Библиографическое описание:

Абдулаева М. Ш., Абдулаева Н. М. Создание культурной среды — условие эффективной региональной культурной политики // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 69-71.



 

К началу 2000-х годов социокультурная ситуация в Дагестане сложилась таким образом, что, как отметила министр культуры республики Дагестан З. А. Бутаева, институты светской культуры, не обеспечивавшиеся государством в нужной мере и не имеющие возможности вести свою деятельность в соответствии с запросами времени, вытеснялись более активными формами массовой или религиозной культуры [5, с. 43]. Доминирование религиозной идентичности, низкий уровень городской, урбанизированной культуры и, как следствие, полярность культурных приоритетов современных дагестанцев вызывают необходимость в том, чтобы государство оставалось гарантом обеспечения функционирования учреждений культуры и главным заказчиком на творческий продукт высокой общественной ценности.

В то же время, именно проекты в сфере традиционной культуры способны создать условия для сохранения культурного наследия, а как организационно-управленческая форма проекты позволяют «вписаться» традиционным направлениям культуры в систему новых экономических отношений [4].

В настоящее время наиболее актуальными проблемами развития художественной культуры в республике Дагестан являются: снижение уровня художественной культуры населения; невостребованность потенциала профессионального искусства, традиционной народной культуры как средства художественного развития личности; экспансия массовой культуры; разрушение подлинности фольклора в результате его сценической обработки, перенесения в несвойственную для него среду; утрата форм и традиций устного народного творчества.

Выделяя приоритеты региональной культурной политики, исследователи отмечают задачи, в целом характерные для различных регионов страны. Прежде всего, это «задачи, связанные с проблемами выравнивания и сохранения определенного уровня благополучия и культурного развития региона, а также осознания региональным сообществом себя как субъекта саморазвития, понимания ценности своей локальной культуры и возможностей самореализации в условиях ориентации России на модернизацию и инновационный путь развития» [2]. Применительно к республике Дагестан эти задачи решаются в организациях и учреждениях культуры в рамках одного из приоритетных проектов развития республики «Человеческий капитал». Данный проект «охватывает всю социальную сферу республики и способствует совершенствованию образовательной среды, построению эффективной системы здравоохранения, интеграции Дагестана в международное и российское культурное пространство, росту социальной защищенности населения, развитию спорта и вовлечению молодежи в общественно-политические процессы» [7].

В течение 2014 года в республике реализовывалась инициированная Главой республики и Министерством культуры программа по формированию Центров традиционной культуры. Центры открылись на базе культурно-досуговых учреждений (бывших домов культуры) во всех муниципальных образованиях республики и ведут работу «по сбору и систематизации литературных и документальных описаний примеров традиционной культуры дагестанских народов, выявлению уникальных памятников музыкальной культуры, народного песенно-инструментального наследия» [6].

При Центрах традиционной культуры в течение 2014 г. реализовывался проект «Творческий десант», координацию которого выполнял Республиканский Дом народного творчества. Просветительская функция, выполняемая «Творческим десантом», перекликается с концепцией академика Б. Асафьева, который в 1920-е годы предлагал проект целенаправленного воспитания культурно и интеллектуально развитого слушателя посредством организации «очагов слушания музыки» [3, с. 60]. В рамках «Творческого десанта» состоялись выездные концерты и творческие встречи во всех муниципальных образованиях Дагестана, что позволило жителям отдаленных горных районов республики соприкоснуться с образцами профессионального музыкального искусства.

Эффективным средством формирования культурной среды может стать музыкальное просвещение, практика популяризации академической музыки, осуществляемая учреждениями образования и социально-культурными институтами. Именно они в сложных социально-культурных условиях, обусловленных растущей исламизацией и эмиграцией дагестанской городской интеллигенции, способны сохранить и расширить пространство светской, городской культуры, сохранить высоко конкурентоспособную часть социально активного населения республики, ориентированную на прогрессивное общественное и культурное развитие.

Под воздействием глобализационных процессов, транслируемых массовой музыкальной культурой, происходит ассимиляция этнической индивидуальности национального фольклора с интонационным «багажом» городской музыкальной культуры. Наиболее драматично подобный процесс происходит в этнокультурах немногочисленных этносов и осложняется в результате миграции с территории малой родины. В данных условиях становится актуальным сохранение самобытности этнокультурной традиции. Такую цель ставит ежегодный Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы», организуемый министерствами культуры России и Дагестана, государственным Российским и Республиканским Домами народного творчества, администрацией города Махачкалы. Фестиваль «Горцы» проводится при поддержке президента РД в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» и включен в календарь Международной организации по народному творчеству.

Фестивальный проект «Каспий — берега дружбы» стартовал в 2011 г. и направлен на консолидацию культурного потенциала народов прикаспийских стран. В 2015 г. в фестивале приняли участие творческие объединения и коллективы республики Дагестан, регионов Северо-Кавказского федерального округа, Астраханской и Пензенской областей, Калмыкии, Казахстана и Азербайджана.

Поддержка традиционной культуры связана с необходимостью сохранения исторической памяти и культурной специфики, она необходима в силу того, что фактически обеспечивает через систему учреждений культуры и образования единство тех смыслов и значений, которые придают государству устойчивость. Формирование позитивного имиджа региона, включающего значительную часть спектра культуры, создает целостность социокультурного пространства, устойчивость региональной идентичности, что в конечном итоге аккумулирует позитивные эффекты социокультурного развития региона.

Важным направлением региональной культурной политики является создание условий для творчества, поддержка талантов художника, писателя, композитора, музыканта, всей творческой интеллигенции, создающих ценности культуры, обогащающих духовную жизнь общества. В Дагестане одной из форм поддержки творческих работников являются гранты Главы республики, которые выделяются для финансирования расходов на разработку и реализацию инновационных проектов в области образования, науки, культуры, искусства и т. д. [1]. Применительно к культурной политике республики Дагестан важно учитывать актуальность разных форм государственно-частного партнерства в области культуры, привлечение внебюджетного финансирования со стороны частного капитала и бизнес-структур.

Сохранение культурного наследия в эпоху глобализации и различных трансформационных тенденций в социокультурном пространстве необходимо в силу то, что оно обеспечивает через систему учреждений культуры и образования единство тех смыслов и значений, которые придают государству устойчивость. При этом эффективная региональная политика, направленная на формирование общегражданской идентичности через актуализацию института традиции и модернизацию социокультурной среды, выступает основой национальной безопасности.

 

Литература:

 

  1.                Положение о порядке присуждения грантов Главы республики Дагестан (в ред. Постановлений Правительства РД от 20.04.2009 № 107, от 20.04.2011 № 117, от 07.07.2014 № 309) // Глава республики Дагестан [Сетевой ресурс]. Режим доступа: http://president.e-dag.ru/component/k2/search?searchword=ПОЛОЖЕНИЕ+О+ПОРЯДКЕ+ПРИСУЖДЕНИ&categories=20 %2C83 %2C17 %2C19 %2C24 %2C27 %2C87 %2C88 %2C89 %2C90 %2C104 %2C114 %2C117 (дата обращения: 01.10.2015).
  2.                Астафьева О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (лекции 6–8) // Культурологический журнал = Journal of cultural research [Электронный ресурс]. 2011. № 2. Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/73.html&j_id=6(дата обращения: 01.10.2015).
  3.                Букина Т. В. Музыкальная наука в России 1920–2000-х годов (очерки культурной истории). СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2010. 192 с.
  4.                Булавина Д. М. Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики: дис. … канд. культурологии. 24.00.01. М., 2007. 167 с. URL: http://www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelnost-v-sfere-kultury-kak-mekhanizm-realizatsii-kulturnoi-politiki (дата обращения: 01.10.2015).
  5.                Бутаева З. А. Особенности культуры Дагестана на современном этапе // Вестник МГУКИ. 2014. № 2 (58). С. 43–50.
  6.                Информация с сайта РИА Дагестан. Режим доступа: http://www.riadagestan.ru/news/culture/vybor_ria_dagestan_samye_znachimye_regionalnye_kulturnye_sobytiya_2014_goda/ (дата обращения: 01.10.2015).
  7.                Информация с сайта РИА Дагестан. Режим доступа: http://www.riadagestan.ru/news/the_government_of_the/voprosy_realizatsii_proekta_razvitiya_respubliki_chelovecheskiy_kapital_obsudili_v_makhachkale/ (дата обращения: 01.10.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle