Библиографическое описание:

Суставова Н. П. Проблемы горячего водоснабжения крупнейшего города (на примере Екатеринбурга) // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 481-483.

 

Сегодня Екатеринбург является четвертым по численности населения городом России, административным центром Свердловской области и Уральского федерального округа. По большинству показателей социально-экономического развития город занимает лидирующие позиции. В последние годы наблюдается стабильное увеличение рождаемости, при этом смертность в Екатеринбурге самая низкая среди «городов-миллионников» России. Через город проходят 6 федеральных автотрасс, 7 магистральных железнодорожных линий, а также располагается самый большой за пределами двух столиц международный аэропорт.

Растущий и богатеющий город всегда является привлекательным для проживания, работы, учебы. С ростом населения растут темпы и объемы строительства и ввода жилых площадей, объектов социальной сферы, торгово-развлекательных комплексов. Однако, с ростом благосостояния горожан, растут и их требования к качеству оказываемых услуг в различных сферах, в т. ч. и в сфере ЖКХ.

Каждый год с наступлением отопительного сезона в контролирующих органах фиксируют рост обращений граждан с жалобами на подаваемую централизованно горячую воду. Ресурс зачастую не соответствует требованиям СанПиН по цветности, запаху, мутности. В зимний период проблемы возникают в жилом фонде, подключенном к открытой системе горячего водоснабжения. Данная проблема может быть связана с некачественной промывкой системы ГВС в самом доме в летний период либо с плохим состоянием самих подающих сетей. Но даже при добросовестной работе управляющих компаний и качественной промывке систем дома количество неудовлетворительных проб горячей воды не снижается. Ответ прост- в таких домах системы отопления и снабжения горячей водой не изолированы, поэтому в ГВС подмешивается технический носитель из системы отопления.

В 2012 году был принят Федеральный закон N 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которому с 2022 г. будет запрещен забор горячей воды из источников теплоснабжения: «С 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается» [1].

Данная категория воды является технической и совершенно не пригодна для бытового использования. Решение проблемы- закрытие системы подачи ГВС. В большинстве российских городов система снабжения ГВС является закрытой, но для таких крупных городов как Санкт-Петербург и Екатеринбург была выбрана открытая схема. В Екатеринбурге с 2013 года запрещено подключение новых объектов строительства к открытой системе снабжения ГВС. Во вновь сдаваемых объектах капитального строительства установлены ИТП (индивидуальные тепловые пункты), в которых при начале отопительного сезона происходит нагрев чистой водопроводной воды подаваемым теплоносителем до состояния горячей. Однако проблема остается острой для большинства жилых домов города.

Проблема качественной горячей воды является одной из самых сложных для разрешения, т. к. затрагивает интересы сразу нескольких сторон (поставщиков тепла, воды, собственников жилых помещений, посредников в лице управляющих компаний, Администрации города) и ее решение требует их слаженной работы. По оценке главного инженера «Свердловской теплоснабжающей компании» данная модернизация по переходу Екатеринбурга на закрытую схему горячего водоснабжения потребует около 60 млрд. рублей. Из них 20 млрд.- затраты на установку индивидуальных тепловых пунктов, модернизацию центральных тепловых пунктов и, при необходимости, перекладку центральных квартальных сетей. Однако переход этим не ограничится, и для завершения необходима реконструкция сетей «Водоканала». На это и пойдут оставшиеся 40 млрд. [2]

Средства планируется привлекать из федерального бюджета и использовать средства жителей-собственников помещений. Данный вопрос законодательно не освещен, отсутствуют механизмы финансирования мероприятия. Согласно Жилищного Кодекса РФ все вопросы, касающиеся дополнительных денежных затрат со стороны собственников, должны приниматься на общем собрании. [3]. Однако, учитывая стоимость ИТП для дома (на 5 этажный дом в 4 подъезда стоимость может доходить до 2 млн руб.) можно понять скепсис собственников. В городской администрации предлагают свои пути решения проблемы: устанавливать ИТП при капитальном ремонте дома либо закрепить за собственниками законодательно обязанность по установке ИТП за счет своих средств.

В то же время неудовлетворительное качество горячей воды (несоответствие СанПиНам) оборачивается для управляющих компаний немалыми штрафами. На запрос управляющей компании, адресованный поставщику услуги, привожу выдержку из официального ответа от 15.06.2015 г. «На основании вышеизложенного, предлагаем Вам, до 1 января 2022 г. предусмотреть возможность доведения до потребителей горячей воды с температурой 60–75 С (возможный вариант: установка электроводонагревателя) или отказаться от потребления горячей воды до восстановления параметров, соответствующих санитарным нормам».. [4]. В свою очередь управляющие компании не имеют полномочий отключить от горячего водоснабжения жилой дом, а может только дать рекомендации собственникам установить индивидуальные водонагреватели в квартирах и не пользоваться некачественной горячей водой.

Что же касается рекомендаций ООО «СТК» об использовании электроводонагревателя для дома- данная версия тоже несостоятельна. При сдаче нового жилого дома в 175 квартир, 4 подъезда, по проекту в ИТП установлены 2 проточных электроводонагревателя по 12 кВт. При нагрузке, необходимой для нагрева ГВС в 35,6 Гкал/мес. (40 968 кВт/мес.) таких нагревателей должно быть установлено 5 штук. Даже если технические условия были бы выполнены, сумма затрат дома на подогрев ХВС до состояния горячей воды в 70 С будет составлять в месяц 97,5 тыс. руб. (40 968 кВт * 2,38 руб. (дневной тариф)). Однако, только малую часть этой суммы можно отнести на собственников, львиную долю за собственников будет вынуждена оплатить поставщику электроэнергии сама управляющая компания, т. к. в области действуют нормативы потребления электроэнергии кВт·ч на 1 кв. метр площадей, входящих в состав общего имущества дома.

Таких средств ни одна управляющая компания не в состоянии изыскивать ежемесячно. Поэтому рекомендации самих управляющих компаний могут сводиться к предложению установить индивидуальный водонагреватель в квартире и при этом перекрыть ГВС, либо пользоваться тем, что есть, ожидая 2022 года. Для тех же собственников, которые не согласны с этими предложениями можно рекомендовать провести общее собрание собственников, на котором принять к исполнению смету на установку ИТП за счет средств самих собственников.

 

Литература:

 

1.        О теплоснабжении. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Электронный ресурс.URL: http://www.rg.ru/2010/07/30/teplo-dok.html

2.        Областная газета // Электронный ресурс.URL: http://www.oblgazeta.ru/news/5589/

3.        Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 (ред. от 13.07.2015) // Электронный ресурс.URL: http://docs.cntd.ru/document/499010471

  1.      Письмо ОАО «Энергосбыт Плюс» о несоответствии температуры горячей воды санитарным нормам от 15.06.2015г.№ 51307–11/434 // Электронный ресурс.URL: http://www.ukviz.ru/news/25229.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle