Библиографическое описание:

Дулаев М. Х. Государственная поддержка малого бизнеса в Чеченской Республике // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 380-382.



 

В данной статье проводится анализ эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Чеченской Республике. Выявлены проблемы этой системы. Определены меры, необходимые для повышения ее эффективности.

Ключевые слова: экономика, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес.

 

В современных условиях динамично изменяющейся политической и экономической обстановки в стране и в частности развевающейся Чеченской республике, малый бизнес является своеобразным фактором повышения гибкости всей экономической системы. Ведь именно малые предприятия максимально чутко и быстро реагируют на экономические изменения. Помимо прямого влияния на гибкость экономической системы малый бизнес решает хозяйственные и социальные проблемы обеспечивает занятость населения. В связи с этим, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства должно стать приоритетным направлением.

Говоря о функционирования малого бизнеса ЧР, следует отметить что этот сегмент экономики недостаточно развит, хотя некоторые положительные изменение все-таки наблюдаются.

Правительством Чеченской Республики предпринимаются определенные меры по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

В настоящее время реализовывается Государственная программа «Поддержка и развитие малого среднего предпринимательства в Чеченской Республике на 2014–2018 годы», рамках которого планирует выделить более 1,2 млрд. рублей за счет республиканского бюджета. Объем бюджетных ассигнований программы на 2014 год из республиканского бюджета составляет — 248,8 млн. рублей. Заключены соглашения на предоставление субсидий на софинансирования программы из федерального бюджета на общую сумму 586,0 млн. рублей. Рамках госпрограммы реализуются 2 подпрограммы: «Поддержка малого и среднего предпринимательства в чеченской республике», «Обеспечение реализации государственной программы в сфере малого бизнеса и предпринимательства»

Кроме того, созданы и некоммерческие организации: «Микро финансовый Фонд Чеченской Республики», «Гарантийный фонд Чеченской Республики», «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики», они оказывают такой вид государственной поддержки, как предоставление поручительств, грантов и субсидий.

Некоммерческой организацией «Микрофинансовый фонд Чеченской Республики» выдано займов субъектам МСП — 193, на сумму — 121,9 млн. руб. Некоммерческой организацией «Гарантийный фонд Чеченской Республики» предоставлено — 29 поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства ЧР на общую сумму — 115,4 млн. руб. Некоммерческой организацией «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства ЧР» выдано — 149 займов, на сумму — 84,8 млн. руб.

По состоянию на 01.05.2015 года, на учете в Чеченской Республике состоят 22,7 тыс. индивидуальных предпринимателей и 5,2 тыс. малых предприятий. Для субъектов малого предпринимательства строятся офисные центры (бизнес- инкубаторы), с низкой арендной ставкой, которые оказывают образовательные, консалтинговые и юридические услуги предпринимателям и предоставляют офисные помещения на льготных условиях, а также предлагаются различные виды финансовых услуг (микрозаймы и грантовая поддержка) для развития собственного бизнеса. В настоящее время в республике функционирует 10 бизнес-инкубаторов: Республиканский, Грозненский производственный, Гудермесский, Шалинский, Шатойский, Шелковской, Урус-Мартановский, Аргунский, Наурский и Учебно- производственный реабилитационный центр в с. Знаменское.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в 2014 году

 

Малые предприятия

Всего

Из них

Микропредприятия

Число действующих юридических лиц (на конец года), единиц

5653

5551

Число предприятий в расчета на 10000 человек населения

 

 

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек

20651

19293

Средняя численность внешних совместителей, человек

163

163

Среднее численность работников, выполнявших работы по договорам гражданского характера, человеком

243

123

Оборот предприятий, млн.руб

65250.6

61119.8

Инвестиции в основной капитал, млн.руб

10234.2

674.2

 

Оборот малых и средних предприятий в 2012 году составил 30,4 млрд. руб., в 2013 г. — 45,5 млрд. руб., в 2014 г. — 48,1 млрд. руб. Удельный вес оборота малых предприятий в валовом продукте региона в 2012 г. составил 29,3 %, в 2013 г. — 40,8 %, в 2014 г. — 40,0 %. Таким образом, можно сделать вывод, что по сравнению с 2012–2013гг. в 2014 г. доля малых предприятий в ВРП значительно выросла.

Ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие малого бизнеса в Чеченской Республике: — Высокие риски потери инвестированных средств в связи с невозможностью малых предприятия представлять гарантии по своим обязательствам и отсутствием страхования инвестиционной деятельности.

        Нехватка квалифицированных кадров и высокая стоимость консалтинговых услуг.

        Недостаточная защищенность инвесторов от влияния со стороны крупных участников рынка и от недобросовестных предпринимателей.

        Инфляционные скачки в стране.

        Недоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса в коммерческих банках.

Решение этих проблем является важнейшей задачей органов государственной власти всех уровней, общественных организаций, союзов предпринимателей и самих предпринимателей.

В целях решения проблемы недоступности кредитных ресурсов для малого бизнеса в коммерческих банках, распоряжением Правительства Чеченской Республики № 149-р от 13.04.2010г., был создан Гарантийный фонд Чеченской Республики, который только в 2013 выдал 35 поручительств для субъектов малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики на привлечение кредитных средств.

Проблема, которую необходимо решить прежде всего, является проблема налоговой нагрузки. В соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27.01 2015) на федеральном уровне было предложено принятие нормативно-правовых актов, которые предоставляют права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, а также ввести «двухлетние налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в сфере производственных и бытовых услуг.

Не маловажный вопрос который стоит перед малым бизнесом — это надлежащее обеспечение инновационной инфраструктурой субъектов малого предпринимательства в целях получения в производстве конкурентоспособной продукции. Проблема инновационной политики в отношении малого бизнеса в регионах страны в настоящее время является злободневной.

Эффективность развития и внедрения инноваций для малого бизнеса зависит от качественного проведения в жизнь со стороны органов государственной власти и местного самоуправления политики развития инновационной структуры, которая напрямую зависит от взаимодействия региональных властей с инновационными компаниями, а также с научно-образовательными учреждениями.

Плотное взаимодействие, а также своевременность проведения мероприятий по развитию и введению инноваций для малого и среднего предпринимательства в регионе является важным моментом в рамках построения региональной экономики в рамках экономического пространства ВТО.

Реализация указанных мер окажет существенную поддержку в обеспечении условий развития малого и среднего предпринимательства, а также в развитии муниципальных районов, городских округов республики и секторов экономики.

Подводя итог, следует отметить, что развития малого предпринимательство зависеть на прямую от заинтересованности государства формированию благоприятных социальных, экономических, политических и правовых условий

 

Литература:

 

  1. http://chechenstat.gks.ru/
  2. http://chr.pmp.gkr.su/registry/program/
  3. http://www.investchechnya.ru/maloe-predprinimatelstvo.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle