Библиографическое описание:

Сиюткин В. С. Народные спортивные игры как эффективное средство физического воспитания обучающихся 5 классов общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 535-537.



 

Материалы статьи содержат результаты констатирующего этапа эксперимента по внедрению и апробации программы по физической культуре в 5 классе с применением народных спортивных и подвижных игр в уроке. На данном этапе теоретически обоснована необходимость применения народных игр и недостаточность решения задач физического воспитания в рамках традиционной программы по физической культуре.

Ключевые слова: физическое воспитание детей, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), народные игры, лапта, городки, бабки, салки.

 

Актуальность исследования. В современных условиях развития техники и компьютеров в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями. В науке обосновываются различные подходы к повышению эффективности процесса физического воспитания детей [8], однако, большинство из них основаны на применении нетрадиционных современных зарубежных систем упражнений, и лишь незначительная часть исследований касается использования для этой цели древнерусских народных средств [1; 2], таких как народные спортивные игры (лапта, городки, бабки, салки и т. п.).

Народные игры являются эффективным средством развития детей, формирует у них положительное отношение к физической культуре и спорту, а также развивает двигательные умение [2].

В народных подвижных играх формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества ребенка [1].

При этом обучение народным спортивным играм студентов физкультурного профиля позволит повысить качество их профессиональной подготовки и, соответственно, более эффективно решать задачи физического воспитания при работе с подрастающим поколением [3; 4; 5].

Проблема исследования заключается в недостаточном научно-методическом обосновании эффективности использования народных спортивных игр на уроках физической культуры (ФК) как эффективного средства физического воспитания.

Цель исследования — теоретически обосновать применение народных спортивных игр на уроках физической культуры учащихся среднего звена.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры в 5 классе.

Предмет исследования: совершенствование учебного процесса по ФК с применением народных подвижных игр.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме применения в сфере физического воспитания подрастающего поколения народных спортивных игр.
  2. Определить исходный уровень физической подготовленности учеников 5 класса.
  3. Подобрать и теоретически обосновать наиболее эффективные народные игры, применяемые на уроках ФК.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внедрение народных спортивных игр в урок физической культуры повысит уровень физических возможностей подрастающего поколения

Методы и организация исследования. В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны адекватные методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; метод контрольных испытаний; математико-статистические методы обработки материала.

Эксперимент проводился с сентября по октябрь 2015 г, в котором приняли участие 10 учащихся 5 «а» класса (ЭГ) и 10 учащихся 5 «б» класса (КГ) общеобразовательной школы № 5 г. Ишима.

Учащиеся, сформированные в экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ), были оценены по 5-балльной системе по следующим тестам по физической подготовленности (табл.1): прыжок в длину с места (м); челночный бег 3 x 10 (м); подтягивания на высокой (м) и низкой (д) перекладине (кол-во раз); бег 60 м с высокого старта (с); бег на 100 (м); метание набивного мяча (м).

Наглядно видно, что уровень физической подготовленности у детей достаточно низкий и соответствует в основном оценке «3» (таблица).

Прыжок в длину с места. 2 ученика сдали данный норматив на «отлично», 6 учеников на «хорошо», 8 учеников «удовлетворительно», и 4 ученика не справились с нормативом.

Челночный бег 3 по 10 м. Из 2-х групп на «отлично» норматив сдали только 4 ученика, на «хорошо» 5 учащихся, на «удовлетворительно» 7 учеников и не смогли сдать этом норматив 4 ученика.

Подтягивание на высокой перекладине для мальчиков, на низкой — для девочек. С силовой подготовкой нормативы хуже, 2 учащихся сдали его на «отлично», 4 ученика на «хорошо», на «удовлетворительно» 12 учеников и 2 ученика не вложились в норматив.

Бег на 60 метров. На «отлично» сдало 2 ученика, «хорошо» получили 2 ученика, 13 учеников сдали на «удовлетворительно», не справились 3 ученика.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ в начале эксперимента

Вид норматива

ЭГ, средний балл

КГ, средний балл

Разница, балл

t

Р

Прыжок в длину с места

3,2

3,1

0,1

0,25

Р>0.05

Челночный бег

3,4

3,3

0,1

1,12

Р>0.05

Подтягивание на перекладине

3,3

3,2

0,1

0,54

Р>0.05

Бег на 60 метров

3,2

3,1

0,1

1,12

Р>0.05

Бег на 100 метров

3,1

3,0

0,1

1,20

Р>0.05

Метание малого мяча

3,2

3,1

0,1

0,32

Р>0.05

 

Был бег на 100 метров. 2 ученика сдали на «отлично», никому не удалось сдать этот норматив на «хорошо», 15 учеников уложились на «удовлетворительно» и 2 ученика не уложились с нормативами.

Метание малого мяча. С данным нормативом справились не все: 2 ученика сдали на «отлично», 2 учеников сдали на «хорошо», 13 учеников получили «удовлетворительно», 3 не смогли выполнить норматив.

Математико-статистическая обработка результата показала, что между двумя группами испытуемых отсутствуют достоверные различия, т. е. на начало эксперимента две группы идентичны.

Нами разработана программа физкультурно-оздоровительной работы на основе народных спортивных и подвижных игр, которая позволит, на наш взгляд, решить целый комплекс важных вопросов при работе с обучающимися 5-х классов: удовлетворить их потребность в движении, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества, стабилизировать их эмоции и т. д. Кроме этого, мы предполагаем, что будут решены задачи приобщения детей к русским традициям, воспитания патриотизма и гражданственности, что заложено в современных федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования [6; 7].

Данная программа включает в себя применение лапты, городошного спорта, в вариативной части программы по ФК, а также в минимальном объеме в базовой части вместо упражнений по легкой атлетике, баскетболу и волейболу. Общий объем часов в экспериментальной программе на народные спортивные игры составил 14 часов. В этот же объем вошли часы, выделяемые на раздел «Подвижные игра», в рамках которого включены народные подвижны игры — «бабки», «горелки», «жмурки», «считалки», «чехарда», «чижик», «банки», «пятнашки», «защита крепости» и т. п.

Выводы. Народные игры достаточно эффективно применялись в системе физического воспитания детей советской школы, однако, на современном этапе развития школьного образования их применение значительно сократилось. Данный факт приводит к отходу от русских традиций в образовании и физическом воспитании. В связи с требованиями ФГОС ООО (СОО) возрастает потребность в применении народных древнерусских игр с целью более эффективного решения задач физического воспитания и воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.

Анализ исходного уровня физической подготовленности учащихся 5-х классов подтвердил наше предположение о недостаточно эффективной реализации традиционной программы по ФК в школе. Физическая подготовленность учащихся соответствует в основном оценке «3» и свидетельствует о наличии резервов повышения, в том числе за счет применения народных спортивных и подвижных игр в учебном процессе.

Нами разработана и внедрена программа по физической культуре в 5-х классах с применением народных игр, в рамках которой объем часов на данный раздел составляет 14 часов в первом полугодии. В программу вошли народные спортивные игры (лапта и городки), а также народные подвижные игры. Игры подобраны в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей данного возраста. Эксперимент продолжается.

 

Литература:

 

  1.                Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М. Ф. Литвинова. — М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
  2.                Панкеев, И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев.- М.: Яуза; Эксмо-пресс, 1998. — 235 с.
  3.                Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 3(129). — С. 167–170.
  4.                Поливаев, А. Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Высшее образование в России. — 2013. — № 11. — С.134–137.
  5.                Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 125–129.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. — 2010. — url: http://минобрнауки.рф/документы/938. — (дата обращения 29.10.2015.).
  7.                Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (10–11 кл.) [Электронный ресурс]. — 2012. — url: http://минобрнауки.рф/документы/2365. — (дата обращения 29.10.2015.).
  8.                Фомичёва, Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н. В. Фомичёва, А. Г. Поливаев, Н. А. Волохина, А. Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С.61–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle