Библиографическое описание:

Попченко В. А. Особенности ведения бизнеса в Калининградской области как эксклавном регионе // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 15-18.



 

В статье рассмотрены особенности предпринимательства в эксклавном регионе, состояние экономического рынка области на данный момент, проблемы и пути развития и ведения бизнеса, перспективы развития экономики региона в ближайшем будущем.

Ключевые слова: Калининградская область, эксклавный регион, ОЭЗ, проблемы предпринимательства.

Калининградская область – эксклавный регион, самый западный, не граничащий с большой Россией. Площадь — 15 125 км², население — 968 944 чел. Территория нашей области граничит на севере и востоке – с Литвой, на юге – с Польшей, а на западе омывается Балтийским морем.

Экономико – географическое положение области – это одновременно и недостаток и потенциальная перспектива развития региона. Перспективы определены близостью к восточно-и западноевропейским рынкам и экономически развитым регионам Российской Федерации, наличием на территории области незамерзающего портового комплекса. К основному недостатку относится изолированность региона от основной части страны, то есть эксклавность.

Таким образом, важнейшая цель данного исследования – анализ состояния и условий, сложившихся для предпринимательства в Калининградской области на данный момент.

Особое геоэкономическое и геополитическое положение нашей области нельзя не учитывать в разработке и проведении внутренней и внешней российской политики. На территории Калининградской области действует режим особой экономической зоны. Однако в 2016 году область лишается статуса ОЭЗ, что, несомненно, скажется на предпринимательской деятельности нашего региона, ведь уже сейчас 40 процентов бизнеса уходит в большую Россию, чем подтверждается актуальность выбранной темы исследования.

Итак, эксклавность – самая важная особенность нашего региона. Её социальное, демографическое и экономическое развитие, а так же многие вопросы экологии, определяются эксклавным положением. В данном случае нас будет интересовать экономическая сторона, которая подразумевает некоторую обособленность области в рамках общероссийского как экономического, так и геополитического пространства. Рассмотрим пример: для вывоза товаров, которые произведены на территории региона, необходима экспертиза, которая говорит о том, импортированы товары или произведены внутри области. Для того, чтобы товары были признаны произведенным на здесь, существует норматив добавленной стоимости: при изготовлении большинства товаров должно использоваться импортное сырье и комплектующие в размере 30 процентов и 15 процентов для сложной техники и электроники. Так же, по таможенной классификации необходимо изменение кода товара. Эксперты начинают сходятся во мнении о необходимости удовлетворения потребностей регионального рынка важнейшими продовольственными товарами за счет внутреннего производства, что особо ярко выражено в современной политической обстановке с введением санкций.

Об особенностях ведения бизнеса в Калининградской области нам так же расскажет Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» №13-ФЗ от 22.01.96, который еще является действующим и направлен на социально – экономическое развитие региона. Он предоставляет таможенные льготы при экспортных и импортных операциях в следующих случаях:

1) товары, произведенные в ОЭЗ и вывозимые в другие страны и на остальную часть таможенной территории РФ;

2) товары, ввозимые из других стран для потребления в регионе либо затем вывозимые в зарубежные страны.

С целью защиты внутреннего рынка с 1998 года используется механизм квотирования некоторых импортируемых товаров, которые попадают под льготы ОЭЗ. Однако, конкретные положения, вытекающие из закона об ОЭК, требуется согласовывать дополнительно, так как он не является законом прямого действия.

Калининградская область так же характеризуется следующими моментами:

1)                 рыночные процессы протекают активнее, чем в большей части российских регионов.

2)                 необходимость изменения структуры народного хозяйства, специализации и хозяйственных связей имеет большую роль, так как в дополнение ко всем трудностям перехода к рынку ситуация усугубляется превращением Калининградской области в эксклав. Таким образом закон об ОЭЗ должен способствовать разрешение сложившейся ситуации, облегчая продвижение области на общероссийский и общемировой рынок.

Рассмотрим статистические данные по разным видам деятельности, позволяющие оценить уровень экономического развития Калининградской области.
Производство основных видов продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях представлено в таблице 1.

Таблица 1

Производство основных видов продукции животноводства

 

I квартал 2015 года

Справочно: I квартал 2014 в % к I кварталу 2013

Тыс. тонн

В % к I кварталу 2014

Доля в общем объеме производства скота и птицы, %

Скот и птица

14,5

104,9

100

114,9

Из них:

 

 

 

 

Крупный рогатый скот

1,2

103,7

7,8

98,2

Свиньи

6,9

91,6

46,4

127,5

Птица

6,6

123,4

45,6

104,0

Молоко

23,4

129,0

х

106,7

Яйца, млн.шт.

39,1

111,9

х

83,7

 

[Составлено по данным официального сайта Федеральной государственной статистики 1999 – 2015г. http://kaliningrad.gks.ru/. ]

 

В сельскохозяйственных организациях в I квартале 2015 года по сравнению с предыдущим годом производство птицы и скота увеличилось на 5 процентов, молока - на 29,0 процентов, яиц - на 11,9 процентов.

Индекс производства по виду экономической деятельности «Лесозаготовки» в I квартале 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года составил 52,8 процентов, в марте 2015 года по сравнению с мартом 2014 года – 62,6 процентов.

Оборот организаций рыболовства и рыбоводства (организации с основным видом деятельности «Рыболовство, рыбоводство») в I квартале 2015 года составил 1914,8 млн. рублей, что на 59,4 процента больше, чем том же квартале предыдущего года.

Объем работ по виду экономической деятельности «Строительство» в I квартале 2015 года составил 4977,1 млн. рублей, или 88,9 процентов в сравнении 2014 годом того же периода.В I квартале 2015года организациями всех форм собственности был построено 1086 жилых домов или 3453 квартиры общей площадью 347,8 тыс. кв. метров, что на 51,2 процентов выше уровня I квартала 2014 года.

Объем коммерческих перевозок грузов автотранспортом организаций всех видов экономической деятельности в I квартале 2015 года составил 352,7 тыс. тонн и увеличился по сравнению с I кварталом 2014 года на 13,1 процентов, грузооборот 266,2 млн. т-км и уменьшился на 12,1 процентов.

Оборот розничной торговли в I квартале 2015 года составил, по оценке, 36,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 103,1 процентов к соответствующему периоду 2014 года, в марте 2015 года - 12,7 млрд. рублей и по сравнению с мартом 2014 года – 100,9 процентов, февралем 2015 года – 104,9 процентов.В I квартале 2015 года оборот розничной торговли на 96,2 процентов образовался индивидуальными предпринимателями и предприятиями, которые осуществляли свою деятельность вне рынка, доля которых составила 4,1 процентов.

Общий объем оборота оптовой торговли в I квартале 2015 года составил 50,3 млрд. рублей, по сравнению с соответствующим периодом 2014 года составил 100,1 процентов, в марте 2015 года по сравнению с мартом 2014 года – 86,6 процентов, февралем 2015 года – 101,7 процентов. В I квартале 2015 года 72,9 процентов объема продаж на оптовом рынке приходилось на долю организаций оптовой торговли, оборот составил 36,6 млрд. рублей, что на 8,9 процентов меньше, чем в предыдущем году.

В марте 2015 года цены на продовольственные товары по отношению к февралю 2015 года увеличились на 0,1 процентов, с начала года - на 9,6 процентов (в марте 2014г. – на 2,3 процентов, с начала года – на 6,2 процентов).

Цены и тарифы на услуги в марте 2015 года по отношению к февралю 2015 года выросли на 0,9 процентов, с начала года - на 3,4 процентов (в марте 2014г. – на 0,4 процентов, с начала года – на 1,2 процентов).

Особенности положения области, влияющие на ее функционирование:

  1.                Отсутствие административно-территориальной границы с другими субъектами РФ.
  2.                Угроза изоляции путем возможной блокады путей сообщения, транспортных и энергетических коммуникаций, каналов связи.
  3.                Скрытые и прямые доплаты за введение залоговых платежей, транзит грузов, ограничение потока оборонных грузов со стороны иностранных государств.
  4.                Отток части доходов от банковской и страховой деятельности с территории области.
  5.                Узкая специализация промышленного комплекса Калининградской области.
  6.                Высокая степень экономической интеграции с другими субъектами Российской Федерации.
  7.                В целях социально-экономического развития области, необходимо привлекать предпринимателей, а так же средства иностранных и российских инвесторов.

Оценка природных условий и ресурсов Калининградской области, говорит о том, что они имеются перспективные предпосылки для развития разнообразных отраслей сельского хозяйства, промышленности, рекреационного комплекса и транспорта, но используются они не в полной мере. Так же актуальными являются проблемы охраны природы, такие как: отсутствие очистных сооружений, загрязнения рек и лесов.

Рассмотрев основу, на которой приходится существовать и развиваться предпринимательству в нашей области в данное время, перейдем непосредственно к проблемам ведения бизнеса:

1)                 Тяжело найти рынок сбыта. Территория области небольшая, а конкуренция высокая. При этом уровня экономического развития региональных предприятий явно недостаточно для того, чтобы выдержать конкуренцию за границами региона и найти новые рынки сбыта.

2)                 Так как Калининградская область – эксклавный регион, существует сильная зависимость от курса валют, что сильно сказывается на издержках ведения бизнеса. Например, на хлебобулочных предприятиях рост курса валют отразился на стоимости сырья, себестоимость хлебобулочных изделий возросла. При этом, хлебозавод не может возместить издержки, подняв цену на свою продукцию, так как хлеб является продуктом первой необходимости и цену на него поднимать запрещено более чем на 10 процентов, чего явно недостаточно в современных экономико-политических условиях.

3)                 В связи с введением ряда санкций, у предприятий возникли проблемы с доставкой сырья и грузов через границу. Если до санкций существовало много фирм по перевозке грузов, предприятие могло экономить на пути фуры в одну сторону до 50000 рублей, когда из области машина уходит, например, с телевизорами, а возвращается в область уже с мукой. На данный момент многие фирмы прекратили свое существование, а оставшиеся ужесточили условия перевозки или вовсе отказывались сотрудничать на данных условиях. Так, стоимость доставки сырья через границу увеличилась в два раза.

Говоря о перспективах развития, нельзя не отметить тот факт, что нашу область ожидает следующий шаг, который изменит ее привычное функционирование и отразится на предпринимательском секторе. По данным СМИ стало известно, что в Калининградской области на прошедшей еще 13 мая встрече премьер - министр России Дмитрий Медведев обсудил с предпринимателями ряд серьезных проблем, которые ждут калининградский бизнес в 2016 году. С 1 апреля 2016 года перестает действовать федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», а это означает, что предприятия Калининградской области лишатся возможности беспошлинно ввозить сырье и материалы для производства товаров в режиме ОЭЗ, и без уплаты пошлин вывозить произведенной продукции в страны Таможенного союза. В прошлом году наш регион демонстрировала хорошие показатели роста. Например, если в среднем по стране промышленное производство выросло на 1,7 процентов, то в Калининградской области - почти на 9 процентов. Аналогичная картина в жилищном строительстве: 75-процентный рост при 15 процентов по России. Производство зерна увеличилось на 30 процентов, общий объем продукции сельского хозяйства - на 9 процентов.

В правительстве понимают, что таких показателей удается добиваться благодаря действующему переходному периоду особой экономической зоны (ОЭЗ). Он предусматривает возможность вывоза на территорию Таможенного союза товаров, собранных из импортных комплектующих, без уплаты таможенных пошлин. Таможенных льгот лишатся 785 компаний, в которых работает 50 тысяч человек или 24 процентов человек от общего количества работающих в экономическом секторе региона. Эти компании производят 22 процентов валового продукта Калининградской области. Таким образом, отмена ОЭЗ в 2016 году затронет примерно треть населения области.

Применяется такая мера в связи с исполнением обязательств России в рамках Всемирной торговой организации. "Это создает определенные риски для предпринимателей и создает также вызов для экономики региона, для ее социальной сферы", - отметил он.Медведев предлагает субсидировать потери бизнесменов. Получить федеральные субсидии смогут только резиденты калининградской ОЭЗ, которым удалось сохранить прежний размер оплаты труда, объем рабочих мест и уровень капитальных вложений, а также не имеющие задолженности перед налоговыми и таможенными органами до и после 2016 года. По подсчетам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, таможенные льготы для Калининградского бизнеса обходятся в 40-60 миллиардов рублей.

Правительственная комиссия готовила ряд решений, которые должны адаптировать экономику области к завершению пока еще действующего переходного периода.

Итак, единого мнения о путях совершенствования управления развитием российского эксклава пока нет, ведь даже оценка современного состояния экономики региона не однозначна: от признания её «черной дырой», в которой исчезают возможные доходы государства, до утверждений о динамичном развитии, способствующем наращиванию перспективных производств и притоку в России новых технологий. Так же полярны и оценки уровня и качества жизни населения. Отсутствуют детально проработанные предложения по реализации конкретных механизмов развития региона в тесной связи с социально – экономическим и политическим развитием всей РФ. Несмотря на наличие как позитивных, так и негативных предпосылок регионального развития, все авторы утверждают, что для обеспечения устойчивого, динамичного развития область должна получить институциональную и (или) финансовую поддержку. Большое значение имеет определение размеров и продолжительности этой поддержки, направлений ее использования и способов управления выделяемыми региону ресурсами. Федеральная поддержка оказывается сейчас в разных формах.

 

Литература:

  1. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года»// постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 311
  2. Клемешев А.П. Стратегии развития Калининградской области / Клемешев А.П., Мау В. А. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. 472 c.
  3. Калининградская область в цифрах. 2014 // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2014.
  4. Положение «О свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»): Приложение к Постановлению Совмина РСФСР № 497 от 25.09.91 // Калининградская правда. 1991. 11 окт.
  5. Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 гг. // Закон Калининградской области №115 от 28 декабря 2006 г.
  6. Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Калининградской области на 2013-2018 годы // приказ Министерства развития инфраструктуры Калининградской области от 30 апреля 2013 года № 45
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики 1999 – 2015.
    URL: http://kaliningrad.gks.ru/ (дата обращения: 22.10.2015)
  8. Официальный сайт Российской газеты 1998 – 2015. URL: http://www.rg.ru/2015/03/24/anklav.html (дата обращения: 22.10.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle