Библиографическое описание:

Петрушевский Д. А. Формирование мотивационных установок при проведении нетрадиционных уроков физической культуры с учащимися 6-х классов // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 720-723.



 

В статье автор предлагает и обосновывает возможность формирования мотивационных и ценностных установок в сфере физической культуры (ФК) путем организации нетрадиционных уроков по ФК (на примере хатха-йоги) в рамках третьего часа. Материалы статьи содержат результаты констатирующего этапа эксперимента и теоретическое обоснование экспериментальной программы.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, нетрадиционный урок физической культуры, хатха-йога.

 

Актуальность исследования. В настоящее время происходит реформа образования, выражающаяся в гуманизации и демократизации процесса обучения и воспитании учащейся молодежи. Однако, в области физического воспитания уже в 90-х годах была выявлена недостаточная эффективность программ по физическому воспитанию в общеобразовательных школах. Все программы по физическому воспитанию учащихся одной из своих задач определяют укрепление здоровья учащихся, однако, эта задача практически не решается. Очевидно, что за три урока физической культуры в неделю, проводимых традиционными методами, не всегда возможно оздоровить учащихся, значительно повысить уровень их физической подготовленности и мотивационных установок [2].

Проблема формирования мотивационных установок к занятиям физической культурой (ФК) у школьников среднего возраста, путем изменения их содержания, с использованием нетрадиционных форм уроков физической культуры является весьма актуальной, так как позволит усилить воздействие как на физические кондиции, так и на повышение мотивации к посещениям занятий по физической культуре [6; 7].

В связи с этим, построение учебного процесса физического воспитания школьников подросткового возраста необходимо организовывать с учетом принципиально новых инновационных подходов, применяя наряду с общепринятыми физическими упражнениями, нетрадиционные средства и методики. Данные средства и подходы активно используются в спорте и лечебной физической культуре, но в школьном физическом воспитании их практически не реализуют [5].

Одним из важных мотиваторов в учебном процессе является оценка действий ученика. Общеизвестно, что оценка решает в том числе задачи повышения мотивации к учению. В современной школе одним из способов повышения мотивации учения на уроках ФК является внедрение балльно-рейтинговой оценки деятельности учеников, которая очень гибкая и позволяет мотивировать учащихся на протяжении всего процесса обучения в учебном году [3; 4]. Однако, в нашей работе мы рассматриваем процесс формирования мотивации через применение нетрадиционных форм преподавания физической культуры.

В научной литературе предлагается очень много форм проведения уроков физической культуры, но на практике не используется, в связи с недостаточным методическим обеспечением.

Нетрадиционные формы обучения, используемые на уроках, должны отвечать требованиям комплексного развития физических качеств, фронтальной и побочной организации учебной деятельности учащихся, поддерживать в течение всего урока устойчивого внимания и высокой работоспособности учащихся, положительно сказывается на качестве знаний, умений и навыков детей [1; 6].

Использование нетрадиционных форм обучения вызывает у детей положительные эмоции, переживания, содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследований определяется недостаточной научно-теоретической обоснованностью методики применения этих средств на уроках физической культуры со школьниками среднего возраста.

Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в 6-х классах.

Предмет исследования: инновационный подход в организации нетрадиционных уроков физической культуры, направленный на формирование мотивации учащихся шестых классов.

Цель исследования: разработка инновационного подхода в организации уроков физической культуры направленного на формирование мотивационных установок учащихся шестых классов.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать теоретические основы и подходы к организации традиционных и нетрадиционных уроков по физической культуре.
  2. Определить первоначальный уровень мотивационных установок учащихся к занятиям на традиционном и на нетрадиционном уроке физической культуры.
  3. Теоретически разработать и обосновать инновационный подход к организации нетрадиционных уроков физической культуры для учащихся средних классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что разработанный подход с использованием инновационных технологий, включающих в себя упражнения из хатха-йоги, позволит повысить мотивацию к занятиям физической культуры.

Новизна исследования: проведенное исследование позволит систематизировать и дополнить теорию и методику преподавания нетрадиционных уроков физической культуры.

Практическая значимость: результаты проведенных исследований могут использоваться в практике учителей физической культуры в различных учебных заведениях.

Методы и организация исследования. Нами использовались следующие методы исследования: анализ литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, математико-статистический метод.

Организация исследования: выборка учеников включала учащихся 6 «а,б» классов, 6 «а»- контрольная группа (23 человека), 6 «б»- экспериментальная группа (24 человека). От опрашиваемого требовалось дать оценку значимости мотивов по пятибалльной шкале (0–5).

Результаты исследования и их обсуждение. Математико-статистическая обработка результатов анкетирования в начале эксперимента показала, что достоверные различия (p<0,05), в двух выборках (6 «а, б) отсутствуют. Согласно данным изложенным в таблице можно считать, что данные классы идентичны по уровню сформированности мотивов.

Таблица 1

Результаты сформированности мотивов учащихся ЭГ и КГ

Мотивы

КГ, баллы

ЭГ, баллы

Критерий различий, t

Уровень значимости, p

1. Стремление к укреплению и поддержанию здоровья

50

51

1,10

>0,05

2. Хорошее физическое самочувствие после занятий

60

53

1,70

>0,05

3. Развитие силы

36

44

1,42

>0,05

4. Развитие выносливости

66

56

1,79

>0,05

5. Развитие скорости

41

49

1,40

>0,05

6. Удовольствие от занятий

55

60

1,55

>0,05

7. Хорошее настроение на занятии и после занятий

77

76

1,73

>0,05

 

Наиболее значимыми мотивами к занятиям на традиционном уроке физической культуры оказались мотивы: 1. Хорошее физическое самочувствие после занятий. 2. Хорошее настроение на занятии и после занятий. 3. Развитие выносливости.

Следовательно, данные результаты позволили теоретически обосновать внедрение средств из хатха-йоги, таких как: Поза дерева:встать прямо, при вдохе медленно поднять руки, максимально вытянуть их вверх, отвести ровные руки назад, за голову, раскрыв грудную клетку. Это упражнение даст грациозную осанку, и укрепит позвоночный столб; Поза ребенка:сесть ягодицами на пятки, затем тело опустить на бедра, руки расслабленно вытянуть вперед. Это упражнение мягко расслабит зажатые мышцы спины, снимет напряжение с шеи; Поза горы:наклониться и поставить руки ладонями на пол, затем поднять таз вверх, отступить пятками назад. Вес должен равномерно распределиться между ладонями и ступнями. Голову опустить под локти. Это упражнение сделает стройными ноги и снимет напряжения с плечевого пояса и со спины; Поза аиста: поднять вверх руки, наклониться с выдохом вниз, сгибаясь от поясницы.Это упражнение придаст гибкость ногам и повысит тонус тела; Поза лука: лечь на живот, взять себя за обе лодыжки, и при вдохе одновременно поднять и верхнюю половину своего туловища, и нижнюю. Это упражнение сделает спину ровной, руки стройными, усилит мышцы пресса.

Выводы:

  1.                Аналитический обзор отечественных источников литературы показали, что проблема влияния нетрадиционных уроков физической культуры на мотивационные установки учащихся недостаточно полно изучена. В литературе предлагается очень много форм проведения уроков физической культуры, но на практике не используется в связи с недостаточным методическим обеспечением. Поэтому необходимо пересмотреть традиционные программы, средства и методы и внести в них новые инновационные технологии при проведении нетрадиционных уроков физической культуры.
  2.                Проведенное анкетирование определило первоначальный уровень мотивационных установок учащихся к занятиям на традиционном уроке физической культуре. Наиболее значимыми мотивами к занятиям на традиционном уроке физической культуры оказались мотивы: хорошее физическое самочувствие после занятий, хорошее настроение на занятии и после занятий, развитие выносливости. Менее значимыми оказались: стремление к укреплению и поддержанию здоровья, развитие силы, развитие скорости, удовольствие от занятий. После проведенной математико-статистической обработки результатов исследования выяснилось, что достоверные различия (при p<0,05) мотивационных установок на традиционном уроке в двух группах отсутствуют.
  3.                Нами теоретически обоснован инновационный подход, направленный на формирование мотивационных установок занимающихся. Основной упор на формирование мотивации был сделан на средства и методы инновационных технологий. Основные задачи: формирование интереса к физкультурным занятиям, укрепление здоровья, улучшение физического развития, приобретение разносторонней подготовленности, с применением упражнений из хатха — йоги. Мы предполагаем, что данный подход может привести к существенному повышению мотивации для занятий физической культурой у учащихся шестых классов.

 

Литература:

 

  1.                Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И. С. Барчуков. — М.: Академия, 2009. — 528с.
  2.                Манжелей, И. В. Инновация в физическом воспитании [текст]: учеб. пособие / И. В. Манжелей. — Тюмень: Издательство ТГУ, 2010. — 144с.
  3.                Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.
  4.                Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.
  5.                Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [текст]: учеб. метод. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2004. — 480 с.
  6.                Фомичева Н. В. Развивающие обучение в физкультурном образовании младших школьников [текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова». Ишим, 2011. — 167с.
  7.                Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [текст] / Фомичева Н. В., Поливаев А. Г.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle