умениями обучающихся при определенной затрате времени и энергии. Можно выделить две большие группы средств обучения: средство — источник информации и средство — инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания обучающихся.

С древних времен в школах учителя и ученики обменивались информацией путем монологов и диалогов. Единственным значимым усовершенствованием системы образования стали печатные учебники, предоставившие возможность самостоятельного обучения. Использование радио, телевидения не привело к изменению системы образования, хотя, возможно повысило ее эффективность. Традиционно преобладает вербальные средства предоставления нового материала обучающимся. Живучесть классических форм обучения определяются следующими факторами:

        передача информации, как в визуальной, так и в звуковой форме;

        наличие обратной связи с обучающимися, в том числе контроля самостоятельной работы;

        эмоциональное воздействие преподавателя, способствующее усвоению [3].

Перечисленные факторы делают почти незаменимыми устоявшиеся формы обучения, но эти формы связаны с обязательным наличием преподавателя, что приводит к естественному ограничению количества обучающихся. Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.

Электронные учебники начинают занимать все большее место в нашей жизни. Появлению и распространению электронных учебников способствует быстрое развитие электронной промышленности, микроэлектроники, компьютерных технологий и Интернет технологий [1]. Электронный учебник междисциплинарного курса должен предоставить обучающемуся теоретический материал, методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, методические указания по выполнению курсовых проектов, тестовые материалы для контроля знаний обучающихся.

На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме и их внедрения в учебный процесс.

Четкого определения, что такое электронный учебник пока нет. Есть интуитивное понимание: это некое электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, применяя в процессе обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, а именно, слуховую и эмоциональную памяти, а также используя компьютерные объяснения.

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы обучающихся при очном и, особенно, заочном обучении, полезен на лабораторно-практических занятиях в специализированных аудиториях. Электронный учебник позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большого количества задач, освобождает время для анализа полученных результатов и их обоснование; позволяет преподавателю проводить занятия в форме самостоятельной работы за компьютером, оставляя за собой роль руководителя и консультанта; позволяет с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания обучающихся, задавать содержание и уровень сложности контроля.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что электронный учебник может работать в четырех основных режимах:

        обучение без проверки;

                           обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

        тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки;

        самостоятельное выполнение лабораторных или практических работ.

При создании электронного учебника в первую очередь производится разбиение материала на разделы, состоящие из разделов, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения междисциплинарным курсом. Затем перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой разделов; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между разделами и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливается проект гипертекста для компьютерной реализации. Следующим этапом, гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению электронного учебника.

Электронный учебник включает методические указания для выполнения лабораторных и практических работ, курсового и дипломного проектирования, индивидуальные задания поискового характера, аудио- и видеоматериалы, тесты, которые необходимы для организации самостоятельной работы обучающихся. Например, при выполнении лабораторной работы, физические процессы, происходящие в электрических цепях можно представить используя анимацию, заданные повреждения в схемах будут отображаться переключением контактов, тем самым изменяя состояние схемы; в тех случаях, когда невозможно создать производственную ситуацию в лабораторной работе, используются программы-симуляторы. Если лабораторные работы проводятся по локальной сути, на рабочем компьютере преподавателя собирается информация о выполнении обучающемся работы и скорости выполнения задания. Такая организация учебного материала обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала.

При работе с электронным учебником обучающийся должен иметь возможность проверять полученные знания, а педагог осуществлять контроль по каждому разделу и блоку электронного учебника. Для этого в электронном учебнике разрабатываются промежуточные тестовые задания, которые позволяют оценить полученные знания обучающимися и контрольный блок итогового зачета, который дает доступ для изучения следующего раздела или блока.

Анализ преимуществ электронных учебников перед традиционными показывает, что его применение актуально в рамках изучения специальных междисциплинарных курсов.

Специальные междисциплинарные курсы занимают важное место в профессиональной подготовке обучающегося. По цели и месту в учебном процессе, содержанию, формам и методам обучения междисциплинарные курсы имеют специфические особенности в сравнении с дисциплинами естественнонаучными, общепрофессиональными и общетехническими. Задача изучения специальных междисциплинарных курсов — приобретение обучающимися знаний о технологии и организации производства, применительно к определенной профессии. При этом у обучающихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные технологические и производственные задачи, типичные для соответствующей профессиональной деятельности [2].

Преподавая специальный междисциплинарный курс, сталкиваешься с такой проблемой, как рассредоточение учебного материала по разным учебным изданиям. Переработав большое количество учебных изданий, преподаватель готовит конспект для занятия, но выдать под запись на паре дополнительный (интересные факты) материал невозможно, а у обучающегося в конспектах остаются только ключевые моменты. В этом случае электронный учебник включает информацию разной степени сложности, глубины, детализации информации с учетом разного уровня способностей обучающегося и темпа усвоения материала. Вся информации электронного учебника представляет законченные блоки. Текстовая часть сопровождается перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, появляется возможность сопровождать отдельные темы и разделы видеоинформацией или анимацией. Наличие аудиоинформации очень важно, т.к она является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

С внедрением электронных учебников изменяются и функции библиотеки. В этом случае ее роль играет электронный читальный зал, оборудованный компьютерами, объединенными в локальную сеть, которая связана с текстовой базой данных — хранилищем электронных учебников. Все читатели такой библиотеки без всякой очереди и ожидания могут самостоятельно выбирать и читать любые электронные учебники, в том числе и одинаковые, автоматически тиражируемые для них в любом количестве экземпляров.

Электронный учебник позволяет решать современные задачи обучения, изменять учебный процесс (систематичность, наглядность, доступность), вносить вариативность, виды информации, доступ к ней обучающихся, обеспечивать индивидуализацию образовательного процесса, изменять роль педагога — как организатора самостоятельной учебной деятельности обучающегося в профессиональных учебных заведениях [4].

 

Литература:

 

  1. Г. Ф. Шакурова, преподаватель высшей категории, «Электронные учебники» ГАОУ СПО «Нижнекамский политехнический колледж им. Е. Н. Королёва»
  2. Лыжин А. И. (Научный руководитель — доцент Федулова М.А). «Обеспечение самостоятельной работы студентов при изучении специальных дисциплин».
  3. С. В. Кабакова, учитель математики. «Электронный учебник: за и против»
  4. И. Деркач, «Эффективность применения электронного учебника при изучении дисциплины «производственное обучение».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle