Библиографическое описание:

Гердт Н. А. НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 772-774.



 

Рассмотрены условия внедрения НИРС в образовательный процесс, целью которого является формирование профессионально-творческого потенциала.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, формы научно-исследовательской работы, профессионально-творческий потенциал.

 

The conditions for the implementation of NIRS in the educational process, the purpose of which is the formation of professional creativity.

Key words:Scientific-research work of students, forms of research, professional and creative potential.

 

Быстрый рост преобразований в экономических и социальных сферах России, ежедневно увеличивающийся объём воспринимаемой информации обусловили изменение требований, которые предъявляются обществом к системе среднего профессионального образования в вопросах качества подготовки будущих специалистов.

Данный период развития общества характеризуется тем, что приоритетное место при подборе кадрового состава стали отводить молодым специалистам, которые только что покинули студенческую скамью. Это обусловлено тем, что одним из приоритетных направлений в среднем профессиональном образовании при обучении студентов становится научная деятельность, которая повышает мотивацию к приобретению знаний по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам, помогает формировать компетенции и выпускать молодого специалиста уже с сформированным профессионально-творческим потенциалом. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) ведёт к синтезу преподавания ООД и ОПД, что способствует повышению качества подготовки специалистов, так как проводится в тесной связи с учебным процессом как его неотъемлемое продолжение. Участие студентов данном виде деятельности предполагает у них формирование следующих умений:

          извлекать необходимую информацию;

          вычленять необходимые знания из разных областей, применяя их на практике;

          выдвигать гипотезы;

          принимать нестандартные решения, генерируя при этом новые идеи;

          отстаивать свою точку зрения;

          творчески подходить к выполнению работы.

Интерес к научно-исследовательской работе студентов, обучающихся в средних профессиональных организациях, не отличается новизной. В научной литературе можно найти огромное количество работ, посвящённых изучению этой проблемы. Исследовательская деятельность как один из вариантов развития личности раскрыта в трудах В. И. Журавлева, И. А. Зимней, А. М. Новикова, В. А. Сластенина и др.

А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, А. М. Фридман в основе исследовательской деятельности видят свободную форму, неограниченную какими-либо внешними критериями, дающую возможность для профессионального творчества, для импровизации.

Научные исследования О. И. Алексеевой, Т. В. Кудрявцева, Г. А. Посадовой и др. раскрывают особенности формирования «исследовательских умений» студентов.

Анализ работ Ю. Д. Амирова, Е. С. Жарикова, Е. А. Милеряна, В. М. Петрова, Л. П. Тарвида, З. А. Шахмарданова и др. доказал, что основные принципы организации НИРС — «обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно-технического прогресса».

Проанализировав психолого-педагогическую и научную литературу в области исследования НИРС, можно сделать следующие выводы:

          ученые не пришли к единому мнению в определении дефиниции НИРС, так как это понятие емкое и многогранное;

          НИРС призвана создавать определённые условия для формирования профессионально-творческого потенциала будущего специалиста;

          научно-исследовательская работа в СПО выступает в роли воспитательной среды, направленной на становление востребованного специалиста с;

          помогает быстро адаптироваться в новых познавательных ситуациях, синтезировать информацию, дополняя её недостающей;

          является неотъемлемой частью творческой деятельности, как высшей формы активности и самостоятельной деятельности человека, направленной на создание новых ценностей;

          участие в научно-исследовательском процессе ориентирует студента на раскрытие нереализуемых личностных черт, качеств, способностей и возможностей, которые реализуются в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника СПО;

          формирует у студентов профессионально-творческий потенциал, целью которого является создание новых разнообразных профессиональных ценностей.

Научно-исследовательская работа студентов ведётся в каждой организации СПО. Но не всегда ей уделяется должное внимание и должная поддержка. Очень часто такие конференции проводятся для галочки, представленные научные результаты в дальнейшем не используются, для участия преподаватели стараются выбирать «сильных» в обучении студентов. А ведь такой деятельностью могут заниматься как отличники, так и студенты со средним уровнем знаний. И здесь всё зависит от заинтересованности преподавательского коллектива. Замотивировать, увлечь, «столкнуть» студента с той профессионально-ориентированной темой исследования, которая будет ему интересна, стать верным консультантом, хорошим помощником — вот основная роль педагога на всех этапах (от диагностики до защиты) исследовательской деятельности.

Как теория, так и практика среднего профессионального образования показывает, что в процессе НИРС закладывается фундамент для дальнейшего развития личности, её самоопределения и профессионального становления, ведь при такой форме обучения синтезируются все принципы комплексного развития, дифференцированно-исследовательского подхода, в котором есть все возможности для проявления студентами своих исследовательских способностей.

В Технологическом колледже ЮУрГУ г. Челябинска работа студентов в научно-исследовательских обществах поставлена на должный уровень, ведь основная задача педагогического коллектива заключается в создании необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и профессиональных способностей студентов. Несомненно, этот процесс предполагает компетентностно-ориентированное обучение не только на дисциплинах профессионального цикла, но и на общеобразовательных предметах.

На данном этапе в колледже применяется несколько видов организации НИРС: научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, дополняющая его и параллельная ему. Именно такая комплексная система НИРС обеспечивает постоянное участие обучающихся в научной работе в течение всего курса обучения, где во главу угла ставится межпредметность и преемственность.

Учитывая профессиональную направленность образовательного процесса в Технологическом колледже ЮурГУ г.Челябинска (формирование профессиональных компетенций) и возрастные особенности контингента, самыми действенными организационными формами НИРС являются:

  1.                включение элементов НИР в учебные занятия;
  2.                написание дипломных работ с элементами исследования научного характера;
  3.                участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством руководителя;
  4.                применение НИР на практиках;
  5.                написание научных рефератов;
  6.                участие студентов в научных кружках, творческих объединениях;
  7.                участие студентов в научных семинарах, конференциях, в конкурсах научных и учебно-исследовательских работ студентов;
  8.                введение предмета «Основы исследовательской деятельности» с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путем привития им умений, навыков выполнения НИР, ознакомления с методами НИР, необходимыми будущему ученому.

 

Литература:

 

  1.                Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. — 2005. № 6. — с.4–29.
  2.                Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.
  3.                Бережнова, Е. В. Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с.
  4.                Нархинова Э. П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. пособие. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.университета, 2006.- 40 с.
  5.                Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа в образовательном процессе вуза//Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -СПб.: Реноме, 2012. –С. 380–383.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle