Библиографическое описание:

Похорукова М. Ю., Самохина В. М. Информационная система поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 801-805.

 

Статья посвящена описанию системы профессионального самоопределения, которая предоставляет дистанционную, качественную и достоверную поддержку пользователям в процессе выбора профессии. Проведен анализ существующих систем подобного рода и выделены основные критерии, которые способствуют успешному выбору профессию. Представленная в статье структурная схема компонентов системы построена на основе технологии «клиент-сервер» с трехуровневой архитектурой и содержит 6 основных модулей для реализации задач профессионального самоопределения. Рассмотренная система обеспечивает повышение эффективности реализации информационной поддержки в процессе выбора профессии.

Ключевые слова: информационная система, поддержка принятия решений, профессиональное самоопределение.

 

В настоящее время на рынке труда наблюдается явный дисбаланс между профессиональными устремлениями соискателей и требованиями работодателей. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие доступного, качественного и эффективного инструмента, способствующего реализации правильного выбора профессии, предполагающего успешное трудоустройство после получения профессионального образования и удовлетворенность занимаемой должностью.

Основными условиями реализации успешного профессионального самоопределения являются: понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии, наличие профессионального идеала, сформированность профессионально важных качеств и мотивов выбора профессии, соответствие личностных качеств и требований рынка труда к квалификации соискателей [4].

В настоящее время на различных интернет-сайтах доступна информация о востребованных профессиях, характере профессионального труда, уровне заработной плате и профессиональных учебных заведениях, в которых можно освоить профессию. В сети интернет предлагается множество тестов, которые можно пройти онлайн и по результатам тестирования получить рекомендации по выбору профессии. Однако, анализ и интерпретация результатов с целью дальнейшего выбора пути самореализации (обучения или трудоустройства) осуществляется самостоятельно. Как правило, применительно к рынку труда конкретного города или специальностям конкретного учебного заведения это довольно сложно реализовать.

Для сравнения существующих систем профессионального самоопределения был использован метод экспертных оценок, а именно, метод задания весовых коэффициентов, который заключается в присвоении всем признакам весовых коэффициентов важности, причем сумма указанных весов должна быть равна определенному числу [1]. Чем большее значение коэффициента, тем более высока его важность.

Сравнение систем проведено в соответствии с функциональными требованиями к рассматриваемой системе профессионального самоопределения. Ранжирование коэффициентов важности проводилось по шкале от 0 до 10 (10 — максимальное значение), обобщенное мнение экспертов по каждому критерию рассчитывалось как среднее арифметическое. Результаты сравнения систем с помощью метода задания весовых коэффициентов представлены в таблице 1:

Таблица 1

Результаты сравнения систем профессионального самоопределения

Функции систем по профориентации

Профориентатор

Effecton Studio

СМОЛ-Эксперт

Эксперт+

КАТАРСИС

ПРОФЕССОР

  1. Предоставление информации о профессиях

6,1

6,9

4,6

7,9

7,4

5,4

  1. Разнообразие профориентационных методик для проведения диагностики

6,2

5,6

1,3

8,6

9

8,5

  1. Пояснение результатов тестирования

8,7

8,8

8,7

9,6

8,3

8,9

  1. Качество рекомендаций по выбору профессии

5,2

5,5

6,4

6,8

6,4

6,2

  1. Наличие информации о направлениях подготовки

9,2

3,2

0,5

6,5

2,3

6,6

  1. Наличие информации о вакансиях рынка труда

4,2

3,6

1,3

9,5

5,4

4,6

  1. Возможность удаленного доступа к системе

0,5

0,2

0,4

0,3

0,5

0,3

  1. Анализ рекомендаций по выбору профессии

9

7,9

1,8

7,3

9,4

4,3

  1. Удобство и простота использования профориентационных процедур

5,5

6,8

5,9

7,6

8,4

8,6

 

Представленные информационные системы обладают недостаточной полнотой информации о современном мире профессий, довольно низким качеством формируемых рекомендаций по выбору профессии, а также в них отсутствует возможность удаленного доступа и, зачастую, не предоставляется информация о требуемом образовании и соответствующих вакансиях на рынке труда [2].

Рассматриваемая в статье информационная система профессионального самоопределения позволяет устранить эти недостатки и предоставляет возможность пользователям получить быструю, качественную и достоверную поддержку в процессе принятия решений по выбору профессии. Указанные в таблице 1 функции реализованы в следующих модулях системы:

‒                    модуль профориентационного просвещения пользователей предоставляет информацию о профессиях, направлениях подготовки и статьи в области развития экономики и образования;

‒                    модули профориентационной диагностики и консультирования пользователей обеспечивают автоматизацию профориентационных методик и обработку результатов тестирования с предоставлением расширенной информации о подходящих профессиях, включая вакансии на предприятии и требования к квалификации;

‒                    модуль управления данными о вакансиях работодателей и направлениях подготовки обеспечивает актуальность формируемых рекомендаций по выбору профессии;

‒                    модуль управления учетными записями пользователей в системе;

‒                    модуль мониторинга результатов профессионального самоопределения позволяет проводить анализ и формировать статистические данные о рекомендуемых пользователям профессиях и направлениях подготовки [3].

Рис. 1. Структурная схема компонентов информационной системы

 

Пользователям системы предоставляется возможность получить поддержку в процессе принятия решений по выбору профессии, для этого реализованы процедуры профориентационного просвещения, диагностики и консультирования. В соответствии с требованиями к данной системе профессиональное просвещение предполагает предоставление расширенных сведений о современном мире профессии, включая требования к образованию и возможные вакансии на предприятиях. Данная информация содержится в разделе «Профессии» интернет-ресурса и изображена на рисунке 2:

Рис. 2. Фрагмент страницы «Профессии» в системе

Пользователям системы предлагается пройти профориентационную диагностику, включающую в себя несколько специализированных тестов, по результатам которой системой формируются рекомендации по выбору профессии, представленные на рисунке 3:

Рис. 3. Результат профессионального самоопределения в системе

 

Как видно из представленного рисунка пользователю подходит профессия «Инженер-технолог» на 50 %, иными словами, согласно одному из выбранных им тестов, данная профессия подходит для соискателя, а по-другому — нет. Следует также отметить, что для каждой профессии представлено необходимое профессиональное образование, при нажатии на которое можно увидеть подробную информацию, в частности, вступительные испытания.

Для экспериментальной оценки эффективности разработанной системы был использован метод экспертных оценок, результаты применения которого представлены в таблице 2:

Таблица 2

Результаты экспертной оценки функциональности системы

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Разработанная система

8,5

7,9

9,6

9,4

8,7

8,3

9,4

7,7

9,3

 

Результаты расчета коэффициентов эффективности систем профессионального самоопределения, проведенного с использованием взвешенного коэффициента важности критериев функциональности систем, представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Диаграмма результатов расчета коэффициента эффективности информационных систем

 

Согласно рисунку 4 достигается повышение эффективности рассматриваемой системы профессионального самоопределения по совокупному критерию на 14 % в сравнении с существующими аналогами. При этом предложенная система позволяет повысить доступность необходимой для принятия решения по выбору профессии информации на 90 % за счет реализации дистанционного доступа (критерий 7), качество формируемых рекомендаций на 33 % (критерий 4), удобство и простоту использования профориентационных процедур на 21 % (критерий 9).

 

Литература:

 

  1. Ляско, В. И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В. И. Ляско. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 288 с. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
  2. Макарова, М. Ю. Принципы функционирования информационных систем поддержки профориентации // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. — 2012. — № 2. — С. 44–51. — URL: http://amisod.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=131:amisod-2012- 2–20-makarova&catid=20:amisod-2012–2-20
  3. Макарова, М. Ю. Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения / М. Ю. Макарова, А. В. Самохин // Наука и образование. МГТУ им. Н. Э. Баумана. Электрон. журн. — 2014. — № 11. — C. 1–12. — URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/739055.html.
  4. Самохина, В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Самохина Виктория Михайловна. — Чебоксары, 2004. — 198 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle