Библиографическое описание:

Абдураева Г. Е. О применении современных технологий в организации перевозок пассажиров в городских автобусных маршрутах // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 117-120.

 

Ключевые слова: автотранспорт, перевозка, пассажир, общественный, транспорт, организация, система, подвижность, населения, городской, маршрут, технология.

 

Одной из важнейших целей социально-экономического развития Республики Казахстан является повышение качества жизни населения. Достижение этой цели связано с обеспечением экономической и национальной безопасности, созданием прочного фундамента конкурентоспособности и рациональной интеграций Республики Казахстан в мировое сообщество. Решение этих задач, в свою очередь, невозможно без устойчивого и эффективного функционирования транспортной отрасли как важнейшей компоненты производственной и социальной инфраструктуры страны.

Автотранспорт общего пользования образует основу транспортного комплекса, является важнейшим элементом социально-экономической инфраструктуры страны [1].

Социально-экономические реформы Республики Казахстан обусловили радикальное структурное изменение автотранспорта как отрасли. На месте структур централизованного отраслевого управления автотранспортом постепенно формируется новая система, отвечающая требованиям рыночной экономики, основанная на механизмах лицензирования, сертификаций, сочетающая административные и экономические рычаги управления [1].

Вместе с тем, изменение системы хозяйственных связей развития внутренних и международных товарных рынков поставило перед автотранспортом новые задачи и открыло перед ним большие перспективы. Процессы демократизма общества и либерализации экономики объективно способствует раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт. Очевидно, что автомобиль становится основным фактором, обеспечивающим подвижность населения в социальной, производственной, рекреационной сферах. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территории населенных пунктов, на процессы производства и потребления, на весь образ жизни казахстанцев.

Являясь наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы, автомобильный транспорт, вместе с тем, является наиболее ресурсоемкой транспортной отраслью. На долю автотранспорта приходится основная часть вредных воздействий окружающей среды, как и основная часть ущерба, наносимого ущерба, наносимого транспортными авариями.

Городской и пригородный автотранспорт по-прежнему представляет для Казахстана основной элемент общественного транспорта, от их эффективной и стабильной работы в нынешних непростых условиях во многом зависит экономического качества жизни самых широких слоев населения.

В нашей стране доля транспорта общего пользования в обеспечении транспортной подвижности населения достигает 85 %, тогда как в США соответствующий показатель составляет около 3 %, в странах Западной Европы в среднем 20 %.

Очевидно, что эффективность и стабильная работа автотранспорта общего пользования является для Казахстана в целом и ее регионов важнейшим фактором социально-политической и экономической стабильности и во многом определяется качества нашей жизни.

Городской пассажирский автомобильный транспорт г Караганды обеспечивает жизнедеятельность как самого города, так городов спутников а так же он является единственным видом транспорта, который занимается пассажирскими перевозками, а проблемы пассажирского транспорта выходят далеко за рамки.

Вопросы организации транспортного обслуживания населения не должны быть предмет исключительного ведения государство. Полномочия и ответственность за организацию экономически целесообразных и безопасных перевозок населения должны распределяться между муниципальным образованием, субъектом государственным и местным органом исполнительной власти, хотя наиболее сложные и трудноразрешимые задачи выпадают на местный и региональный уровни.

В столице и других крупных городах Казахстана реализация транспортной стратегии, в том числе применение современных технологий организации перевозок пассажиров и внедрение единой системы электронного обилечивания с использованием технологий смарт-карт успешно продолжаются.

Система GPS (Global position system — Глобальная система позиционирования) позволяет отслеживать местоположение автотранспортных средств в режиме реального времени с точностью до 15 метров. Данные через интернет выводятся на монитор диспетчера с указанием времени до секунды.

В Караганде за последние три года существенно обновился пассажирский автопарк. В частности, приобретены автобусы большой вместимости и выведены из эксплуатации старые, не отвечающие требованиям. Так же значительно сократили не соответствующие требованиям автопарки. Если раньше 12, то на сегодня пассажиров обслуживают 9 автопарков.

Движение общественного транспорта в городе будет отслеживать система GPS. Это позволит контролировать своевременность приезда автобуса на остановочный пункт, согласно графику. По этому вопросу очень много жалоб поступает от горожан. Оснащение подобной системой позволяет организовать движение пассажирского транспорта по графику и обеспечивает безопасность движения.

Электронные аппараты — так называемые валидаторы, посредством которых осуществляется плата за проезд в общественном транспорте, начали действовать в нескольких городских маршрутах Караганды. Так же решено установить их во всех автобусах. По мнению инициаторов нововведения — ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог» города, новая система увеличит прозрачность доходов перевозчиков, следовательно, и налоговые отчисления.

В среднем за смену, автобус в зависимости от маршрута, приносит автотранспортному предприятию доход от 10 до 30 тысяч тенге. С введением в действие валидаторов эта сумма должна увеличиться — за счет исключения человеческого фактора. По подсчетам специалистов, доходы предприятия увеличивается как минимум на 20 %. И ожидаемый прибыль еще возрастет со временем. Это весомая добавка к нашему бюджету, которая раньше прямо уходила в карманы недобросовестных кондукторов и контролеров, которые зачастую работали в стачке такими же водителями. Проконтролировать их всех на всех маршрутах не было возможности, т. к. часто работают случайные люди. В результате автотранспорт нес огромные убытки, и автотранспортные предприятия вынуждены обращаться за дотациями из городского бюджета.

С внедрением валидаторов общие расходы на проезд для горожан не повысятся, зато возрастет качество обслуживания пассажиров на городском транспорте.

На всех видах городского пассажирского транспорта должна быть внедрена единая система электронного обилечивания с использованием технологий смарт-карт. Такая система так же будет способствовать повышению прозрачности доходов и налоговой отчетности транспортных операторов.

Один из видов автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) компании Smart Technologies внедрена в г.Москва, г.Раменское и г. Зеленоград. С ее помощью можно реализовать централизованный сбор оплаты за проезд и однозначное определение числа перевезенных пассажиров, в том числе льготников. Система позволяет определить экономическую эффективность каждого маршрута [2, с. 145]. Общая схема системы приведена на рис.1.

Должны быть завершены разработка и внедрение системы информационного обеспечения деятельности общественного транспорта, предусматривающей свободный доступ населения и пассажиров к базам данных маршрутов, расписаний, услуг и другой необходимой информации, а также возможность дистанционного бронирования и продажи билетов. Необходимо обеспечить ее координацию и интеграцию с аналогичными системами других видов транспорта.

Для обеспечения сбора и анализа международного опыта в применении современных технологий организации перевозок пассажиров, а также организации проведения научно-исследовательских работ в сфере регулирования движения транспорта в городах Казахстана необходимо создание Центра современных технологий городского пассажирского транспорта.

Рис. 1. Общая схема автоматизированной системы контроля проезда

 

Одними из приоритетов развития городского пассажирского транспорта станут скорейшая разработка и реализация системы регулирования движения транспорта в городах, учитывая ожидаемое повышения транспортного потока и интенсивность использования личных автомобилей. Главные направления такой системы включает в себя:

        создания оснащение центров регулирования городского движения;

        модернизацию системы автоматического регулирования движения (светофоров) с применением технологий адаптивного регулирования;

        обеспечение открытой и справедливой конкуренций на рынке транспортных услуг;

        реализацию моделей приоритетного движения городского пассажирского транспорта в схемах регулирования;

        внедрение технологий визуального дистанционного мониторинга уличного движения, включая автоматизированные системы регистраций нарушения правил дорожного движения, распознавание номерных знаков и правоприменения в городах и пригородных зонах.

Общественный транспорт должен быть более гибким для удовлетворения современных потребностей, конкурентоспособным и в большей степени ориентированным наобслуживание населения [3, с. 9].

Необходимо развитие альтернативных видов городского пассажирского транспорта, таких, как трамвайный, троллейбусный, выделенные автобусные линии, монорельсовый транспорт и метро. Важным является повышения квалификации и профессионального уровня работников городского пассажирского транспорта.

 

Литература:

 

  1. Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11.04.2006 года № 86). — Астана, 2006. — 67с.
  2. Отчет акимата г. Караганды «Изучение объемов пассажирских перевозок и расчет затрат перевозчиков города Караганды»
  3. Яценко С. А. Повышение качества обслуживания пассажиров на городских автобусных маршрутах в условиях применения подвижного состава разной вместимости / диссертация кандидата технических наук, Иркутск 2012–212с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle