Библиографическое описание:

Семенчук Н. О. Влияние обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 39-42.



 

В статье представлены результаты проведенного автором исследования влияния обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на развитие туризма в регионе на примере Калининградской области.

Ключевые слова: Калининградская область; классификация гостиниц; туризм.

Классификация — это оценка соответствия объектов туриндустрии требованиям, установленным в соответствующей системе классификации и аттестация их на соответствующую категорию [1].

На сегодняшний день туристская индустрия Российской Федерации регулируется следующими основными законодательными и нормативно-правовыми актами: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 13.07.2015) в части статьи 14.39. «Нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания» [2]; федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) [3]; федеральным законом Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ (ред. от 08.06.2015)«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]; Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» [5].

Следует заметить, что федеральный закон № 108-ФЗ упомянут здесь не случайно, поскольку уже с 1 июля 2016 года в субъектах Российской Федерации, где будут проводиться спортивные соревнования, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) [3]. При этом хотелось бы отметить, что в данном законе подчеркивается, что классификация — форма государственного регулирования туристской деятельности, которая проводится аккредитованными организациями.

Кроме того, согласно ст. 14.39 КоАП РФ: «Предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания без свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, если в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие такого свидетельства является обязательным, — влечет наложение административного штрафа на должностных» [2].В настоящее время штрафы за предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении определённой категории очень маленькие. К примеру, должностное лицо: администратор или директор отеля должен сейчас платить штраф в размере от 7 тысяч рублей до 10 тысяч рублей. Министерствокультуры подготовило поправки в Административный кодекс, в которых прописано ужесточение наказания, этому же должностному лицу придётся отдать от 70 000 до 100 000 рублей. Более строгие санкции будут и для юридических лиц. Если в настоящее время отельерам нужно платить штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей, то по новому законопроекту сумма штрафа составит от 500 000 до 700 000 рублей. Самым жёстким наказанием для отеля, завысившего свою звёздность, будет опечатывание дверей на три месяца [6].

Таким образом, за последнее время можно наблюдать ужесточение российского законодательства в области туристской деятельности. Однако на это есть ряд объективных причин.

Прежде всего, — это относительно низкая доля туристского сектора в ВРП Калининградской области. Так за 2013 г. доля в ВРП, в частности, такого сектора как «Гостиницы и рестораны» составила всего 0,7 %. К сожалению, это крайне низкое значение, не позволяющее в краткосрочной перспективе ожидать быстрого экономического роста в регионе, а ведь туризм — важное направление, влияющее на рост региональной экономики, в том числе на развитие сектора услуг туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорта, связи, торговлю, производство сувенирной и прочей продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др.

Согласно исследованиям Всемирной организации ООН по туризму для качественного обеспечения трех туристов необходимым набором туристских услуг необходимо создать как минимум одно рабочее место в экономике региона. А развитие туристского сектора, таким образом, должно привести к увеличению его доли, как в ВРП региона, так и в ВВП страны в целом. Так на 2014 год доход от туризма составляет 2,8 % ВВП РФ, а с учетом эффекта от смежных отраслей — 9,1 % или порядка 6 трлн. долларов [7].

Для обеспечения эффективного развития туризма в эксклавном регионе России в 2014 году была разработана «Концепция комплексного развития туризма в Калининградской области на период до 2022 года» [7]. Ее ожидаемый конечный результат — формирование на территории Калининградской области современного европейского центра круглогодичного туризма на основе применения программно-целевого подхода к развитию туристских ресурсов Калининградской области и их эффективному продвижению туристского продукта региона на российском и международном рынках.

Так как туризм относится к сфере приоритетных направлений развития российской экономики на период 2011—2018 гг., в ближайшее время на эти цели планируется направить 8 млрд рублей, а в случае успешной реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», планируемый рост от отрасли к 2017 году составит 6,5 %.

Что касается Калининградской области, то проведение здесь Чемпионата мира по футболу в 2018 году позволит значительно увеличить поток туристов, в том числе иностранных. Однако успешная реализация этого прогноза потребует решения целого ряда административных задач. Это крайне важно, в том числе для развития делового туризма, где Калининградская область значительно преуспела за последние годы. В целом согласно прогнозам на 2016 год, вследствие подготовки Чемпионата мира по футболу, число деловых путешественников в РФ значительно вырастет (на 1,3 млн гостей больше, чем в 2011 г.).

Еще одной серьезной причиной ужесточения законодательства в области российского туризма является отсутствие необходимой инфраструктуры, прежде всего, гостиниц и иных средств размещения.

Так жители и гости региона часто задумываются о соответствии гостиниц города Калининграда и области требованиям стандарта и категории, позволяющим размещать на вывеске «звезды». Встречаются случаи, когда гостиницы самовольно присваивают «звезды» средствам размещения, нарушая тем самым Закон РФ «О защите прав потребителей», вводя в заблуждение туристов и туроператоров, предоставляя недостоверную информацию.

В этой связи классификация является одним из основных инструментов, способных положительно повлиять на качественный уровень работы средств размещения в нашем регионе.

Время от времени все сталкиваются с проблемой бронирования гостиниц. Первый вопрос, который турист задает при выборе средства размещения — это местоположение и количество «звезд» у гостиницы. Такая оценка гостиничных комплексов, безусловно, является объективной и ей доверяют туристы, так как Министерством по туризму Калининградской области для проведения работ по классификации гостиниц и иных средств размещения были аккредитованы две организации: ООО «Калининградский центр «Качество» и ООО «ЦЕНТР КЛАССИФИКАЦИИ».

Говоря о развитии гостиничной инфраструктуры в рамках проведения Чемпионата мира по футболу, оценивая номерной фонд, давая прогноз о количестве и в каких гостиницах различных категорий нуждается наша область, нельзя ответить на вопрос: «Какому уровню на данный момент реально соответствуют уже имеющиеся гостиницы согласно системы классификации?»

В своей работе эксперты по классификации сталкиваются с тем, что на этапе проектирования средства размещения заложены несоответствия требованиям стандартов к той или иной категории средства размещения. Например, в гостинице 4-5 звезд в проект не заложены требования к наличию ресторана, бара, ночного клуба, требования к площади номеров различных категорий, подсобных помещений, наличию различных условий для оказания необходимых услуг и др. Следовательно, новая гостиница, как бы ее не оснастили дорогой мебелью и инвентарем, оборудованием, бельем, уже не сможет претендовать на высокую категорию. А отсутствие высококвалифицированного персонала, внедренных стандартов обслуживания не позволит присвоить гостинице высокую категорию. Все это работа не одного дня. Как показали результаты классификации средств размещения в Краснодарском крае, в рамках подготовки к Олимпиаде, именно эти причины мешают получить средству размещения высокую категорию.

Сегодня стоимость классификации составляет 35 000—150 000 руб в зависимости от категории и номерного фонда. Здесь важно подчеркнуть, что отельерам Калининградской области повезло больше, чем остальным. Так в 2014 году Министерство по туризму выделило субсидии, покрывающие расходы на классификацию — 95 % от всей стоимости процедуры. В этой связи, заинтересованность отельера в классификации должна быть очень высокой, так как он оплачивает всего 5 % суммы и получает полный аудит по своей гостинице, который стоит намного дороже, обратись он в обычную аудиторскую фирму.

Также необходимо заметить, что в большинстве своем, многие средства размещения категории «без звезд», а именно, так называемые гостевые дома, хостелы находятся в жилых фондах. Данные объекты, как правило, оказывая услуги по размещению гостей, не соответствуют требованиям безопасности, в том числе пожарной, санитарным нормам и правилам, охране окружающей среды, что подвергает туристов большой опасности. В результате регион ежегодно недополучает часть турпотока.

В целом скорейшее решение обозначенных выше проблем будет способствовать увеличению туристского потока в область; развитию внутреннего туризма; росту региональных доходов; повышению инвестиционной активности в регионе; увеличению темпов роста строительства новых средств размещения; формированию нового предложения региональных туристских продуктов и услуг; созданию новых рабочих мест; инфраструктурному развитию; улучшению качества жизни местного населения и др.

При этом важно подчеркнуть, что классификация средств размещений является одним из главных инструментов обеспечения повышения качества предоставляемых услуг и привлекательности региона, в особенности в условиях проведения в РФ и Калининградской области, в том числе, Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

 

Литература:

  1. V Гостиничный форум в Санкт-Петербурге. Подготовка к Чемпионату Мира 2018. Состояние гостиничного хозяйства в 11 субъектах РФ. Требования к средствам размещения: госрегулирование и господдержка индустрии гостеприимства. Глоссарий. 09.10.2014.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 13.07.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.10.2015).
  3. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.10.2015).
  4. Федеральным закон Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ (ред. от 08.06.2015)«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.10.2015).
  5. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.10.2015).
  6. Портал про гостиничный бизнес. URL: http://prohotel.ru/(дата обращения 26.10.2015).
  7. Концепция комплексного развития туризма в Калининградской области на период до 2022 года // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 24.10.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle