Библиографическое описание:

Бородавкина Н. Ю., Григорян А. А. Международное климатическое финансирование как инструмент снижения антропогенного воздействия на окружающую среду // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 121-125.

 

В статье рассматривается возможность перехода экономики на путь устойчивого развития с учетом формирования оптимального набора инструментов климатической политики. Значительное внимание в работе уделяется системе международного климатического финансирования.

Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая экономика», низкоуглеродные технологии, климатическая политика, международная система климатического финансирования.

Одним из стратегических направлений промышленной политики ведущих государств сегодня выступает так называемая «зеленая экономика», в основе которой лежит широкий класс инновационных технологий, направленных на энерго- и ресурсосбережение, снижение негативного антропогенного воздействия на природу, в том числе смягчение последствий климатических изменений. Таким образом, основной целью «зеленой экономики» становится устойчивое развитие без ущерба для окружающей среды.

Модернизация традиционной экономики до уровня «зеленой» предусматривает значительные капиталовложения, которые можно мобилизовать только разумной государственной политикой и инновационными механизмами финансирования.

Несмотря на наличие множества инструментов для привлечения финансирования в экологически безопасное, низкоуглеродное и климатически устойчивое развитие, лишь некоторые из них подойдут для внедрения целевой технологии на конкретном рынке конкретного региона. В связи с этим, авторами рекомендуется использование четырехступенчатого подхода к определению оптимального набора инструментов климатической политики, который представлен на рисунке 1 [1].

Рис. 1 - Четырехступенчатая методология стимулирования климатического финансирования. Источник: [1]

 

Первый этап предусматривает выявление приоритетных низкоуглеродых и адаптационных технологий, которые наиболее адекватно будут отвечать задачам, сформулированным в рамках стратегических документов по развитию регионов и территорий. В настоящее время Стратегии социально-экономического развития регионов разработаны и утверждены для большинства субъектов РФ. По отдельным, наиболее значимым, регионам подготовлены Федеральные целевые программы (далее – ФЦП). Следует отметить, что экологический аспект технологического обеспечения развития упоминается в этих документах только в завершающей части, в контексте экологических последствий реализации программ. Так, в частности, ФЦП по социально-экономическому развитию Калининградской области на период 2015-2025 гг. указывает лишь на отсутствие ожидания ухудшения экологической остановки, поскольку по некоторым категориям проектов отмечается ориентация на снижение антропогенного давления, при этом по другим проектам намечено прекращение деятельности нерентабельных и экологически грязных производств при сокращении топливопотребления. Таким образом, фактически, речь не идет об активной позиции по выявлению приоритетных технологий, а только лишь фиксируется минимизация ущерба территории.

В рамках второго этапа необходимо оценить основные барьеры на пути внедрения технологий. Развитию чистой энергетики в регионе, например, препятствуют следующие виды барьеров:

- информационные (осведомленность о возможностях внедрения различных энергетических технологий, техническая подготовленность территории, привычки и т.п.);

- институциональные (задержки при принятии административных решений, сложности межуровневых согласований на федеральном уровне предлагаемых регионами решений и т.д.);

- технологические (инфраструктурные барьеры, права на интеллектуальную собственность и т.д.);

- регулятивные (дискриминирующая политика и меры государственной политики по стимулированию или ограничению на использование ряда технологий в контексте отрицательного антропогенного воздействия и т.д.);

- финансовые (первоначальные инвестиционные затраты, привлечение частных инвесторов, поддерживающее текущее финансирование на уровне регионов уже реализованных проектов и т.д.).

Следующий шаг - определение оптимального набора инструментов климатической политики. Возможная методика создания приемлемого комплекса взаимодополняющих инструментов для привлечения инвестиций в климатические проекты предусматривает ряд элементов.

Во-первых, речь идет о выработке системы источников финансирования. Необходимо стимулировать возможности осуществления климатических инвестиций с учетом сочетания различных государственных и частных источников. Такое государственно-частное партнерство обладает как преимуществами (обеспечивается наращивание инвестиционных возможностей в климатической сфере), так и недостатками (увеличение риска реализации конкретного контракта, который может быть выражен в форме перечня специфических условий, сроков и требований к управлению для организаций государственного финансирования).

Во-вторых, необходимо формулировать и реализовывать основные задачи государственной политики с учетом вида инвестиций, которые предполагается привлечь, конъюнктуры местного рынка и специфики местных барьеров для инвестиций в климатические проекты, описанные выше.

В конечном счете, для содействия реализации основных задач климатической политики следует иметь в виду возможные вспомогательные инструменты:

а) информационные, которые рассчитаны на повышение осведомленности населения о существующих климатических технологиях и подходах через распространение информации, повышение их технической подготовленности, преодоление негативных стереотипов, а также через повышение технической квалификации специалистов отрасли в сфере оценки, маркетинга, внедрения и эксплуатации чистых технологий. В частности, в масштабе данного инструмента создаются информационные центры по энергоэффективности, предоставляющие объективную информацию по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии, как частным лицам, так и другим целевым группам;

б) регулятивные - это стандарты, запреты, лицензии, законы о зонировании и права собственности и доступа. В зависимости от ситуации, такое административное регулирование может оказаться более эффективным и менее проблемным, чем прямые финансовые стимулы. Однако в некоторых случаях административное регулирование оказывается неэффективным, при этом следует выделить несколько причин:

- часто при формировании набора инструментов используются типовые стандарты, отсутствует учет отраслевой и региональной специфики и видов используемых технологий;

- потенциально данный инструмент (рычаг управления) может оказаться в руках отдельной группы участников рынка и использоваться для коррупционных действий;

- набор регулятивных инструментов может послужить причиной увеличения транзакционных издержек инвесторов;

в) рыночные – предполагают использование ценовых и других экономических факторов для создания предприятиям, наносящим ущерб окружающей среде, стимулов по снижению выбросов. Выделим из их числа наиболее значимые:

- фискальные стимулы (включая прямые субсидии), цель которых состоит в превращении внешних издержек во внутренние факторы ценообразования на товар или услугу с помощью различных средств, в частности используя корректирующий налог;

- инструменты, применяемые на ранних этапах развития рынка - меры по ускорению разработки и вывода на рынок чистых технологий путем обеспечения и расширения рыночного спроса, например требования в области закупок («зеленые закупки» на государственном и региональном уровнях) или прямые дотации и гранты;

- долговые и долевые инструменты - направлены на снижение рисков кредитования и инвестирования в экологически значимые проекты и позволяют привлечь частное финансирование на условиях более низкой стоимости капитала;

- механизмы торговли, которые используются ради создания рынков для целого ряда экологических продуктов, включая схемы, направленные на сокращение выбросов (торговля квотами на выбросы), сохранение среды обитания и торговля технологиями, обеспечивающими повышение качества воды.

Необходимо отметить, что формирование оптимального набора регулятивных и финансовых инструментов не может осуществляться без учета возможных социальных последствий[2]. К примеру, при отмене субсидий на приобретение керосина или удобрений, увеличении тарифов на электричество и воду, введении налога на загрязнение воздуха транспортными средствами или других ограничений, стимулирование экологически безопасного, низкоуглеродного и климатически устойчивого развития может обернуться негативными последствиями для уязвимых групп населения. В связи с этим достижения синергетического эффекта требуется тщательное планирование и разработка компенсаторных благоприятных условий.

В соответствии с заключительным четвертым этапом необходимо выявить приемлемые источники климатического финансирования и получить к ним доступ, чтобы разработать и реализовать обоснованный ранее комплекс мер.

Международная система климатического финансирования предусматривает как государственные, так и негосударственные источники, которые отображены на рис. 2.

 

Рис. 2 - Международная система климатического финансирования.

Источник: разработано авторами.

 

Следует обратить внимание на то, что свыше 90% общего объема финансирования климатических инициатив на международном уровне поступает от частного капитала (венчурный капитал, инвестиции в активы и т.д.). Тем не менее, государственное финансирование становится исключительно важным с точки зрения снятия барьеров для распространения климатических технологий и демонстрации государственных приоритетов в контексте привлечения прямых частных инвестиций.

Нельзя также забывать, что реализация государственной политики требует определенных затрат. Любой комплекс мер и схема их применения влекут за собой дополнительные расходы для налогоплательщиков. Поэтому, в первую очередь, необходимо предпринять все возможные малозатратные действия для снижения инвестиционных рисков и обеспечения прибыли для проекта, включая упрощение и сокращение административных процедур или совершенствование системы информирования потребителей. Далее, по мере необходимости можно вводить в действие более дорогостоящие инструменты государственной политики, скажем, субсидии, льготные кредиты или гарантии по кредитам. Стоит отметить, что если для повышения стоимости экологически вредных видов деятельности и, фактически, выявления их истинной стоимости будут использованы нормативные или налоговые инструменты, то эффект от них будет больше, чем от выделения субсидий на экологически безопасные виды деятельности. Система государственного финансирования климатических программ является довольно сложной и при этом быстро развивается, ввиду чего вполне вероятно, что в ближайшие годы произойдет дальнейшая диверсификация источников, посредников и каналов поступления финансовых ресурсов.

Таким образом, имеющиеся примеры из мирового опыта демонстрируют эффективность поддержки модернизации производства по пути так называемого «двойного выигрыша», связанного одновременно с обеспечением экономической эффективности и сокращения вредных выбросов, неистощительного использования природных ресурсов, малоотходного производства. Очевидно, что этот подход ведет не только к улучшению экономических показателей, но к существенному совершенствованию условий жизни людей. В связи с этим, для формирования направлений устойчивого развития экономики представителям органов государственной власти, занимающимся практическими вопросами развития на национальном и региональном уровнях, рекомендуется использовать вышеописанное руководство по стратегическим и финансовым решениям в поддержку экономически безопасного, низкоуглеродного и климатически устойчивого развития.

 

Литература:

  1. Глемарек Я. Стимулирование климатического финансирования. Руководство по стратегическим и финансовым решениям в поддержку экологически безопасного, низкоуглеродного и климатически устойчивого развития». ПРООН, Нью-Йорк, США, 2011.
  2. Beyond carbon pricing: The role of banking and monetary policy in financing the transition to a low-carbon economy/ Emanuele Campiglio. - Centre for Climate Change Economics and Policy Working Paper No. 18.
  3. United Nations Environment Programme. URL: http://www.unep.org/greeneconomy (датаобращения: 17.08.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle