Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 2764 раза

Библиографическое описание:

Аминов, И. Б. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения / И. Б. Аминов, Д. Ф. Ходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 759-761. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22998/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

В статье рассмотрены основные вопросы эффективности разработки и применения средств информационных технологий, в том числе мультимедийных технологий для повышения качества обучения. Особое внимание уделяется организации использования мультимедийных презентаций и их эффективности в учебном процессе.

Ключевые слов: мультимедийные технологии, средства разработки мультимедиа-презентация, организация использования мультимедиа-презентации, эффективность мультимедиа в учебном процессе.

 

Модернизация образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов, но и на изменения подходов к методике обучения, расширение арсенала методических приёмов преподавателя, активизацию деятельности студентов в ходе занятий и поисков путей решения некоторых проблем в учебном процессе.

Интеграция информационных технологий при обучении предметов не только позволяет осуществлять индивидуальный подход к студентам и тем самым помогает дифференциации учебного процесса, а дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения студентов.

Эффективность обучения включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим информационные технологии воспринимаются как современные средства эффективного реализации учебного процесса.

Современная методикаобучения с применением информационных и коммуникационных технологий станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих задач:

                    создание реальных условий для подготовки специалистов, способных принять активное участие в информатизации образования;

                    значительного повышения уровня профессионального и обще-гуманитарного взаимодействия будущих специалистов;

                    реализация творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей центр информационных ресурсов и лабораторий вуза, благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, и ресурсам сети Internet;

                    повышение эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и информационными технологиями благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;

                    реализация дистанционного образования, когда студенты смогут принимать самое активное участие в организации учебного процесса, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря современным средствам информационных технологий.

Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов обучения в учебном процессе и тем самым повысить его качество.

Применение современных средств информационных технологий в учебном процессе позволяют совершенно по-новому строить процесс обучения и не только насытить студентов большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными ресурсами информации.

Развитие информационных технологии дает широкую возможность для использования новых методов обучения в учебном процессе и тем самым повысить его качество. На сегодняшний день разработано множество универсальных методов, позволяющих использовать информационные технологии в учебном процессе на обучение предметов.

В настоящее время использование мультимедиа технологий значительно повышает качество учебного процесса, а также, эффективно влияет на познавательную мотивацию студентов. Мультимедийные технологии обогащают учебный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент студентов.

В последнее время с ростом развития мультимедиа-технологий все большую популярность приобретает использование мультимедиа-презентаций в учебной деятельности вуза. Мультимедиа-презентации стали не только современным методом общения, но и вообще хорошим тоном представления любого вида информации.

Мультимедиа-презентация — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, звуковое сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику, который благодаря комбинации этих средств она является практически самой эффективной формой представления информации.

Использование мультимедиа технологий в учебном процессе изменяет соотношение методов, форм, средств обучения, так как это приводит к изменению объема и содержания учебного материала; углублению предметной сферы, путем моделирования или имитации явлений и процессов с помощью диалогового взаимодействия, компрессии информации, логической и стилистической обработки; использованию современных программных средств, с целью развития логического, наглядного-образного мышления, а также формированию вербально-коммуникативных и практических умений.

Мультимедиа — это современная информационная технология, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Применение и изучение мультимедиа технологии дает возможность преподавателю расширить простор для творчества в использовании анимации, видео, звука, это ведет к повышению качества учебного процесса, концентрирует внимание обучающихся, способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации. [1]

Мультимедиа технология обладает такими качествами как гибкость, интерактивность, интеграция различных типов мультимедийной учебной информации, поэтому мультимедиа является довольно полезной и продуктивной образовательной технологией.

Мультимедийные технологии обучения являются перспективным и высокоэффективным средствам обучения и позволяют предоставить преподавателю ресурсы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации. Кроме того, в мультимедиа-презентации можно использовать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п. Преподаватель имеет возможность отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента студентов [2].

Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

                     допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

                     допускает возможность постоянного обновления;

                     допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, задание для самостоятельных работ и тестов;

                     допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок [4].

В настоящее время в процессе обучения программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться преподавателями. Применения этих программ в учебном процессе достаточно эффективно и они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов и т. д.

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования текстовых презентаций, с помощью текстового редактора Word преподаватель может создать простые дидактические материалы и предъявить их студентам для самостоятельной работы на занятиях в компьютерном классе. Дидактический материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Студенты могут выполнять с помощью редактора Word задание самостоятельных работ, например реферат, курсовых и выпускных работ и др.

Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно — образного представления учебного материала в учебном процессе. Каждый преподаватель может самостоятельно создавать такие презентации к своим занятиям либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых мультимедийных презентаций по разным предметам. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления студентов свои интеллектуальные продукты, как самостоятельные работы, рефераты, доклады, выпускные работы и т. п.

Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео — и аудио-фрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Мультимедиа презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм занятий, подобрав нужные дидактические материалы, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить слайды, содержащую информацию по терминам и понятиям.

Обучение с помощью мультимедиа презентации подготовленную с помощью PowerPoint имеет ряд преимуществ:

                    обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

                    развитие мотивации студентов благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

                    использование различных стилей обучения обеспечение хорошего темпа занятий;

                    предоставление возможности сохранение использованных презентаций в компьютерной сети для организации повторения изученного материала;

                    упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов [3].

Одной из таких мультимедийных технологий является технология Macromedia Flash, которая в последнее время сильно набрала популярность. Использование данной программной среды в учебном процессе значительно повышает мотивацию к обучению, вызывает любознательность учащихся, кроме этого способствует развитию профессиональных навыков в области компьютерной графики и программирования.

В качестве средства реализации технологического подхода для изучения учебного материала можно рассматривать применение интерактивной доски.

Использование интерактивных досок совместно с электронными пособиями способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным, а также, позволяет визуализировать пространственные и абстрактные модели, экономит время и существенно повышает качество обучения.

Качественные электронные пособия с системой гиперссылок и элементами Flash -анимации могут эффективно и наглядно довести до слушателя необходимую информацию. Следует отметить, что с применением интерактивных технологий студенты становятся более заинтересованными, быстрее запоминают новый изучаемый материал и показывают хорошие остаточные знания.

Использование интерактивных технологий на занятиях оказывает сильное эмоциональное воздействие на студентов, позволяет глубже осваивать материал, а также, используя мультимедийные технологии можно создать такую коммуникативную среду, которая позволит усовершенствовать учебный процесс, решать дидактические задачи.

Средства интерактивных технологий с мультимедиа-презентациями способны стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны изучаемого предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность студентов.

Средства обучения с помощью мультимедиа-презентации обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение средств мультимедиа технологий способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности обучения, улучшению качества знаний, умений, навыков студентов.

 

Литература:

 

  1. Вовк Е. Информатика: уроки по Flash. — М: Кудиц-Образ, 2005. С. 78–86.
  2. Егорова Ю. Н., Морозов М. Н., Кириллов В. К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно — практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. — С. 170 -172.
  3. Горвин Ю. М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков/ Ю. М. Горвин // Информатика и образование. — 2006. — № 2 — с. 123 4
  4. Половина Г. Б. Интеграция мультимедийных технологий с традиционными учебными дисциплинами в системе повышения квалификации учителей-предметников // Информатика и образование, 2009. № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный материал, использование мультимедиа технологий, звуковое сопровождение, использование новых методов обучения, обучение предметов, последнее время, процесс обучения, учебно-воспитательный процесс, широкая возможность.


Ключевые слова

мультимедийные технологии, средства разработки мультимедиа-презентация, организа-ция использования мультимедиа-презентации, эффективность мультимедиа в учебном процессе

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

технологию использования мультимедиа в учебных целях (тестирование

Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный материал

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы...

Мультимедиа презентации как метод обучения

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ. Автор: Изотов Игорь Витальевич. Рубрика: Педагогика.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Технология обучения — это: искусство использования методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.

- Технология обучения как учебного исследования.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Учебная программа относится к учебным материалам нового поколения, предполагает активное использование современных технических

В МГИМ им. Шнитке организована работа по внедрению информационных технологий в процесс обучения студентов-музыкантов.

Использование технологических вариантов обучения...

Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов — это содержание и структура учебного предмета, методы обучения, учебно-познавательная деятельность учащихся, условия обучения...

Электронные средства и методы обучения для повышения...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности, педагогическая технология, целый ряд, электронный ресурс сети.

Использование современных педагогических интерактивных...

Использование современных педагогических интерактивных методов обучения и информационных технологий в совершенствовании учебного процесса.

В решении этих задач огромное значение имеет использование в процессе обучение игровых технологий.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

интерактивная доска, учебный материал, учебный процесс, возможность, студент, процесс обучения, информация, дистанционное обучение, время урока, визуальный материал.

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

технологию использования мультимедиа в учебных целях (тестирование

Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный материал

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы...

Мультимедиа презентации как метод обучения

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

История внедрения технологий мультимедиа...

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ. Автор: Изотов Игорь Витальевич. Рубрика: Педагогика.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Технология обучения — это: искусство использования методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.

- Технология обучения как учебного исследования.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Учебная программа относится к учебным материалам нового поколения, предполагает активное использование современных технических

В МГИМ им. Шнитке организована работа по внедрению информационных технологий в процесс обучения студентов-музыкантов.

Использование технологических вариантов обучения...

Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов — это содержание и структура учебного предмета, методы обучения, учебно-познавательная деятельность учащихся, условия обучения...

Электронные средства и методы обучения для повышения...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности, педагогическая технология, целый ряд, электронный ресурс сети.

Использование современных педагогических интерактивных...

Использование современных педагогических интерактивных методов обучения и информационных технологий в совершенствовании учебного процесса.

В решении этих задач огромное значение имеет использование в процессе обучение игровых технологий.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

интерактивная доска, учебный материал, учебный процесс, возможность, студент, процесс обучения, информация, дистанционное обучение, время урока, визуальный материал.

Задать вопрос